Методические рекомендации к написанию контрольной работы

МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вариант 1.

1. Составьте конспекта урока чтения и анализа эпического произведения (УМК «Гармония»).

2. Решите методические задачи в соответствии с составленным конспектом урока (задание 1).

1). Каковы отличительные черты проблемных вопросов в процессе анализа художественного произведения в начальных классах? Составьте проблемные вопросы к двум-трем литературным произведениям.

2). Раскройте возможности организации работы по словесному рисованию картин, созданных автором в анализируемом вами тексте. Сформулируйте систему вопросов по методике использования данного приема.

3). На материале данного урока покажите возможную связь литературы с другими видами искусств. Как это способствует восприятию художественного образа и выявлению авторской точки зрения на изображаемые события?

3. Составьте библиографический список статей журнала «Начальная школа» за последние два года на тему «Формирование текстовых умений младших школьников в работе по развитию речи». Напишите аннотацию к двум статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Вариант 2.

1. Составьте конспекта урока чтения и анализа лирического произведения (УМК «Планета знаний»).

2. Решите методические задачи в соответствии с составленным конспектом урока (задание 1).

1). Дайте обоснование последовательности работы над произведением стихотворного жанра, учитывая природу поэтических текстов и особенности восприятия литературы младшими школьниками.

2). Составьте партитуру для выразительного чтения данного в конспекте произведения.

3). Обычно языковому анализу подвергают наиболее образные, яркие слова и выражения, которые при этом несут значительную смысловую нагрузку, наиболее полно раскрывая авторский замысел. Какие слова и выражения из анализируемого стихотворения выбрали для языкового анализа? Почему?

3. Составьте библиографический список статей журнала «Начальная школа» за последние два года на тему «Творческая работа учащихся на уроках литературного чтения». Напишите аннотацию к двум статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Вариант 3.

1. Составьте конспекта урока чтения и анализа эпического произведения (УМК «Перспективная начальная школа»).

2. Решите методические задачи в соответствии с составленным конспектом урока (задание 1).

1). Каковы отличительные черты проблемных вопросов в процессе анализа художественного произведения в начальных классах? Составьте проблемные вопросы к двум-трем литературным произведениям.

2). Раскройте возможности организации работы по словесному рисованию картин, созданных автором в анализируемом вами тексте. Сформулируйте систему вопросов по методике использования данного приема.

3). На материале данного урока покажите возможную связь литературы с другими видами искусств. Как это способствует восприятию художественного образа и выявлению авторской точки зрения на изображаемые события?

3. Составьте библиографический список статей журнала «Начальная школа» за последние два года на тему «Развитие речи детей на уроках обучения грамоте». Напишите аннотацию к двум статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Вариант 4.

1. Составьте конспекта урока чтения и анализа лирического произведения (система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова).

2. Решите методические задачи в соответствии с составленным конспектом урока (задание 1).

1). Дайте обоснование последовательности работы над произведением стихотворного жанра, учитывая природу поэтических текстов и особенности восприятия литературы младшими школьниками.

2). Составьте партитуру для выразительного чтения данного в конспекте произведения.

3). Обычно языковому анализу подвергают наиболее образные, яркие слова и выражения, которые при этом несут значительную смысловую нагрузку, наиболее полно раскрывая авторский замысел. Какие слова и выражения из анализируемого стихотворения выбрали для языкового анализа? Почему?

3. Составьте библиографический список или картотеку статей журнала «Начальная школа» за последние два года на тему «Особенности анализа художественных произведений различных жанров в начальной школе». Напишите аннотацию к двум статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Вариант 5.

1. Составьте конспекта урока чтения и анализа эпического произведения (УМК «Начальная школа 21 века»).

2. Решите методические задачи в соответствии с составленным конспектом урока (задание 1).

1). Определите понятие «тип правильной читательской деятельности» и дайте обоснование его формирования у учащихся в данной системе.

2). Пользуясь конспектом урока, раскройте методику прогнозирования содержания художественного произведения. Определите свое отношение к приему прогнозирования содержания текста.

3). Проанализируйте вопросы к тексту, данные в учебнике. Какими вопросами вы дополнили методический аппарат к этому тексту? Аргументируйте свое мнение.

3. Составьте библиографический список статей журнала «Начальная школа» за последние два года на тему «Формирование читательской самостоятельности у младших школьников». Напишите аннотацию к двум статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Вариант 6.

1. Составьте конспекта урока чтения и анализа художественного произведения на уроках литературного слушания (УМК «Начальная школа 21 века»).

2. Решите методические задачи в соответствии с составленным конспектом урока (задание 1).

1). Одним из принципов построения программы является принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. В чем его специфика? Какие приемы работы на уроках литературного слушания развивают у учащихся эмоциональную отзывчивость?

2). Раскройте методику подготовки учащихся к чтению по ролям, драматизации или другим видам творческой интерпретации художественного текста на примере разработанного урока.

3). Определите особенности приобщения учащихся к чтению книг через составление схем, моделей. Покажите возможности их использования на уроках литературного слушания.

3. Составьте библиографический список статей журнала «Начальная школа» за последние два года на тему «Словарная работа на уроках литературного чтения». Напишите аннотацию к двум статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Вариант 7.

