Производственные кооперативы (артели). 7 страница

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

• создание условий для деятельности предприятий, учреж­дений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономи­ческом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• содействие потребителям в компетентном выборе про­дукции;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособно­сти продукции;

• защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

• контроль безопасности продукции для окружающей сре­ды, жизни, здоровья и имущества;

• подтверждение показателей качества продукции, заявлен­ных изготовителями.

Основная задача сертификации — добиваться, чтобы сертификаты, выданные в стране, признавались нашими зарубежными партнерами, чтобы эти сертификаты открывали отечественной продукции путь на внешний рынок.

Вся ответственность за сертификацию в стране возложена на Государственный комитет РФ по стандартизации и его органы, наделенные этими полномочиями. К началу 1996 г. в системе сертификации ГОСТ было аккредитовано более 300 органов по сертификации и около 1000 испытательных лабора­торий и центров, как отечественных, так и зарубежных.

Предприятие, планирующее сертифицировать свою продук­цию, должно направить заявку в Госстандарт или в орган, который уполномочен им на проведение этой работы. Гос­стандарт после получения такой заявки сообщает предпри­ятию, какой организацией будет осуществлена проверка про­изводства и в какой лаборатории будут проведены испытания продукции.

Если проверка и испытания подтвердили, что продукция соответствует требованиям стандарта, то составляется прото­кол, который направляется затем в органы Госстандарта. Госстандарт на основе этих подтверждающих документов вы­дает предприятию-изготовителю Сертификат соответствия максимум на 3 года.

Все расходы, связанные с процедурой сертификации про­дукции, оплачиваются предприятием-заявителем, которые за­тем списываются на издержки производства.

7.5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

На качество продукции, как уже отмечалось ранее, влияют многие факторы, и все их необходимо учитывать при решении проблемы повышения качества продукции на предприятии, т.е. решение этой проблемы требует комплексного подхода. Впер­вые такой подход был осуществлен в 60-х годах, на предпри­ятиях г. Саратова, где была внедрена так называемая система БИП — система бездефектного изготовления продукции. Ос­новной упор в этой системе делался на непосредственных изготовителей. Был разработан и применен критерий оценки качества труда — это процент сдачи продукции с первого предъявления.

Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. В частности, она не позволяла контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла — реализацию и эксплу­атацию. Относительно ограничена была и сфера применения системы. Но эффективность ее положительных элементов под­толкнула другие предприятия на поиск более совершенных систем.

В 1957—1958 гг. на предприятиях г. Горького появилась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия). В ней наряду с элементами бездефектного изготовле­ния продукции и сдачи ее с первого предъявления внимание обращалось на управление качеством изделий в период их проектирования и внедрения в производство.

Еще дальше пошли ярославские и кременчугские маши­ностроители. В 1963 г. они разработали и внедрили систему НОРМ (научная организация работ по увеличению мото­ресурса двигателя). В ней учитывался опыт саратовцев и горьковчан. Но был введен и новый важный элемент — управление связями между потребителями и проектировщи­ками двигателя.

Следующий этап в становлении комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП) — это создание и применение системы бездефектного труда (СБТ) на предпри­ятиях г. Львова в 1964 г. Ее суть заключалась в том, что критерием оценки труда работников является коэффициент качества труда не только производственников, но и работни­ков всех служб предприятия, не только отдельных исполни­телей, но и коллектива.

В 1972—1973 гг. сложилась уже комплексная система упра­вления качеством продукции (КСУКП) — совокупность тех­нических, организационных, экономических, социальных меро­приятий, регламентированных стандартами предприятия и действующих во времени непрерывно. Система давала воз­можность планомерно воздействовать на факторы, влияющие на технико-экономические и эстетические свойства продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Организационно-технической базой КСУКП стали стандар­ты предприятия (СТП). СТП являются стержнем, содержани­ем КСУКП. Комплекс стандартов предприятия подразделялся на основной стандарт, который определял общие положения системы, и на совокупность специальных вспомогательных стандартов, обеспечивающих реализацию функций системы управления качеством продукции на предприятии.

Были разработаны и общие принципы построения и функ­ционирования КСУКП как одной из основных частей общего управления предприятием:

• непрерывность управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла этой продукции;

• единство и взаимосвязь общих и специальных функций управления. Государство уделяло хоть какое-то внимание про­блеме качества, и это заставляло предприятия как-то работать в этой области. Не стояла на месте и теория. Проводились НИР, издавались книги, монографии, т.е. шел процесс накап­ливания знаний как в теории, так и на практике. В этом заключается положительный момент пройденного пути. Весь этот опыт мог бы пригодиться при переходе России на рыноч­ные отношения, но этого не случилось. В этот период пробле­ме качества не уделялось должного внимания ни со стороны государства, ни на самих предприятиях. Попав в тяжелое финансовое положение, руководители этих предприятий дума­ли прежде всего о том, как выжить и не обанкротиться, не подозревая, что для них возможен единственный способ выхо­да из создавшегося положения — это улучшение качества продукции.

Сейчас наблюдается классическое противоречие: психоло­гическое отношение руководителя к качеству (некоторые назы­вают это «синдром первого руководителя») остается про­шлым, а социально-экономическая ситуация меняется.

