Производственные кооперативы (артели). 2 страница

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью АО, кроме вопросов, от­носящихся к исключительной компетенции общего собрания.

В исключительную компетенцию совета директоров (воп­росы, которые не могут быть переданы исполнительному ор­гану) входит решение следующих вопросов:

• определение приоритетных направлений деятельности АО;

• созыв годового и внеочередного общих собраний акци­онеров;

• утверждение повестки дня общего собрания;

• определение даты составления списка акционеров, име­ющих право на участие в общем собрании;

• вынесение на общее собрание вопросов о реорганизации АО;

• увеличение уставного капитала (если это право предус­мотрено уставом или общим собранием);

• размещение облигаций и иных ценных бумаг (если иное не оговорено уставом);

• определение рыночной стоимости имущества;

• образование исполнительного органа АО и досрочное прекращение его полномочий, размер вознаграждения испол­нительного органа (если уставом это возложено на совет дире­кторов);

• рекомендации по оплате ревизионной комиссии и услуг аудитора;

• рекомендации по размеру дивиденда по акциям и поряд­ку его выплаты;

• использование резервного и иных фондовАО;

• другие вопросы.

Члены совета директоров избираются годовым общим со­бранием сроком на один год (член совета может переизбирать­ся неограниченное число раз).

Полномочия члена совета директоров (всего состава сове­та) могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания.

Руководство текущей деятельностью АО осуществляется директором (генеральным директором) или директором и правлением, а в отдельных случаях (по решению общего собрания и договору, утвержденному советом директо­ров) — управляющим.

Закон об акционерных обществах содержит и многие дру­гие положения, необходимые для нормального его функци­онирования. Следует отметить, что новый Закон об АО имеет ряд существенных особенностей по сравнению с предыдущи­ми нормативными актами об АО. Во-первых, этот закон счи­тают менеджерским, так как в нем существенно сдвинуты полномочия от общего собрания акционеров к совету дирек­торов АО. Во-вторых, впервые в отечественном законодатель­стве закреплены понятия «рыночная цена» и «рыночная сто­имость», которые по своему содержанию близки к междуна­родному стандарту. Приведем это определение: «Рыночной стоимостью имущества... является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости иму­щества и не обязанный его приобретать, согласен был бы приобрести». Из этого вытекает, что рыночной стоимостью имущества является его цена. В-третьих, важной особенностью Закона об АО является то, что этот закон существенно ущем­ляет права генерального директора АО. По новому закону генеральный директор не может быть председателем совета директоров.

По мнению многих специалистов, это является позитивным моментом, так как до этого генеральные директора имели, по сути, неограниченные права и зачастую злоупотребляли этим положением в своей деятельности.

Федеральный Закон об АО имеет много и других особен­ностей.

Акционерное общество по решению общего собрания акци­онеров может быть ликвидировано или преобразовано в обще­ство с ограниченной ответственностью или кооператив.

Преимущества АО:

• корпоративная форма доказала на практике свою рацио­нальность там, где необходимы крупные капиталы, крупнома­сштабное производство, большая степень риска и совершенное законодательство;

• гарантированы от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен. Организация ка­питала с помощью отчужденных (оборотных) ценных бумаг — акций дает возможность сконцентрировать большой капитал, первоначально распыленный среди множества мелких вклад­чиков, а также возможность быстрого отчуждения и приоб­ретения акций, особенно с помощью биржевого механизма и представительских акций, т.е. возможность быстрого, почти мгновенного, перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой;

• являются проводниками ускорения НТП, так как им под силу осуществить весь цикл «наука — производство»;

• имеют право выпускать акции (кроме других ценных бумаг);

• акционер несет ограниченную ответственность (в преде­лах своих акций) в случае банкротства общества.

К недостаткам корпоративного предпринимательства от­носят отсутствие возможности у всех владельцев акций прини­мать участие в управлении акционерным обществом, ибо для реального контроля необходимо иметь около 20% акций. В руках отдельных лиц сосредоточивается огромный капитал, что при отсутствии надлежащего законодательства и контроля со стороны акционеров может привести к злоупотреблению и некомпетенции при его использовании.

Выводы

Россия имеет все необходимое, чтобы в самое ближайшее время стать одной из самых развитых стран мира при условии проведения государством научно обоснованной экономичес­кой политики и проявления у ее граждан чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Кризисное состояние экономики было обусловлено многи­ми причинами как объективного, так и субъективного харак­тера, но основная — слабость государства, которая прояви­лась в неспособности государства разрабатывать и проводить в жизнь научно обоснованную экономическую и социальную политику, задействовать все имеющиеся в его распоряжении экономические и административные рычаги для воздействия на экономику, криминальную обстановку общества и другие процессы.

