Производственные кооперативы (артели). 5 страница

Гибкое автоматизированное производство (ГАП) — автома­тизированная производственная система, в которой на основе соответствующих технических средств и определенных реше­ний обеспечивается возможность оперативной переналадки на выпуск новой продукции в достаточно широких пределах ее номенклатуры и параметров. Начало ГАП было положено в 50-х годах в связи с созданием станков с ЧПУ. Крупные достижения в робототехнике, разработка различных АСУ, САПР, появление микропроцессоров резко расширили воз­можности создания и внедрения ГАП. Современные ГАП включают в себя:

• системы автоматизированного проектирования;

• автоматизированное управление технологической подготовкой производства, числовыми программными устройствами;

• роботы (манипуляторы);

• автоматизированные транспортные средства;

• автоматизированные склады;

• автоматизированные системы контроля технологических процессов, качества продукции;

• автоматизированные системы контроля и управления предприятием.

ГАП позволяют существенно сократить время на проек­тирование и переналадку производства для выпуска новой продукции.

Роботы, робототехника — область науки и техники, связан­ная с изучением, созданием и использованием принципиально нового технического средства комплексной автоматизации производственных процессов — робототехнических систем.

Термин «робот» ввел чешский писатель К. Чапек в 1920 г.

В зависимости от основных функций различают:

• манипуляционные робототехнические системы;

• мобильные, перемещающиеся в пространстве;

• информационные робототехнические системы.

Роботы и робототехника — это основа для комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

Роторная линия (от лат. rato — вращаюсь) — автоматичес­кая линия машин, принцип действия которых основан на совместном движении по окружности инструмента и обраба­тываемого им предмета. Открытие роторного принципа при­надлежит советскому ученому академику Л. Н. Кошкину.

Простейшее роторное устройство состоит из расположен­ных на одном валу дисков, на которых установлены инст­румент, держатели обрабатываемой детали и копиры (неслож­ные средства, обеспечивающие согласованное взаимодействие инструмента, держателя и детали).

Роторные линии применяются в расфасовке, упаковке, штам­повке, литье, сборке, прессовке, окраске и др.

Преимущество роторных линий перед обычными средст­вами автоматизации — простота, надежность, точность, ог­ромная производительность.

Основной недостаток — малая гибкость. Но он преодолен в роторно-конвейерных линиях, в которых инструментальные блоки находятся не на дисках роторов, а на огибающем их конвейере. В этом случае автоматическая замена инструмента и тем самым переналадка линий на выпуск новой продукции особых затруднений не вызывают.

Существуют и другие прогрессивные технологии производ­ства, но для всех них характерно одно очень важное обстоятель­ство — более высокая производительность и экономичность.

6.4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НТП

На современном этапе и в будущем вряд ли можно найти такой фактор, который бы так сильно влиял на производство, экономику и социальные процессы в обществе, каким является ускорение НТП.

В общем плане ускорение НТП создает несколько видов эффектов: экономический, ресурсный, технический, социа­льный.

Экономический эффект — это, по сути, рост производитель­ности труда и снижение трудоемкости, снижение материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабель­ности.

Ресурсный эффект — это высвобождение ресурсов на предприятии: материальных, трудовых и финансовых.

Технический эффект — это появление новой техники и технологии, открытий, изобретений и рационализаторских предложений, ноу-хау и других нововведений.

Социальный эффект — это повышение материального и культурного уровня жизни граждан, более полное удовлет­ворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники безопасности труда, снижение доли тяжело­го ручного труда и др.

Эти эффекты могут быть достигнуты только в том случае, если государство будет создавать необходимые условия для ускорения НТП и управлять современной НТР в нужном для общества направлении. Иначе могут возникнуть отрицатель­ные социальные последствия для общества в виде загрязнения окружающей среды, вымирания животного мира в реках и озерах и др.

6.5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НТП НА ПРЕДПРИЯТИИ

Зарубежная и отечественная практика уже давно доказала, что предприятия, особенно крупные и средние, не могут рассчитывать на успех без систематического прогнозирования и планирования НТП. В целом прогнозирование представляет собой научно обоснованное предвидение развития социально-экономических и научно-технических тенденций.

