VI. Закрепление изученного материала. Выполнениезаданий в рабочей тетради

Выполнениезаданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 48).

— Прочитайте задание. Отметьте знаком «+» в соответству­ющей графе, кто как размножается.

(После выполнения задания выполняется взаимопроверка.)

№2 (с. 48-49).

— Прочитайте задание. Схемы развития каких животных в нем даны? (Бабочки, рыбы, лягушки, ящерицы, утки, лисы.)

— Найдите в приложении рисунки к данному заданию. Заполни­те пропуски в схемах развития. Вырежьте и наклейте рисунки.

(После выполнения задания выполняется проверка.)

№3(с. 49).

— Прочитайте задание. Выполните его.

VII. Рефлексия Работа в группах

— Изготовьте модели, показывающие развитие тех животных, которые вам особенно запомнились. Если потребуется, ис­правьте ошибки, перемещая детали моделей.

— Подумайте, кто как развивается. Ответьте устно, какие сло­ва пропущены.

• Яйцо — ... — взрослая птица. (Птенец.)

• Икринка — ... — взрослая лягушка. (Головастик.)

• ... — малек — взрослая рыба. (Икринка.)

• Яйцо — личинка — ... — бабочка. (Куколка.)

Итак, большинство животных откладывают яйца или мечут икру. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители заботятся о своем потомстве.

VIII. Подведение итогов урока

— Как размножаются животные?

— Назовите животное испособ его размножения и развития.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 100—105, ответить на во­просы раздела «Проверь себя» на с. 104.

2. Рабочая тетрадь: № 4—5 (с. 50).

Тема: Охрана животных

Цель: систематизировать знания об охране животных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, по­чему многие животные стали редкими, как нужно охранять живот­ных, оценивать поступки людей по отношению к природе, форму­лировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Оборудование: распечатки таблицы, текстов; рисунки и фо­тографии животных (дятел, ястреб, белка, куница, еж); плакаты и знаки с изображением экологических правил.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.) — Дополни таблицу.

Группа животных Размножение Развитие
Насекомые Откладывают яйца  
  Мечут икру Икра — малек — рыба
Земноводные   Икра — головастик — лягушка
Пресмыкаю­щиеся Откладывают яйца  
  Откладывают яйца  
Млекопитающие    

— Рядом с животным напиши, как оно размножается. (Учитель записывает на доске.)

• Бабочка-капустница — ....

• Ящерица — ....

• Мухоловка —....

• Заяц —....

Фронтальный опрос

— Как размножаются животные?

— Назовите животное и его способ размножения и развития.

— Как заботятся животные о своем потомстве?

III. Самоопределение к деятельности

С каждым годом на Земле становится все меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность животных влияют вырубка чесов, вспашка полей, осушение болот, загрязнение рек, морей II океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течение долгих миллионов лет.

Сегодня на уроке будем говорить об охране животных.

IV. Работа по теме урока Беседа

Охрана животных

— Какое значение имеют животные для растений? (Без жи­вотных растения не смогли бы расселяться и размножаться.)

— Какое значение имеют животные для человека? (Животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость откры­тий, учат нас доброте.)

— Назовите животных, которые находятся в опасности. (От­веты учащихся.)

Эти животные внесены в Красную книгу России. Их надо спасти!

— Для чего нужна Красная книга? (Она рассказывает о расте­ниях и животных, которые находятся в опасности, призыва­ет изучать природу, охранять ее.)

— Что делают люди для охраны животных? (Создают заповед­ники, заказники, национальные парки.)

— Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Учитель раздает распечатки текстов о заповедниках. Ученики готовят сообщения и выступают.)

Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, куниц, хорьков, горностаев, косуль, оленей. Но особен­но славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. В дальнейшем охота на этих зверей была запрещена полностью. Их стали разводить в заповедниках и расселять по стране. Сейчас эта работа продолжается. Люди могут быть спокойны за судьбу замечательного зверя.

В Приокско-террасном заповеднике, кроме бобров, живут еще лоси, зубры. Когда-то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на них самих постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом... Потом они могли бы навсегда исчезнуть, как исчезли дикие быки и странствующие голуби. Но люди сумели спасти их. Много лет ученые нашей страны и других стран разводили их. Это было очень трудно, но труд не пропал даром. Сейчас зубров, этих краси­вейших животных, нередко можно увидеть в заповедниках и зоопарках.

Астраханский заповедник создан в 1919 г. В нем обитают пелика­ны и цапли. Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось... Только благодаря полному запрету на охоту на них птиц удалось спасти.

Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие другие птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти.

Экологические правила

Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.

- Давайте послушаем сообщения об этих животных.

(Учитель показывает фотографии и рисунки, раздает распе­чатки текстов о животных. Учащиеся готовят сообщения и высту­пают (см. дополнительный материал к уроку).)

- Давайте вспомним экологические правила.

(Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами.)

1. Не разоряй птичьи гнезда.

2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно ока­жешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

5. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

8. Не разоряй гнезда шмелей. Шмели - насекомые, числен­ность которых в последнее время резко сократилась. Причи­на этого — широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувстви­тельны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое по­ложение шмелей разорение их гнезд ради меда, который невкусен, или просто ради забавы.

9. Не разоряй муравейники.

10. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

V. Физкультминутка

Скачут белочки и зайки —

Раз, два, три, раз, два, три!

Скачут, скачут на лужайке — ( Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой.)

Посмотри, посмотри! (Шесть прыжков на двух ногах.)

Встали — сели, встали — сели,

Вправо-влево поглядели. (Повороты головы вправо-влево.)

Наши рекомендации