Народнохозяйственный комплекс страны состоит из мно­жества межотраслевых комплексов и отраслей народного хо­зяйства, но ведущей отраслью является промышленность, осо­бенно такие ее отрасли, как машиностроение и металлооб­работка, химическая промышленность и электроэнергетика. Именно промышленность и ее прогрессивные отрасли являют­ся катализатором ускорения НТП в народном хозяйстве и основой для расширенного воспроизводства.

Отрасль промышленности представляет собой совокуп­ность предприятий, характеризующихся единством экономи­ческого назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным соста­вом кадров, специфическими условиями труда.

Под отраслевой структурой промышленности понимаются совокупность межотраслевых комплексов или отраслей, входя­щих в промышленность, и их доля в общем промышленном производстве.

Совершенствование отраслевой структуры промышленно­сти и народного хозяйства в целом является важнейшим фактором повышения эффективности общественного произ­водства.

Наличие различных организационно-правовых форм хозяй­ствования, как показала мировая практика, является важней­шей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и России.

Согласно ГК РФ (часть первая) основными организацион­но-правовыми формами хозяйствования юридических лиц яв­ляются: хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, АО (открытого и закрытого типа); унитар­ные предприятия (государственные и муниципальные); произ­водственные кооперативы (артели). Каждая из них имеет свои плюсы, минусы и право на жизнь.

Контрольные вопросы

7. Каковы основные причины кризисных явлений в экономике России?

2. Почему промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства?

3. Каковы наиболее прогрессивные отрасли промышленно­сти и почему они являются таковыми?

4. Что такое отрасль и отраслевая структура промыш­ленности?

5. Какие показатели и критерии характеризуют прогрес­сивность отраслевой структуры промышленности?

6. Каков механизм влияния совершенствования отраслевой структуры на эффективность функционирования экономики страны?

7. Какова тенденция изменения отраслевой структуры промышленности за последние годы?

8. Как классифицируются юридические лица по определен­ным признакам?

9. Каковы согласно ГК РФ организационно-правовые формы хозяйствования?

10. Какая организационно-правовая форма хозяйствования получила наиболее широкое распространение в мире?

ГЛАВА 4 КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Концентрация, специализация, кооперирование и комбиниро­вание производства являются прогрессивными формами об­щественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.

Рассмотрим эти прогрессивные формы производства более подробно.

4.1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Концентрация на предприятииможет развиваться на основе различных форм:

• увеличения выпуска однородной продукции (специализи­рованные предприятия);

• увеличения выпуска разнородной продукции (универсаль­ные предприятия);

• развития концентрации на основе комбинирования про­изводства (предприятия-комбинаты);

• развития концентрации на основе диверсификации произ­водства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятель­ности предприятия.

Концентрация производства на предприятииможет быть достигнута путем:

• увеличения количества машин, оборудования, технологи­ческих линий на прежнем техническом уровне;

• применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

• одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;

• развития комбинирования взаимосвязанных производств.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т.е. за счет вне­дрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются как аб­солютные, так и относительные показатели, поэтому и раз­личают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производ­ства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следу­ющие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показа­тель объема выпуска продукции. Остальные показатели уров­ня концентрации используются для более всестороннего ана­лиза уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концент­рации определяют следующие показатели: доля отдельного пред­приятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определен­ной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

4.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Экономические показатели работы предприятия (себесто­имость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от раз­вития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показа­тели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.

Известно, что объем выпускаемой продукции зависит от величины задействованных производственных ресурсов, т.е. от величины переменного и постоянного капитала. Но поскольку на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

На предприятии объем выпуска продукции может быть увеличен за счет наиболее полного использования мощностей, в этом случае цель достаточно быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капи­тала. Если на предприятии отсутствует резерв производствен­ных мощностей, то в этом случае увеличение выпуска продук­ции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. В первом случае экономический эффект достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.

Крупные предприятия имеют существенные как преимущест­ва, так и недостатки перед средними и мелкими предприяти­ями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:

• являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука —про­изводство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследо­вательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конст­рукторских работ, создания новой техники и ее распространения;

• легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;

• создают лучшие предпосылки для применения более со­вершенной организации производства;

• с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению из­держек производства;

• больше возможностей для углубления разделения и ко­оперирования труда;

• достигается большой эффект от применения ЭВМ. Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учи­тывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.