Научно-технический прогноз — обоснованная вероятност­ная оценка перспектив развития определенных областей науки, техники и технологии, а также требуемых для этого ресурсов и организационных мер. Прогнозирование НТП на предпри­ятии дает возможность как бы заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемых техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентос­пособности предприятия.

Прогнозирование НТП на предприятии — это, по сути, нахождение наиболее вероятных и перспективных путей раз­вития предприятия в технической области.

Объектом прогнозирования могут быть техника, техноло­гия и их параметры, организация производства и труда, управление предприятием, новая продукция, требуемые фина­нсы, НИР, подготовка научных кадров и др.

По содержанию различают прогнозы:

• появления принципиально новых открытий и изобретений;

• областей использования уже сделанных открытий;

• появления новых конструкций, машин, оборудования, технологий и их распространения в производстве.

По времени прогнозы могут быть: краткосрочные (до 2—3 лет), среднесрочные (до 5—7 лет), долгосрочные (до 15—20 лет).

Очень важно, чтобы на предприятии достигалась непрерыв­ность прогнозирования, т.е. наличие всех временных прогно­зов, которые периодически должны пересматриваться, уточ­няться и продлеваться.

Отечественная и зарубежная практика насчитывает около 150 различных методов разработки прогноза, но на практике наибольшее распространение получили следующие методы:

• методы экстраполяции;

• методы экспертных оценок;

• методы моделирования.

Сутьметода экстраполяции состоит в распространении закономерностей, сложившихся в науке и технике в предпрогнозный период, на будущее. Недостаток данного метода заключается в том, что он не учитывает многих факторов, которые могут появиться в прогнозируемом периоде и в значительной мере изменить сложившуюся предпрогнозную закономерность (тенденцию), что может существенно повли­ять на точность прогноза.

Методы экстраполяции наиболее целесообразно применять для прогнозирования направлений науки и техники, изменя­ющихся во времени эволюционным путем, в том числе для прогнозирования процессов, развивающихся экстенсивным пу­тем. При прогнозировании новых направлений развития науки и техники более эффективны методы, учитывающие опережа­ющую информацию о новых технических идеях и принципах. Одним из этих методов может быть метод экспертных оценок.

Методы экспертных оценок основаны на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях.

Различают несколько методов экспертных оценок. Инди­видуальный анкетный опрос позволяет выяснить независимое мнение экспертов. Метод «дельфи» предполагает проведение вторичного опроса после того, как эксперты ознакомятся с первоначальными оценками своих коллег. При достаточно близком совпадении мнений «образ» проблемы выражается с помощью средних оценок. Групповой метод прогнозиро­вания основан на предварительном обсуждении «дерева целей» и выработке коллективных оценок соответствующими комис­сиями.

Предварительный обмен мнениями повышает обоснован­ность оценок, но создает возможность для подчинения отдель­ных экспертов влиянию наиболее авторитетных членов груп­пы. В связи с этим может быть использован метод коллектив­ной генерации идей — «мозговая атака», при которой каждый участник группы из 10—15 человек высказывает независимо друг от друга оригинальные идеи и предложения. Их критичес­кая оценка производится лишь после окончания совещания.

Разнообразны и методы прогнозов на основемоделирова­ния: логические, информационные и математико-статистические. Данные методы прогнозирования на предприятиях не получили широкого распространения, в основном из-за их сложности и отсутствия необходимой информации.

В целомпрогнозирование НТП включает в себя:

• установление объекта прогноза;

• выбор метода прогнозирования;

• разработку самого прогноза и его верификацию (вероят­ностную оценку).

После прогнозирования идетпроцесс планирования НТП на предприятии. При его разработке необходимо придерживаться следующих принципов:

приоритетность. Этот принцип означает, что в план необ­ходимо включать самые важные и перспективные направления НТП, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обес­печит предприятию значительные экономические и социальные выгоды не только на ближайший отрезок времени, но и на перспективу. Соблюдение принципа приоритетности вытекает из ограниченности ресурсов на предприятии;

непрерывность планирования. Сущность этого принципа заключается в том, что на предприятии должны разрабаты­ваться краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы НТП, которые бы вытекали друг из друга, что и обеспечит реализацию этого принципа;

