Методические рекомендации к написанию контрольной работы
ЭКОНОМИКА
Основной образовательной программы
направления подготовки
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Заочное отделение.
Методические рекомендации к написанию контрольной работы
Выполнению контрольной работы предшествует самостоятельное изучение трудов основоположников экономической теории, достижений мировой экономической мысли, в том числе трудов российских учёных – экономистов, постановлений правительства РФ. Раскрытие содержания предложенной темы контрольной работы не должно сводиться к абстрактному изложению теоретического материала.
Рассматриваемые положения необходимо связывать с практикой, с жизнью, подкреплять конкретными примерами и фактами. Причём, последние не должны быть случайными, а должны показывать устойчивые тенденции в развитии общества, региона, раскрывать закономерности экономического развития. Желательно там, где это возможно, фактический и цифровой материал подбирать по отрасли народного хозяйства, родственной с профилем специальности студента. Для подбора фактического материала следует использовать официальные документы: справочники, характеризующие различные аспекты экономического и социального развития народного хозяйства РФ, Кемеровской области, издаваемые соответствующими статистическими органами.
Приводимые в контрольной работе цифровые данные необходимо обрабатывать, то есть сводить их в таблицы и диаграммы, с помощью которых можно наглядно и доказательно обосновать излагаемые теоретические положения. Следует обязательно делать ссылки на те источники, откуда взяты теоретические выводы по той или иной научной проблеме, использованы цитаты, цифровой материал.
В современных условиях, когда в обществе осуществляется перестройка всех сфер общественной жизни, в том числе и экономической, чрезвычайно важно в работе уделить внимание опыту развитых стран мира в решении социальных и экономических проблем. Речь идёт о развитии рыночных отношений, ускорении научно – технического прогресса, повышении эффективности производства, решении социальных вопросов. Раскрывая позитивный опыт практического решения целого ряда конкретных задач в развитых странах, показывая возможность и необходимость его использования, следует иметь в виду, что чистых процессов в экономике не бывает и любые явления носят противоречивый характер, несут в себе положительные и отрицательные импульсы. Положительно оценивается изложение различных точек зрения по рассматриваемой проблеме.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к письменным работам, является их самостоятельное, творческое выполнение. Самостоятельно выполненная, глубоко продуманная работа студента будет способствовать получению прочных знаний.
Работа должна быть написана простым языком. Следует избегать книжных выражений и фраз. Студент должен сам формулировать свои мысли, не допускать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными положениями. По возможности следует использовать в работе и опыт своей практической деятельности.
Выбор темы контрольной работы для студентов заочной формы обучения производится в соответствии с первой буквой фамилии, кроме фамилий, начинающихся с буквы К. Для последних тема выбирается с учетом последней цифры номера зачётной книжки
А – 1 | К (1,6) – 11 | Р – 21 |
Б – 2 | К (2,7) – 12 | С – 22 |
В – 3 | К (3,8) – 13 | Т – 23 |
Г – 4 | К (4,9) – 14 | У – 24 |
Д – 5 | К (5) – 15 | Ф, Х – 25 |
Е – 6 | Л – 16 | Ц, Ч – 26 |
Ж – 7 | М – 17 | Ш,Щ,Э-27 |
З – 8 | Н – 18 | Ю,Я - 28 |
И – 9 | О – 19 | |
К (0,5) – 10 | П – 20 |
Определённые требования предъявляются к объему и структуре изложения материала, к оформлению работы. Объем контрольной работы должен составлять 20-25 страниц формата А-4.
По структуре работа должна состоять из плана, краткого введения, изложения основного содержания рассматриваемой темы, заключения и списка использованной литературы.
Рассматривать вопросы следует в строгом соответствии с планом. При этом необходима последовательность изложения каждого вопроса, так как нарушение её приводит к повторению одних и тех же положений, к потере логической связи между вопросами. Другие же, часто важнейшие вопросы темы, остаются нераскрытыми.
Приводя дословные выражения из произведений классиков, зарубежных и российских экономистов, постановлений правительства РФ, их следует оформлять как цитаты. Не рекомендуется приводить большое количество цитат. Они необходимы для обоснования содержащихся в работе выводов и заключений и могут служить отправным пунктом для объяснений тех или иных положений. Цитаты должны быть правильно оформлены и по каждой в конце страницы следует дать сноску на источник. Цитату и источник в сноске следует обозначить одной цифрой (аналогично по фактическим и цифровым материалам).
ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ РАБОТ
Как показывает практика, не все работы соответствуют предъявленным требованиям. Можно выделить следующие недостатки, типичные для письменных работ:
1. Нарушение требований, предъявляемых к структуре работ, т. е. отсутствует какая-либо составная часть: план, вводная часть, заключение, список использованной литературы.
2. Написание работы сведено к конспектированию первоисточников, рекомендованных к данной теме работы.
3. Несоблюдение требований, предъявляемых к теоретическому уровню работы, что выражается в том, что:
· при работе не используют приведённые в библиографии источники по данной теме,
· работа написана абстрактно, без связи с практикой, в ней мало приводится фактического материала или фактические данные и примеры устарели. Имеют место и такие случаи, когда фактический и цифровой материал не связан с теоретическими положениями.
4. Несамостоятельное выполнение работы, когда последняя представляет собой механическое соединение отдельных фраз и абзацев, взятых из опубликованных статей и брошюр. А иногда это просто переписанный с некоторыми сокращениями текст учебника.
Работа чрезмерно перегружена цитатами, повторами одних и тех же теоретических положений.
Работа написана небрежно, порой безграмотно, не даны сноски на источники по цитатам и цифровым данным. Нет полей для замечаний рецензента. Неправильно оформлен список использованной литературы.
Имея представление о перечисленных недостатках, их следует избегать при написании работы.