К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:

• увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, ма­териалов и комплектующих изделий к предприятию и отправ­ку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

• необходимость больших инвестиций на сооружение круп­ных предприятий и продолжительный срок их строительства;

• усложнение процесса управления с возрастанием масш­табов предприятия;

• повышение нагрузки на природную среду со всеми выте­кающими отсюда последствиями;

• нарушение принципа равномерного размещения промы­шленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

• возможность монополизации производства и др. Концентрация на любом предприятии должна контролиро­ваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпус­ку оптимального объема продукции.

В отечественной литературе известны два подхода к опре­делению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е.

Производственные кооперативы (артели). 2 страница - student2.ru

где Сi — себестоимость продукции по i-му варианту;

EH — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

Кi — капитальные вложения по i-му варианту;

ЗTPi, — транспортные расходы по i-му варианту.

Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.

В отечественной литературе известен и графический метод определения оптимального размера предприятия, суть которо­го показана на рис. 4.1.

Производственные кооперативы (артели). 2 страница - student2.ru

А — внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции;

В — внепроизводственные затраты;

П — полные затраты на производство и реализацию продукции.

Рис. 4.1. Зависимость полных затрат на производство и реализацию продукции от объема производства

На рис. 4.1 показана зависимость внутрипроизводственных затрат (А), внепроизводственных (В) и полных затрат (П = А+В) от объема выпускаемой продукции. Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.

В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицатель­ного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия. Он представляет собой просто наимень­ший объем производства, при котором фирма может миними­зировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции.

Проиллюстрируем эту концепцию на рис. 4.2.

Производственные кооперативы (артели). 2 страница - student2.ru

Рис. 4.2. Одна из возможных кривых зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства

На этом рисунке экономия издержек от роста масштабов производства достигается на участке АБ, затем до точки В издержки остаются постоянными, а на отрезке ВС они воз­растают.

Минимальный эффективный размер предприятия достига­ется на участке OV1, и он продолжается до точки V2, так как на участке V1—V2 фирма обеспечивает себе минимальные средние издержки.

Участок кривой ВС характеризует рост средних издержек производства от увеличения объема производства, т.е. для фирмы наращивать объемы выпуска продукции больше V2невыгодно.

Для того чтобы этот методический подход для определения оптимального размера предприятия мог использоваться в оте­чественной практике, необходимо на каждом предприятии определять кривую зависимости долгосрочных средних издер­жек от объема производства.

4.3. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание между крупным, средним и мелким бизнесом.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не прида­валось должного внимания развитию мелкого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития рыночных отношений в России.

Во многих странах основными критериями для отнесения фирм к мелким являются численность работающих и объем продаж. Например, в США единоличные предприятия делятся на пять групп: наименьшие — с численностью занятых от 1 до 24 человек, малые — 25—99 человек, промежуточные — 100— 499 человек, крупные — 500—999 человек и крупнейшие — свыше 1000 человек. К малым предприятиям относятся пред­приятия первых двух групп, т.е. предприятия с численностью до 99 человек.

Предприятия оптовой торговли попадают в категорию ма­лого бизнеса, если его годовой оборот находится в пределах 3—18 млн долл., в розничной торговле и сфере обслуживания этот предел равен 1—5 млн долл.

Согласно Закону США о малом бизнесе (1953 г.) малая фирма существует и действует независимо от других предпри­ятий, но не доминирует в своей области.

В Японии к малым относят предприятия в промышлен­ности с числом занятых не более 20 человек, в торговле и сфере услуг — не более 5 человек. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потреби­тельской кооперации.

В России малый бизнес стал развиваться наиболее интен­сивно с 1990 г. На первом этапе согласно Закону РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» к малым относились предприятия с численностью:

в промышленности и строительстве — до 200 человек;

в науке и научном обслуживании — до 100 человек;

в других отраслях производственной сферы — до 50 че­ловек;

в отраслях непроизводственной сферы и в розничной тор­говле — до 15 человек.

Затем согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к категории малых были изменены. Подсубъектами малого предпринимательства по­нимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворитель­ных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населе­ния — 30 человек;

в других отраслях и при осуществлении других видов де­ятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народ­нохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворить потребности населения в по­требительских товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются крупные ин­вестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения кон­курентной среды;

• мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;

• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружить­ся, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигать опти­мального сочетания механизированного и ручного труда;

• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной сте­пени решить или смягчить проблему безработицы;

• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилиза­ции экономики и наведении элементарного порядка в стране.