сквозное планирование. Планироваться должны все состав­ляющие цикла «наука — производство», а не отдельные его составляющие. Как известно, цикл «наука — производство» состоит из следующих элементов: фундаментальные исследо­вания; поисковые исследования; прикладные исследования; проектно-конструкторские разработки; создание опытного об­разца; технологическая подготовка производства; выпуск но­вой продукции и ее тиражирование. В полном объеме этот принцип может быть осуществлен только на крупных предпри­ятиях, где есть возможность осуществления всего цикла «наука — производство»;

комплексность планирования. План НТП должен быть тес­но увязан с другими разделами плана экономического и соци­ального развития предприятия: производственной програм­мой, планом капитальных вложений, планом по труду и кадрам, планом по себестоимости и прибыли, финансовым планом. При этом сначала разрабатывается план НТП, а затем остальные разделы плана экономического и социально­го развития предприятия;

экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами.В план НТП должны включаться только экономически обо­снованные мероприятия (т.е. выгодные для предприятия) и обеспеченные необходимыми ресурсами. Довольно часто этот важнейший принцип планирования НТП не соблюдается, а отсюда его слабая реализуемость.

Для экономического обоснования внедрения новой техники и технологии, выпуска новой продукции на предприятии должен разрабатываться бизнес-план. Он нужен не только для того, чтобы работники предприятия убедились в вы­годности того или иного проекта, но и для привлечения инвесторов, особенно иностранных, если на предприятии нет или недостаточно собственных средств для реализации выгодного проекта.

Основным методом планирования НТП на предприятии является программно-целевой метод.

Разделы плана НТП зависят от сложившейся ситуации на предприятии, конкретных потребностей прогнозных оценок и наличия собственных и заемных ресурсов.

План НТП на предприятии может состоять из следующих разделов:

1. Реализация научно-технических программ.

2. Внедрение новой техники и технологии.

3. ВнедрениеЭВМ.

4. Совершенствование организации производства и труда.

5. Продажа и закупка патентов, лицензий, ноу-хау.

6. План по стандартизации и метрологическому обеспе­чению.

7. НОТ.

8. Улучшение качества и обеспечение конкурентоспособ­ности продукции.

9. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских работ.

10. Экономическое обоснование плана НТП.

План НТП может включать и другие разделы, так как строгая регламентация по количеству и названию разделов отсутствует.

После того как план НТП составлен и утвержден, с учетом этого плана составляются остальные разделы плана экономи­ческого и социального развития предприятия. Для коррек­тировки остальных разделов этого плана необходимо знать, как повлияет реализация плана НТП на технико-экономичес­кие показатели работы предприятия (прибыль, себестоимость, производительность труда и др.) в плановом периоде.

Планируемый прирост прибыли от производства новой или модернизированной продукции определяется по формуле

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru ,

где DП — планируемый прирост прибыли от производства новой или модернизированной продукции;

Ц н, Ц ст — оптовая (продажная) цена новой и старой продукции;

Сн, Сст — себестоимость производства единицы новой и старой продукции;

VН, VСТ — объем выпуска продукции до и после реализации проекта.

Планируемое снижение материальных затрат от реализа­ции проекта можно определить по формуле

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru

где DМЗ — экономия материальных затрат в плановом периоде от реализации проекта;

Н ст, Н н — старая и новая норма расхода на единицу продукции;

Ц — цена единицы материального ресурса.

Величина снижения себестоимости продукции от внедрения нововведений определяется по формуле

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru ,

где DC — величина снижения себестоимости продукции за счет внедрения нововведений;

С 1, С 2 — себестоимость единицы продукции до и после внедрения нововведений;

V2 — объем выпуска продукции после внедрения нововведе­ний.

Внедрение нововведений влияет и на рост производитель­ности труда (выработки). Темп роста производительности труда (ПТ) можно определить по формуле

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru

где ПТпл, ПТ0 — производительность труда в плановом и отчетном периоде.

Это влияние можно определить и по формуле

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru

где D ПТ — темпы прироста производительности труда;

D Nобщ, — общая величина реального или условного высвобожде­ния работников вследствие внедрения новой техники;

N — общая величина численности персонала при плановом объеме и базовой производительности труда.

