Оценка эффективности управления ГМС
Многие экономисты связывают эффективность управления С с той или иной ее формой.
Есть и другой подход: чем лучше функционирует объект, тем выше плата за риск, которому подвергается собственник.
Риск, таким образом, побуждает к эффективному пользованию ОС.
Перед тем как рассмотреть эту тему непосредственно, обратимся к базовым положениям.
Во-первых, управление С должно исключать ущерб народнохозяйственной эффективности.
Во-вторых, в результате акционирования предприятий эффективность той или иной системы управления может быть выражена получением дивидендов.
В-третьих, эффективность управления С следует рассчитывать отдельно для предприятий:
а) работавших рентабельно в доприватизационный период;
б) находящихся на грани банкротства в доприватизационный период;
в) необходимых для народного хозяйства (стратегически важных) в любом их финансовом состоянии.
Эффект - результат, полученный за счет приложения каких-либо затрат (денежных, трудовых, механических и т.д.)
Результат Эфф = -------------------- Σ Затрат |
Затраты на осуществление процесса управления всегда имеют денежный эквивалент, а результаты - как правило выражаются в натуральных единицах изменения показателей состояния социальной сферы и экономики.
Направления оценки эффективности управления ГМС представлены на рисунке 3.5.
В качестве критериев оценки обозначим следующие:
рыночные - соответствие основной продуктовой стратегии потребностям рынка, вероятность коммерческого успеха, вероятный объем продаж, позиция в конкурентной борьбе и т.д.
Здесь же следует учитывать развитие экономики по следующим направлениям:
► финансовое;
► экологическое;
► научно-техническое;
► патентная чистота изделий и патентоспособность;
► производственное;
►издержки производства;
►региональные.
Эффективность управления ГМС |
Рыночная |
Социальная |
Бюджетная |
Экономическая |
Определяется через воздействие процесса управления ГМС на рынок. Индикаторами выступает совокупность показателей развития экономики (динамика ВВП, инфляция, среднедушевые денежные доходы, и т.д.) |
Определяется через различные эффекты в социальной сфере. Сложность расчета заключается в несовпадении единиц измерения: бюджетные затраты - в рублях, социальные эффекты - в различных натуральных показателях |
Определяется, как правило, через кассовые потоки денежных средств. Может возникать в случае: дополнительных налоговых и неналоговых поступлений; снижения стоимости затрат на производство общественных благ и социальное обеспечение |
Определяется как соотношение доходов и расходов, получаемых в процессе управления ГМС |
Рисунок 3.5 - Направления оценки эффективности управления ГМС
социальные. Здесь же следует учитывать развитие экономики по следующим направлениям:
► изменение количества рабочих мест;
► улучшение жилищных и культурно-бытовых условий;
► улучшение условий труда;
►влияние на структуру производственного персонала;
► надежность снабжения населения отдельными видами товаров;
► улучшение здоровья населения;
► экономия свободного времени.
бюджетные - в основе данных критериев лежит сопоставление направлений кассовых потоков из бюджета на содержание и функционирование ОС и в бюджет в качестве результатов управления. Абсолютные расходы определяются общей суммой затрат, а относительные - в расчете на одного потребителя бюджетной услуги.
экономические - определяются как соотношение доходов и расходов или через показатели конкурентоспособности производимой продукции (товаров и услуг) на рынке.
3.4 Виды сделок с ГМС
Сделка - это действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей
Основные черты сделок следующие:
► сделка - это правомерное действие;
► сделка - волевое действие, то есть направленное на достижение определенной правовой цели. Внешнее выражение воли в форме, доступной восприятию, называется волеизъявлением;
► сделка всегда направлена на достижение правовой цели в виде возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей.
Виды сделок с ГМС представлены на рисунке 3.6.
