ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Для студентов направления (или) специальности 080402 «Товароведение (по группам однородных товаров)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Для студентов направления (или) специальности 080402 «Товароведение (по группам однородных товаров)»

Методические указания по выполнению курсовых работ составлены на основании рабочей учебной программы дисциплины «Товароведение»

Методические указания по выполнению курсовых работ рассмотрены и утверждены на заседании цикловой комиссии 1 сентября 2010 года.

Методические указания по выполнению курсовых работ разработал:

Преподаватель СПО: Мингулова Т.А.

Альметьевск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

Общие положения

I. Выбор темы

II. Изучение литературы, ее анализ и составление библиографического списка.

III. Рекомендуемая литература.

IV. Оформление курсовой работы

V. Защита курсовой работы.

Содержание курсовой работы

1. Оглавление

2. Введение

3. Теоретическая часть

4. Практическая часть

5. Заключение

6. Приложения.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа выполняется по одной из специальных товароведных дисциплин в соответствии со специализацией студентов. По специализации 080402 «Товароведение продовольственных товаров» студенты выбирают тему курсовой работы по одной из дисциплин: «Товароведение товаров растительного происхождения» или «Товароведение товаров животного и комбинированного происхождения».

Примерная тематика может быть дополнена и/или изменена преподавателем учебного заведения, обсуждена и утверждена на предметной (цикловой) комиссии. Студент может сам выбрать тему из примерной тематики или предложить новую, самостоятельно составить план работы. В приложении 4 приведена Примерная унифицированная тематика курсовых работ. Выбор объектов работы (товаров, упаковки, условий хранения) студент может выбрать сам и согласовать с руководителем, либо тема назначается преподавателем с фиксацией закрепленных тем за конкретными студентами (порядок устанавливается предметной цикловой комиссией учебного заведения).

Курсовая работа может носить теоретический или практический характер. Теоретическая курсовая работа должна содержать аналитический обзор литературы по теме, включая статьи в научно-теоретических и научно-практических журналах, сборниках научных трудов, монографиях и др. Недопустимо, чтобы работа этого типа содержала переписывание материала учебника или учебного пособия или перепечатку из Интернета. Практическая курсовая работа может состоять из обзора литературы описательного характера и практической части. В последней приводятся результаты научных исследований студента, проведенных методами сбора необходимой информации в торговых организациях (например, полноты, новизны, устойчивости ассортимента, оценки качества товаров, обследования условий и сроков хранения и т.п.), расчетных (расчета коэффициентов, показателей ассортимента, качества, потерь и т.п.), регистрационным (наблюдений, подсчетов определенных дефектов товаров, числа покупателей, приобретающих конкретные товары за конкретные промежутки времени и т.п.), социологическим (опроса покупателей), измерительных и/или органолептических при оценке качества товаров, определение товарных потерь и т.п., аналитических (для анализа и оценки информационных данных о товарах). Выбор методов исследований зависит от темы, возможностей студентов собрать необходимую информацию (на практике, по месту работы, на лабораторно-практических занятиях, при посещении торговых предприятий и др.)

Независимо от типа курсовая работа должна содержать титульный лист (см. Приложение 1) и введение, в котором рассматриваются состояние и перспективы развития определенного товарного сегмента потребительского рынка, указываются объекты, цели и задачи работы. Курсовые работы обоих типов завершаются выводами и предложениями или заключением, а также списком использованной литературы. В конце выполненной работы должна стоять подпись студента и дата ее окончания.

Выводы и предложения целесообразно делать в практических курсовых работах, причем выводы чаще всего делают по практической части. Они должны быть достаточно краткими, четкими и подводить основной итог выполненных исследований по отдельным параграфам работы. Предложения вытекают из выводов и должны содержать рекомендации торговой или производственной организации по улучшению работы, например, по улучшению качества, совершенствованию ассортиментной политики, приведению в соответствие отдельных показателей установленным требованиям и т.п.

Заключение по теоретической работе дают в форме краткого резюме из аналитического обзора литературы.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Форму оформления: рукописную, машинописную или компьютерную студент выбирает самостоятельно. Преподаватель не вправе обязывать студента выбирать только одну из этих форм по своему усмотрению. Работа может быть написана на отдельных листах или в тетради с оставление полей (справа – 1 см; слева – 3 см; сверху и снизу - 2,5 см). В качестве иллюстративного материала могут быть приведены таблицы, рисунки, схемы, фото, натуральные образцы упаковки и/или товаров и др.

В начале каждой работы должен быть план, вопросы которого даются в виде заголовок, глав, § и рассматриваются в работе. В конце работы могут быть даны приложения со ссылками на них по тексту глав и §.

В обзоре литературы или состоянии вопроса самостоятельно излагаются рассматриваемые вопросы. Недопустимо механическое переписывание целиком абзацев, страниц, таблиц, рисунков без ссылки на источники (цитата берется в кавычки или в скобках указывается номер источника по списку литературы).

В практической части должны быть следующие параграфы: методика проведения исследований (описание объектов, варианты, условия хранения, реализации и т.п., показатели и методы их исследования, обработка результатов), результаты исследований (§§ по показателям или товарам). В последней главе, в виде отдельного § должны быть оформлены результаты исследований ранее указанными методами в форме иллюстрированного материала (табл., рис. и т.п.) и дан их анализ или описание. Отличие их заключается в том, что описание носит констатирующий характер (например, установлено, что исследуемый образец товара содержит …..% конкретного вещества), а анализ – сравнительный (товар 1 содержит …..% вещества А, товар 2 - …..% А, что в … раза % больше/меньше и объясняется …..). При сравнительном анализе при объяснении выявленных зависимостей используются теоретические знания или практический опыт. Возможны и иные варианты описания или анализа результатов. По каждому параграфу могут быть сделаны мини-выводы или заключения. При их обобщении и систематизации можно сделать окончательные выводы и предложения.

