Менеджерский анализ внутренней и внешней среды организации.
I.Современные подходы к диагностики организации. Анализ внутренней среды.
II.Взаимосвязь между организацией и внешней средой. Анализ внешней среды организации.
Внутренняя среда организация – ситуационные факторы, которые представляют собой созданные людьми системы и внутренние переменные условия, которые являются результатом управленческих решений.
Внутренняя среда организации:
1) Цели – контренный желаемый результат, который планируется получить в результате деятельности организации. Главная цель всех организаций – выживание в условиях жёсткой конкуренции.
2) Структура – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
3) Задачи – предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговорённые сроки.
4) Технология – это сочетание квалификационных навыков оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
5) Люди – индивидуальные характеристики людей, которые работают в организации:
· Способности, умственные и физические.
· Одарённость и предрасположенность.
· Потребности.
· Ожидания.
· Восприятие – интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от соответствующих ощущений.
· Отношения и точка зрения.
· Ценности – общие убеждения, вера.
Человек в ходе деятельности в организации проявляется в 3 аспектах:
· 1, как отдельная личность;
· 2, как личность в коллективе;
· 3, как личность, руководитель (лидер) .
Характеристики внешней среды организации.
1) Взаимозависимость факторов – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие.
2) Сложность внешней среды – число факторов и диапазон их изменения.
3) Подвижность внешней среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
4) Неопределённость внешней среды – характеризуется количеством информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также степенью уверенности в этой информации.
Факторы прямого действия внешней среды организации:
1) Поставщики.
2) Законы и государственные органы.
3) Потребители. Потребители, решая какие товары и услуги для них желательны и по какой цене определяют для организации почти всё, относящиеся к результатам её деятельности.
4) Конкуренты. Организация должна удовлетворять нужды потребителей, более эффективно, чем это делают конкуренты.
Факторы косвенного действия:
1) Уровень технологии. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой товары можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания товара, на то, как можно собирать, хранить, распределять информацию.
2) Экономика. Состояние мировой и государственной экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги.
3) Социально культурные факторы. Жизненные ценности, традиции, культурные ценности.
4) Политика. Настроение правительства, законодательных органов и судов в отношении бизнеса.
5) Фактор политической стабильности. Международное окружение.
Управленческие решения.
I.Элементы теории принятия управленческих решений.
II.Принятие управленческих решений.
Принятие управленческих решений базируется на целом ряде научных моделей и методов.
Основные виды моделей и методов принятия решений.
1) Линейное программирование.
- Задачи об использовании ресурсов.
- Транспортная задача.
При решении данных задач используется симплекс метод и его модификация.
2) Не линейное программирование. Используется в том случае, либо целевая функция, либо система ограничений, либо и то и другое не линейны. Здесь используется метод множителей Лагранжа , прагматичное программирование и прочие.
3) Динамическое программирование. Решение задачи состоит из нескольких этапов, элементов и решения на каждом последующем этапе зависит от ранее принятых решений.
4) Теория игр. Задачи решается принятием решения в условиях неопределённости. При этом моделируются игровые ситуации, в которых 2 или более стороны (игроки) преследуют различные цели а результаты любого действия каждой из сторон зависят от действий партнёров.
5) Теория массового обслуживания (теория очередей). Модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания в отношении потребности в них.
6) Управление запасами. Используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количество, а также массой готовой продукции на складах.
7) Сетевое планирование. Используется при правлении сложными много этапными проектами, например строительство зданий, сооружений, разработка новых товаров, продуктов и т.д. Это позволяет оптимизировать выполнение проекта, определить и улучшить характеристики его критических этапов.
8) Имитационное моделирование. Состоит в использовании определённого устройства для имитации реальной системы для того что бы понять и исследовать её свойства и соответствующие характеристики поведения в определённых условиях.
9) Экономический анализ. Экономический анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия.
10) Метод – дерево решений. Дерево решений – это схематичное представление проблемы принятия решений. Этот метод позволяет руководителю учесть различные направления действия, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с предписанной им вероятностью и сравнить их результаты.
11) Метод прогнозирования. Метод прогнозирования – когда используют накопленный в прошлом опыт, текущие допущения на счёт будущего и его определения. К методам прогнозирования можно отнести:
- неформальные методы;
- количественные методы;
- качественные методы;
- методы экспертных оценок.
Принятие управленческих решений.
Решения в любом случае, это выбор альтернативы. В управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Менеджер выбирает направление действий, не только для себя, но и для соответствующей структуры, которой он руководит и других работников. Управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, на тех, кто работает с принявшим решение руководителем и кто работает в организации. Принятие решений – это часть ежедневной работы менеджера. Управленческие решения классифицируются:
1) По степени влияния на будущее организации:
- стратегические;
- тактические;
- оперативные.
2) В соответствии со временем реализации:
- долгосрочные;
- среднесрочные;
- краткосрочные.
3) По степени обязательности:
- директивные;
- рекомендательные;
- ориентирующие.
4) По функциональному назначению:
- организационные;
- координирующие;
- регулирующие;
- активизирующие;
- контролирующие.
5) По сфере реализации:
- производственные;
- сбытовые;
- исследовательские.
6) Решения классифицируются по способу принятия:
- по преднамеренности;
- по широте охвата;
- по содержанию.
Требования к управленческим решениям:
1) иметь ясную цель;
2) быть обоснованными;
3) иметь адресата и сроки исполнения;
4) быть непротиворечивыми;
5) быть правомерными;
6) быть конкретным, реальным, гибким, признаваемым, проверяемым и совместимым.
Этапы принятия рационального решения:
1) диагноз проблемы;
2) формулировка ограничений и критериев;
3) выявление альтернатив;
4) оценка альтернатив;
5) окончательный выбор.
Факторы, которые необходимо учитывать при принятии решения:
1) личностные оценки руководителя;
2) среда принятия решения (определённость, риск, неопределённость);
3) информационные ограничения;
4) негативные последствия;
5) взаимозависимость решений.