Виды сделок с ГМС |
1) продажа ГМС |
5) передача объектов ГМС на праве оперативного управления |
2) аренда и субаренда ГМС |
3) доверительное управление |
6) передача объектов ГМС на праве безвозмездного пользования |
4) передача объектов ГМС на праве хозяйственного ведения |
Рисунок 3.6 - Виды сделок с ГМС
Продажа ГМС.Осуществляется в порядке, предусмотренном законами о приватизации ГМС: на конкурсе, через выкуп арендованного имущества, на аукционе, путем продажи акций акционерных обществ.
Объектами продажи могут быть:
w свободные от обязательств объекты ГМС;
w несвободные от обязательств объекты ГМС, в договорах или иных документах, на передачу которых предусмотрена возможность их изъятия;
w сданные в аренду объекты, занятые арендаторами, получившими права аренды;
w прочие объекты ГМС, которые могут находиться в собственности других лиц.
Порядок проведения электронного аукциона
Аренда и субаренда ГМС.В системе управления ГМС аренда и субаренда занимают особое место. Общим основанием для передачи имущества в аренду является превышение арендной платой (без амортизации и налога на имущества) прибыли на капитал при использовании объекта непосредственно собственником.
Целесообразность передачи имущества в аренду определяется следующими факторами:
► имущество не используется собственником в текущей хозяйственной деятельности, то есть не приносит дохода;
► имущество используется собственником, но приносит убытки;
► имущество на текущем этапе развития не может быть вовлечена в хозяйственный оборот по экономическим причинам.
Объекты ГМС могут быть переданы в аренду, как правило, любому физ. или юридическому лицу на основании торгов.
Передача может осуществляться:
æ по конкурсу;
æ на аукционе;
æ по факту пользования - при изменении или прекращении вещных прав, приведших к необходимости оформления договора аренды:
а) при приватизации ГМС,
б) при окончании сроков действия правоустанавливающих документов,
в) в порядке правопреемства;
æ как внеконкурсная передача.
Арендатор вправе совершать следующие сделки с правами аренды:
- передавать в субаренду;
- передавать права аренды в залог;
- внести права аренды в уставной капитал хозяйственных обществ;
- передавать права аренды в порядке наследования, обмена, доверительного управления.
Одной из самых распространенных операций с правами аренды является субаренда.
Субарендаторами могут быть любые физ. и юридические лица. При этом объем имущества, которое может быть передано в субаренду или ее часть, как правило, установлено в договоре аренды.
Доверительное управление.В практике УГМС существует институт доверительного управления, то есть делегирования прав по управлению имуществом на основе договора.
По ГК РФ учредителем доверительного управления может быть только собственник. Доверительное управление осуществляется в его интересах или в интересах лица, указанного в договоре.
В доверительное управление не может быть передано имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Доверительный управляющий назначается по итогам открытого конкурса на право заключения договора доверительного управления имуществом.
Договор доверительного управления имуществом прекращается в следствии:
а) ликвидации юрлица или выгодоприобретателя;
б) отказа выгодоприобретателя от получения выгоды по договору;
в) признанием индивидуального предпринимателя, являющегося доверительным управляющим несостоятельным (банкротом);
г) отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для него лично.
Законодательно предусмотрена возможность выкупа имущества, находящегося в доверительном правлении при согласовании с собственником.
Передача объектов ГМС на праве хозяйственного ведения. Объекты ГМС могут передаваться в хозяйственное ведение ГУПам и МУПам.
Имущество, принадлежащее предприятию или иному лицу на праве хозяйственного ведения, не может быть без согласования с собственником продано, передано в аренду, внесено в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия.
Предприятие обязано за свой счет содержать данное имущество и нести расходы на его эксплуатацию.
Часть прибыли от использования ГМС, принадлежащей на праве хозяйственного ведения предприятию, размер которой устанавливается договором, перечисляется в соответствующий уровень бюджетной системы РФ.
Передача объектов ГМС на праве оперативного управления. Объекты ГМС могут передаваться в оперативное управление.
Право оперативного управления еще более ограничивает субъект им обладающим. Это право подразумевает необходимость использовать имущество с той целью, с которой оно было передано.