Организационная и производственная структуры предприятия.
Организационно-штатная структура предприятия. Принципы формирования организационно-штатных структур предприятий. Задачи структурных подразделений, обязанности руководителей функциональных подразделений. Трудовой договор (контракт), его содержание и условия заключения. Устав предприятия.
Производственная структура предприятия, состав производств, их назначение. Характеристика продукции, выпускаемой предприятием, виды услуг, оказываемых предприятием другим предприятиям и населению.
Организационно-правовые формы предприятий, их назначение, особенности создания и правового обеспечения, ответственность предприятий по своим обязательствам.
(ОК – 11, ОК- 12, ОК-13, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-9)
Освоение обязанностей работника финансового, планового или учетно-экономического отдела.
Организационная структура финансового (планового, учетного) отдела. Должностные обязанности начальника отдела, оперативных работников отдела. Организация работы отдела, основные задачи, выполняемые отделом. Компьютерные программы, используемые в работе данного отдела. Документооборот в отделе, взаимоотношения с другими структурными подразделениями предприятия.
(ОК- 7, ОК – 8, ОК - 9, ОК - 11, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-13)
Производственная деятельность предприятия.
Задачи структурных подразделений, отдельных производств предприятия. Рынки сбыта продукции, их ёмкость, перспективы развития. Конкуренты. Организация управленческого труда, производственные совещания, их периодичность. Ознакомление с системой производственных планов, их составом и системой производственных показателей. Основные и оборотные средства предприятия. Показатели использования основных и оборотных средств предприятия, пути их улучшения. Экономические результаты деятельности предприятия. Организация труда рабочих, рабочее время, перерывы, простои. Производительность труда, пути её увеличения. Техника безопасности при выполнении работ.
(ОК - 11, ОК- 12, ОК-13, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-12)
Ознакомление с правилами техники безопасности на предприятии.
Источники травматизма на предприятии. Требования техники безопасности при работе с электрооборудованием на производстве, в кабинетах. Электробезопасность. Оказание первой медицинской помощи при поражении током. Вводный инструктаж, инструктаж на рабочем месте. Требования пожарной безопасности, производственной санитарии, сангигиены. Личная дисциплина работников на производстве. Ведение журналов по технике безопасности. Оформление актов случаев травматизма на производстве.
(ОК-15, ПК-9, ПК-12, ПК-13)
5. Ведение учебной документации, отчётность.
В течение практики студенты ведут записи, делают определённые отметки по вопросам практики в отдельной тетради- дневнике. В дальнейшем записи в дневнике будут являться информацией для составления отчёта по ознакомительной практике, объём которого должен быть 20-25 страниц машинописного текста.
(ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК- 13, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12)
При работе над указанными темами следует руководствоваться списком литературы, приведенном в настоящей программе.
Собранные материалы должны быть отражены в отчете в физической или аналитической форме.
Распределение времени учебной практики по разделам программы (рекомендации)
Наименование разделов | Всего, час. (зач. ед.) | Количество часов (зач. ед.) | |
теоретическая часть | практическая часть | ||
Организационная и производственная структура предприятия | |||
Освоение обязанностей работника финансового или планового отдела | |||
Производственная деятельность предприятия | |||
Ознакомление с правилами техники безопасности на предприятии | |||
Ведение учебной документации, отчетности | - | ||
Зачет | - | ||
Итого часов | 108 (3) | 36 (1) | 72 (2) |
Структура и содержание отчета студента о практике
Втечение трех дней после окончания практики студент представляет на кафедру письменный отчет о выполнении программы практики, который должен быть оформлен в соответствии с требованиями стандарта к письменным студенческим работам.
Отчет о прохождении учебной практики должен содержать изложение всех вопросов, предусмотренных программой практики, а также приложение документов, полученных во время выездных занятий на предприятиях. Структура отчета должна включать следующие разделы:
· Титульный лист (приложение 4)
· Содержание (приложение 5)
· Введение
· Основной текст с названиями основных частей:
- Общие сведения об экономическом субъекте
- Организация и ведение на предприятии
- Организация аналитической работы на предприятии
· Заключение
· Приложения
В содержании указываются разделы, из которых состоит текстовая часть, заключение, приложения и указываются страницы, с которых начинается каждый раздел.
Во введении следует обосновать цель практической работы, исходя из программы практики и особенностей организации.
В основной части текста кроме констатации фактов должна быть представлена оценка студентом финансово-экономической ситуации организации.
Заключение должно содержать краткие выводы о том, в какой степени удалось достичь поставленной цели и задач, здесь же обобщаются материалы исследования и формулируются предложения.
Практический материал, прилагаемый к отчету, должен быть пронумерован, в тексте отчета должны быть ссылки на соответствующее приложение, с указанием его порядкового номера.
В приложение к отчету по практике предоставляются документы, связанные с учебно-ознакомительной практикой:
• первичная документация;
• текущая и годовая отчетность;
• приказ о финансовой политике организации;
• приказ о системе документооборота в организации;
• должностные инструкции сотрудников финансового или планового отдела.
Страницы отчета должны быть пронумерованы. В конце отчета студент ставит дату составления отчета и личную подпись.
Отчет проверяется руководителем практики, дается заключение о качестве отчета: «допуск к защите» или «возврат на доработку». В случае получения допуска, студент должен в установленном порядке защитить отчет.
Защита отчета о практике
Аттестация студента по учебной практике проводится в процессе заключительной конференции, где происходит защита отчета о выполнении учебных исследований в соответствии с программой практики и оценивается комиссией, назначенной кафедрой.
Срок сдачи и защиты отчетов по учебной практике назначает кафедра. Перед защитой отчета студент должен получить допуск к защите и оценку научного руководителя, которая ставится на титульном листе и заверяется его личной подписью. Отчет с оценками с места практики и руководителя не позднее установленного срока сдается на кафедру.
Защита отчета о практике происходит в следующем порядке. Студент в выступлении излагает содержание проведенной работы в организации, являющейся местом практики, освещает результаты самостоятельно выполненного объема работ, приводит основные выводы об оценке состояния экономической, плановой и финансовой работы в данной организации, а также возможные рекомендации по использованию предложений приведенных в отчете (не более 10 минут). После выступления члены комиссии задают вопросы, на которые студент должен дать полные ответы.
При защите отчета по практике учитываются:
- содержание представленных материалов (качество собранной и обработанной информации);
- оформление представленных материалов;
- отзывы научных руководителей;
- ответы на вопросы по содержанию практики.
После окончания защиты комиссия на закрытом заседании обсуждает ее результаты. Результат защиты проставляется в ведомость и зачетную книжку.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета может быть рекомендован решением кафедры экономики и управления к отчислению из университета.
По окончанию практики руководители сдают отчет о практике на кафедру. Отчеты руководителей практики, отчеты студентов, их характеристики хранятся на кафедре в течение трех лет.