Пример. На шахте за отчетный период годовой объем добычи угля составил 1,2 млн т, а среднесписочная числен­ность — 1000 человек. В плане на следующий год за счет реализации организационно-технических мероприятий преду­сматривается условно высвободить 200 человек (в том числе за счет реализации мероприятия № 1 — 50 человек, мероприятия № 2 — 120 человек, мероприятия № 3 — 30 человек), увеличить добычу угля на 20%. Известно, что рост средней заработной платы составит 7%, а доля заработной платы в полных затратах — 30%.

Определите влияние внедрения нововведений на произ­водительность труда и себестоимость добычи угля.

Решение

1. Определяем производительность труда за отчетный пе­риод (ПТо):

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru

2. Определяем производительность труда за плановый пе­риод (ПТпл):

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru т.

3. Определяем темп прироста производительности труда (D ПТ):

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru

4. Определяем темп прироста производительности труда другим методом (для проверки) по формуле

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru

в том числе за счет реализации мероприятия № 1:

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru

за счет мероприятия № 2:

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru

за счет мероприятия № 3:

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru

Проверка. D ПТ =5+12+3= 20%.

5. Определяем влияние роста производительности труда на себестоимость (С) продукции по формуле

Производственные кооперативы (артели). 5 страница - student2.ru

где Iзп — индекс средней заработной платы в плановом периоде;

Iпт — индекс производительности труда в плановом периоде;

Узп — доля заработной платы в себестоимости добычи угля.

Следовательно, за счет роста производительности труда себестоимость добычи угля в плановом периоде снизится на 3,3%, так как темп прироста производительности труда опережает темп прироста средней заработной платы (20 > 7).

Выводы

На экономические и социальные процессы в обществе влияют многие факторы, но ускорение НТП является главным из них. НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации знаний. Понятие НТП шире, чем понятие НТР. Научно-техническая революция — это составная часть НТП.

Любое государство, чтобы не отстать в своем научно-техническом развитии, должно разрабатывать и осуществлять единую государственную техническую политику. Под единой государственной научно-технической политикой понимаются выбор важнейших направлений НТП и их реализация с мощной поддержкой государства.

С переходом на рыночные отношения в России не уделя­лось должного внимания развитию науки и техники со сторо­ны государства, что привело к еще большему отставанию нашей страны от развитых стран мира в области приоритет­ных направлений НТП и, естественно, не способствовало выходу России из кризисного положения. Ситуация усугубля­ется тем, что в России на данный момент не разработана единая государственная научно-техническая политика и на развитие фундаментальной науки государством выделяются мизерные средства.

Любое предприятие не может иметь хорошей перспективы, если не будет постоянно внедрять результаты НТП, так как от этого зависят качество выпускаемой продукции, издержки на ее производство и реализацию, объем реализации и величина получаемой прибыли.

Прогнозирование и планирование НТП на предприятии должны осуществляться на основе выработанной стратегии развития предприятия на дальнюю перспективу с учетом реальных финансовых возможностей.

Контрольные вопросы

1. Каковы сущность НТП и НТР, особенности НТР на современном этапе?

2. Каковы основные направления НТП, их сущность и взаимосвязь?

3. Какие приоритетные направления НТП на современном этапе, каково их содержание?

4. Какова в общем плане экономическая и социальная сущ­ность ускорения НТП?

5. Какова методология прогнозирования и планирования НТП на предприятии?

6. Как влияет НТП на основные экономические показатели работы предприятия?

ГЛАВА 7 КАЧЕСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Проблема повышения качества продукции в России в насто­ящее время является наиболее острой и злободневной.

С переходом России на рыночные отношения качество выпускаемой продукции не только не улучшается, а, наоборот, ухудшается. Газетой «Аргументы и факты» был проведен опрос общественности самых развитых стран о том, товар какой страны по своему качеству является самым лучшим в мире. Результаты опроса показали, что на первом месте оказались товары Японии, а на последнем — тринадцатом — России. Нетрудно догадаться, как это отразилось на экономи­ке нашей страны.

От результатов в области качества сегодня зависит слиш­ком многое: удастся ли экономике России и ее предприятиям достаточно быстро интегрироваться в мировое хозяйство, войдет ли Россия в сообщество развитых стран как полноправ­ный его член или окажется на положении сырьевого придатка.

Успешная интеграция российских предприятий в междуна­родное разделение труда невозможна без стабильного качест­ва и на этой основе обеспечения конкурентоспособности продукции.