Таблицы и рисунки должны иметь надтабличные и подрисуночные надписи и номера: таблицы вверху (над), причем номер табл. пишется в ее верхнем правом углу без знака «N», рисунки имеют надпись и номер внизу (без «N»).

В приложении 2 приводится примерный план по двум типам курсовых работ.

Выполненная курсовая работа сдается лично или отсылается студентом-заочником в учебное заведение, где регистрируется в установленном порядке и передается преподавателю на проверку. При проверке преподаватель делает при необходимости замечания, уточнения по тексту работы. Рецензия оформляется либо в конце работы, либо на специальном бланке в соответствии с установленным в данном учебном заведении порядке. В результате могут указываться достоинства работы, значительные замечания или недостатки, ставится оценка (зачет, незачет, либо дифференцированная оценка, либо допуск/не допуск к защите). Необходимость проведения защиты преподаватели определяют на заседании предметной цикловой комиссии. В случае, если курсовая работа не зачтена, в рецензии должна быть дана подробная консультация о доработке или полной ее переработке. Недопустимо, чтобы незачтенная работа не имела замечаний и/ или консультаций, помогающих студенту исправить недостатки. Переработанная или дополненная работа сдается вместе с ранние выполненным вариантом и замечаниями преподавателя.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН

ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт муниципальной службы»

Факультет СПО

Специальность 080402

«Товароведение (по группам однородных товаров)»

Курсовая работа

по дисциплине «Товароведение (по группам однородных товаров)»

Тема: «___________________________________»

Руководитель курсовой работы:

Ф.И.О. преподавателя

Студент

Ф.И.О.

Группа №

Альметьевск, 2011

Приложение 2

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

теоретической курсовой работы по теме «Сравнительная характеристика товаров однородной группы (ТОГ) или подгруппы»

1. Введение.

1.1 Состояние и перспективы развития рынка товаров однородной группы.

1.2 Объекты, цели и задачи работы.

2. Обзор литературы

2.1 Значение в питании ТОГ: пищевая ценность, лечебные, диетические свойства (при наличии)

2.2 Классификация и ассортимент ТОГ

2.3 Сравнительная характеристика товаров разных подгрупп и/или видов

2.4 Факторы, формирующие ассортимент и качество

2.5 Сравнительный анализ показателей оценки качества по стандартам и/или ТУ

2.6 Диагностика допустимых и недопустимых дефектов

2.7 Сравнение условий и сроков хранения (годности), их обоснование

2.8 Товарные потери и причины их возникновения

3. Заключение

4. Использованная литература

Внимание: При оформлении перечня использованной литературы необходимо соблюдать установленные требования: Ф.И.О. авторов. Название литературного источника. – Место, издательство, год (без буквы «г».). Например: Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма-Инфра-М,2002. При указании статьи: Ф.И.О. автора, название статьи и журнала (или сборника). Место, год издания, номер, том, №.

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Практической курсовой работы по теме «Сравнительная товароведная характеристика товаров одного вида разных торговых марок (ТРТМ)»

1. Введение

1.1 Состояние и перспективы развития рынка товаров однородной группы

1.2 Объекты, цели и задачи работы

2. Состояние вопроса

2.1 Товароведная характеристика по пищевой ценности товаров разных торговых марок или сортов (природных, товарных)

2.2 Сравнительный анализ общих и специфичных показателей качества товаров определенного вида или градации (по перечню показателей и их значениям)

2.3 Безопасность товаров определенного вида (номенклатура показателей, их значимость, НД, регламентирующие безопасность)

2.4 Дефекты товаров: причины их возникновения, меры предупреждения

2.5 Сравнительная характеристика упаковки, условий и сроков хранения (годности)

3. Практическая (или экспериментальная) часть

3.1 Методика проведения обследования (исследования)

3.2 Результаты исследований

В данном § при необходимости может быть и третья ступень классификации. Например: 3.1 Результат обследования торгового ассортимента 2-3-х магазинах (для установления полноты, новизны товаров данного вида, но разных торговых марок)

3.2 Оценка качества товаров одного вида разных торговых марок (возможно, разных видов, подвидов, например оценка молока пастеризованного и стерилизованного или разной жирности или разных торговых марок: «Царицыно», «Лианозово», «33 коровы» и т.п.)

3.3 Изменение качества (по органолептическим показателям) исследуемых товаров при хранении (в разных условиях или при разных сроках до окончания, после окончания сроков хранения)

3.4 Определение естественной убыли и/или актируемых потерь, сопоставление с установленными нормами

3.5 Определение соответствия маркировки установленным требованиям

3.6 Сравнительный анализ состава и компонентов товаров разных товарных марок по маркировке

4. Выводы и предложения

§ 3.1 О рационализации ассортиментной политики магазинов по данному виду товара

§ 3.2 Подтверждение соответствия требованиям НД и/или установление градаций качества (ст., н/ст, отход, сорт), сопоставление разных исследуемых объектов

§ 3.3 Выявление различных качественных изменений товара и процессов, их вызывающих, а также последствий этих изменений

§ 3.4 Сопоставление фактических потерь с нормами и установление разницы между объектами

§ 3.5 Установление соответствия (несоответствия) маркировки

Внимание: приведенный перечень вопросов может быть изменен (расширен или сокращен или заменен новым).

Приложение 4

Наши рекомендации