1. Составьте конспекта урока изложения: подробного или сжатого (УМК по выбору).

2. Решите методические задачи в соответствии с составленным конспектом урока (задание 1).

1). Охарактеризуйте принципиальные отличия изложения от всех других речевых упражнений на готовом тексте. Воспользуйтесь перечнем таких упражнений: придумывание заголовка; составление плана; прогнозирование содержания по началу, по заголовку; перестройка текста (например, списывание с заданием изменить лицо); восстановление деформированного текста; редактирование; свободный диктант; воспроизведение текста после анализа.

2). Опишите особенности обучения младших школьников самостоятельной работе над изложением. Объясните смысл введения памятки «Как писать изложение?» Охарактеризуйте порядок действий ученика с памяткой в ходе самостоятельного выполнения изложения.

3). Проведите сопоставительный анализ современных учебно-методических комплектов по русскому языку (двух по выбору) с целью выявления их возможностей для организации работы, направленной на обучение младших школьников изложению. Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора УМК по обучению младших школьников изложению.

3. Составьте библиографический список статей журнала «Начальная школа» за последние два года на тему «Приемы анализа художественного произведения в начальной школе». Напишите аннотацию к двум статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Вариант 8.

1. Составьте конспекта урока изложения: выборочного или творческого (УМК по выбору).

2. Решите методические задачи в соответствии с составленным конспектом урока (задание 1).

1). Охарактеризуйте принципиальные отличия изложения от всех других речевых упражнений на готовом тексте. Воспользуйтесь перечнем таких упражнений: придумывание заголовка; составление плана; прогнозирование содержания по началу, по заголовку; перестройка текста (например, списывание с заданием изменить лицо); восстановление деформированного текста; редактирование; свободный диктант; воспроизведение текста после анализа.

2). Опишите особенности обучения младших школьников самостоятельной работе над изложением. Объясните смысл введения памятки «Как писать изложение?» Охарактеризуйте порядок действий ученика с памяткой в ходе самостоятельного выполнения изложения.

3). Проведите сопоставительный анализ современных учебно-методических комплектов по русскому языку (двух по выбору) с целью выявления их возможностей для организации работы, направленной на обучение младших школьников изложению. Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора УМК по обучению младших школьников изложению.

3. Составьте библиографический список статей журнала «Начальная школа» за последние два года на тему «Формирование у младших школьников навыка чтения». Напишите аннотацию к двум статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Вариант 9.

1. Составьте конспекта урока сочинения: по наблюдениям или на основе личного опыта (УМК по выбору).

2. Решите методические задачи в соответствии с составленным конспектом урока (задание 1).

1). Проведите сопоставительный анализ современных учебно-методических комплектов по русскому языку (двух по выбору) с целью выявления их возможностей для организации работы, направленной на обучение младших школьников сочинению. Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора УМК по обучению младших школьников сочинению.

2). Определите понятие «типы речи». Подберите дидактический материал для составления диагностических заданий, направленных на выявление уровня представлений младших школьников о типах речи.

3). Познакомьтесь с методическими рекомендациями относительно формулировок тем школьных сочинений. Составьте перечень конкретных узких тем сочинений к следующим широким темам: «Осень», «Каникулы», «Семья», «Дружба».

3. Составьте библиографический список статей журнала «Начальная школа» за последние два года на тему «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения в начальной школе». Напишите аннотацию к двум статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Вариант 10.

1. Составьте конспекта урока сочинения по картине (УМК по выбору).

2. Решите методические задачи в соответствии с составленным конспектом урока (задание 1).

1). Проведите сопоставительный анализ современных учебно-методических комплектов по русскому языку (двух по выбору) с целью выявления их возможностей для организации работы, направленной на обучение младших школьников сочинению. Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора УМК по обучению младших школьников сочинению.

2). Определите понятие «типы речи». Подберите дидактический материал для составления диагностических заданий, направленных на выявление уровня представлений младших школьников о типах речи.

3). Познакомьтесь с методическими рекомендациями относительно формулировок тем школьных сочинений. Составьте перечень конкретных узких тем сочинений к следующим широким темам: «Осень», «Каникулы», «Семья», «Дружба».

3. Составьте библиографический список статей журнала «Начальная школа» за последние два года на тему «Контроль и оценка знаний учащихся по литературному чтению». Напишите аннотацию к двум статьям, отмечая и обосновывая наиболее интересные и практически значимые (с вашей точки зрения) положения.

Методические рекомендации к написанию контрольной работы

Задания для контрольной работы представлены в учебно-методических материалах, размещаемых на образовательном портале ЧГУ. Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки студента.

Контрольная работа состоит из трех заданий, которые должны быть выполнены в полном объеме в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их содержанию.

В конспекте урока (задание 1) указываются: УМК, класс, тема, цель, задачи, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД.

Решение методических задач (задание 2) предполагает развернутое собственное суждение студента по поставленной проблеме с опорой на профессиональные знания.

Библиографический список литературы (задание 3) должен содержат не менее 10 наименований по предложенной теме. Краткая аннотация дается к двум статьям.

Наши рекомендации