Решение проблемы качества отечественной продукции — это в значительной мере и решение проблемы выхода России из экономического кризиса. Об этом свидетельствует мировой опыт, в частности опыт Японии, стран Юго-Восточной Азии и др. Мы этот опыт, по непонятным причинам, почему-то отвергаем.

Естественно, актуальность проблемы качества продукции обусловливается и другими факторами.

Возникает вполне резонный вопрос: почему с переходом на рыночные отношения в России по-прежнему остается пренеб­режительное отношение к проблеме качества?

На наш взгляд, основными причинами такого явления можно считать:

не созданы условия для конкуренции;

отсутствует национальная программа по достижению вы­сокого уровня качества;

не адаптировались к рыночным условиям многие руково­дители предприятий;

снизилась роль государства, ее законодательных и испол­нительных органов в создании условий для решения этой важной проблемы.

7.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки сущности качества продук­ции, но есть и стандартная.

Качество продукции — это совокупность свойств, обуслов­ливающих пригодность продукции удовлетворять определен­ные потребности в соответствии с ее назначением.

Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» под качеством изделия или услуги понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатацион­ных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации».*

* Фейгенбаум А. Контроль качества продукции/Сокр. пер. с англ./Автор предисловия и науч. ред. Н. В. Гличев. — М.: Экономика, 1996. — С. 98.

Далее автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с помощью методов общего управления, а потребителем. В основу качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги.

Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции — это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции не только техническая, товаровед­ческая, но и важнейшая экономическая категория. Как эко­номическая категория оно тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полез­ность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако нетождественно ей. Качество характеризует одно или одно­временно несколько свойств потребительной стоимости, свя­занных с удовлетворением общественной потребности. Потре­бительная же стоимость является более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связан­ных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребитель­ной стоимости, меру пригодности для удовлетворения кон­кретной потребности.

Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономи­ческие показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.

Значение повышения качества продукции необходимо рас­сматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

Повышение качества на макроуровне позволяет:

• увеличить экспорт товаров и услуг;

• улучшить структуру экспорта;

• осуществить на практике ускорение НТП;

• повысить эффективность общественного производства, так как улучшение качества продукции в конечном итоге ведет к улучшению использования средств и предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов;

• повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата;

• повысить престиж государства со всеми вытекающими отсюда последствиями;

• воспитывать граждан в духе прекрасного и многое другое.

Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства означает ускорение НТП, повышение эффектив­ности общественного производства и экспорта, могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить полити­ку, направленную на повышение и поддержание высокого качества выпускаемой продукции, и для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, в первую очередь правовые основы.

Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий любой формы со­бственности.

Для предприятия в условиях рыночных отношений посто­янный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня — это известность и популяр­ность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фир­ме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля — товарному знаку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет все, и на­оборот.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий его имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.

7.2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Уровень качества продукции определяется на основе систе­мы показателей ее качества. Для определения этого уровня необходимо знать численное значение каждого из этих показа­телей и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения.

Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции применяются следу­ющие методы:

измерительный метод (при помощи инструментов, при­боров);

регистрационный метод, который основан на регистрации и подсчете: числа определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизованных, уни­фицированных, оригинальных, защищенных патентами). Регист­рационным методом могут определяться такие показатели, как безотказность, патенто-правовые, стандартизация, унификация;

вычислительный метод основывается на применении специ­альных математических моделей для определения показателя качества продукции;

органолептический метод предусматривает анализ воспри­ятия человеческих органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значе­ний зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;

социологический метод осуществляется на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или возможных потребителей;

экспертный метод реализуется группой специалистов, на­пример дизайнеров, дегустаторов.

На практике для оценки уровня качества продукции исполь­зуется система показателей, которая включает в себя обобща­ющие и единичные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К этим показателям относятся: сортность, марка, класс, содер­жание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.

Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.

Единичные показатели предметов труда более разнообраз­ны и специфичны и зависят от сущности предмета труда. Например, железорудное сырье характеризуют такие показа­тели, как содержание железа, влажность, крупность, основность, содержание вредных и полезных примесей и др.

О качестве той или иной ткани можно судить по таким показателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.

Индивидуальные показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: тех­нологические, эксплуатационные, эргономические и эстетичес­кие, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны.

Наши рекомендации