Имеются и другие положительные стороны в развитии мелкого бизнеса. Поэтому не случайно во многих странах с развитой рыночной экономикой развитию малого бизнеса уде­ляется большое внимание и оказывается поддержка со сторо­ны государства. Например, в США с целью оказания помощи американским предприятиям малого бизнеса в 1953 г. была создана независимая правительственная организация — Ад­министрация по малому бизнесу, ее отделения имеются в различных штатах. Она оказывает финансовую помощь креди­тами, организует курсы менеджеров, выпускает бюллетени и брошюры по проблемам управления, консультирует малые фирмы относительно получения государственных контрактов и по другим вопросам.

Система поддержки малого бизнеса в Японии направлена на сокращение числа банкротов и обладает высокой резуль­тативностью. Так, в течение года разоряется не более 5% возникающих малых предприятий, в то время как в США — около 30%. Государственная поддержка японского малого бизнеса включает его кооперирование, особый порядок амор­тизации, гарантирование займов, льготное налогообложение. Значительная часть консультаций, получаемых малыми фир­мами, касается вопросов бухгалтерского учета, финансирова­ния, уплаты налогов, менеджмента.

В РФ также начала создаваться система поддержки и раз­вития малого предпринимательства. Основой этой системы является Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Им определены главные направ­ления государственной поддержки и развития малых предпри­ятий, установлены основные формы и методы государствен­ного управления и регулирования деятельности субъектов ма­лого предпринимательства. Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государст­венный комитет РФ по поддержке и развитию малого пред­принимательства.

Законом определено, что теперь не менее 15% государст­венных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Смысл в следующем. Государствен­ный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% объема заказа разместить на малых предприятиях в соответствии с договором.

По новому закону правительство обязано ежегодно раз­рабатывать федеральную программу государственной под­держки малого предпринимательства и представлять ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальном уровнях. Создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства ко­торого пойдут на выдачу льготных кредитов малым пред­приятиям.

По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом РФ «Об упрощенной системе налого­обложения, учета и отчетности для субъектов малого пред­принимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 г. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирова­ния деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпош­лины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюд­жетные фонды. Малым предприятиям (с предельной числен­ностью работающих до 15 человек) и гражданам-предприни­мателям разрешено применять упрощенный порядок составле­ния бухгалтерской документации (без применения двойной записи, плана счетов и др.). Они выплачивают единый налог с совокупного дохода или валовой выручки, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности. Установлены пре­дельные ставки единого налога: если объектом налогообложе­ния является совокупный доход, то 10% дохода — в федераль­ный бюджет и до 20% — в бюджет субъекта федерации и местный бюджет; если же объектом является валовая выруч­ка — 3,33 и 6,67% соответственно. При этом конкретные ставки налога, зачисляемого в бюджет субъекта федерации и местный бюджет, устанавливаются решением органа государ­ственной власти субъекта федерации.

Выбор объекта налогообложения в упрощенной системе осуществляется органом государственной власти субъекта фе­дерации. Им может быть либо совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), либо валовая выручка, получен­ная за отчетный период. Не применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности в:

организациях, занятых производством подакцизной про­дукции;

организациях, созданных на базе ликвидированных струк­турных подразделений действующих предприятий;

кредитных организациях;

страховых организациях;

инвестиционных фондах;

предприятиях игорного и развлекательного бизнеса и др.

К числу ограничений относится также запрет перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором происходит подача заявления на право применения упрощенной системы налого­обложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика превышает сумму 100000-крат­ного минимального размера оплаты труда.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны подать заявле­ние в налоговые органы по месту своей регистрации. Офици­альным документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы, является патент. Годовая стоимость патента зависит от вида деятельности малого предприятия. Выплата годовой стоимости патента осуществляется ежеквар­тально и засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога. Индивидуальные предприниматели уплачивают толь­ко стоимость патента.

Следующей особенностью налогообложения малых пред­приятий является и то, что они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями. Остановимся на них более подробно.

Для всех малых предприятийустановлены следующие до­полнительные льготы:

• в первый год эксплуатации могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимо­сти оборудования со сроком службы более 3 лет. Кроме того, все малые предприятия имеют право осуществлять ускорен­ную амортизацию. Все это позволяет малым предприятиям при необходимости обновлять активную часть основных фон­дов и меньше платить сумму налога на прибыль;

• налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;

• освобождаются от уплаты взносов налога на прибыль в течение квартала;

• в течение 4 лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.

Малые предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, медицинские лекарства и препараты, занимающиеся строительством и ремонтом объектов жилищного, производ­ственного, социального и природоохранного назначения, в первые два года освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общего объема реализации. В третий и четвертый год работы они платят налог на прибыль по пониженным ставкам: в 3-й год — по ставке 25%, в 4-й — 50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации.

Наши рекомендации