Настоящие менеджеры уже давно поняли, что в усло­виях рынка финансовое положение предприятия зависит в первую очередь от качества выпускаемой продукции. Напри­мер, директор Саратовского завода резервуарных конструкций А. С. Саратовский, сделав основную ставку на качество продук­ции и систему качества, добился значительных успехов. Не случайно завод стал одним из немногих предприятий в России, имеющих сертификат Л. Лойда. Это оказало существенное содействие продвижению продукции завода на внешний рынок и увеличению ее цены в несколько раз.

Другой пример. АО «Орлэкс» (бывшее Орловское ПО «Промприбор») сертифицировало свою систему качества и получило сертификат Л. Лойда, а вместе с ним и существенные экономические выгоды.

Необходимость создания, внедрения и сертификации со­временных систем управления качеством продукции стали осо­знавать многие руководители отечественных предприятий.

В настоящее время все системы качества и все подходы в этой области можно разделить на два класса: системы по стандартам ИСО серии 9000 и «общефирменные системы качества».

В соответствии со стандартами ИСО серии 9000 главная целевая установка системы качества — обеспечить качество, требуемое потребителем.

Концепция общефирменной системы качества предусмат­ривает постоянное улучшение качества. Общефирменная систе­ма качества продукции получила широкое распространение, в частности, на японских предприятиях. Основные правила рабо­ты по этой системе:

1) ноль дефектов;

2) предупреждение дефектов, а не их устранение;

3) все производственные отношения между подразделени­ями, а также между персоналом предприятия рассматривают­ся и строятся как отношения потребителя и поставщика;

4) постоянное обучение персонала управлению качеством.

Для российских предприятий ближе система управления качеством по стандартам ИСО серии 9000, поэтому она и получает все большее распространение.

Внедрение системы управления качеством позволяет решить на предприятии следующие задачи:

• обеспечить стабильный выпуск высококачественной про­дукции;

• увеличить объем производства и найти рынки для ее реализации;

• повысить возможные продажи продукции по более высо­ким ценам;

• решить проблему конкурентоспособности продукции и устойчивого финансового положения.

Данные системы позволяют вносить необходимые коррек­тировки в процесс управления предприятием на стадии как «жизненного цикла» продукции, так и товара.

Различают следующие этапы «жизненного цикла» про­дукции:

первый этап — исследование и проектирование;

второй этап — изготовление продукции;

третий этап — обращение и реализация;

четвертый этап — эксплуатация продукции.

На всех этих стадиях требуется свой подход, чтобы обес­печить необходимый уровень качества выпускаемой продук­ции. Но этого мало. На предприятии необходимо системати­чески отслеживать, на какой стадии «жизненного цикла» нахо­дится тот или иной товар, так как от этого зависят конкретные действия предприятия.

На рис. 7.1 показан «жизненный цикл» товара.

Обычно выделяются четыре стадии «жизненного цикла» то­вара: внедрение, рост, зрелость, спад. Некоторые специалисты вводят еще одну стадию — насыщение рынка (перед спадом).

Внедрение — это период появления нового товара на рынке и постепенного увеличения объема его продаж. Прибыли от сбыта товара в это время практически нет либо она очень мала вследствие больших издержек производства (которое тоже еще не стало массовым), а также расходов на рекламу и продвиже­ние товара, маркетинговые мероприятия.

Производственные кооперативы (артели). 7 страница - student2.ru

Рис. 7.1. «Жизненный цикл» товара

Рост — это период признания товара рынком (потреби­телем), когда объем продаж (и производство) заметно увели­чивается, товар начинает приносить прибыль.

Зрелость — период, когда рост объема продаж замедляется или стабилизируется, а прибыль достигает максимального значения. Однако удается далеко не всегда поддержать высо­кий уровень прибыли, так как начинают возрастать затраты на поддержание конкурентоспособности данного товара и созда­ние (продвижение на рынок) тех, которые придут ему на смену.

Спад — это период резкого снижения объема продаж и раз­мера прибыли. Производитель принимает решение об уходе с рынка либо остается на нем на какое-то время, если это еще выгодно.

Для типичного товара самой короткой является стадия внедрения, а наиболее длительной во времени — стадия спада. Концепция «жизненного цикла» товара имеет большое значе­ние для определения поведения фирмы на рынке, а для этого фирма должна отслеживать и знать, на какой стадии находит­ся тот или иной ее товар. Если товар находится на последней стадии, то в этом случае необходимо принимать срочные меры по модернизации данного товара или по выпуску нового.

7.6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, МЕТОДИКА ЕЕ РАСЧЕТА

Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эф­фективности общественного производства и отдельного пред­приятия.

Экономическая эффективность от улучшения качества про­дукции может быть выражена следующей формулой:

Производственные кооперативы (артели). 7 страница - student2.ru

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффек­тивности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

Для определения экономической эффективности от улучше­ния качества продукции необходимо учитывать следующее:

1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные за­траты;

2) экономический эффект от улучшения качества продук­ции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее по­требителя;

3) необходимо учитывать полученную экономию от сниже­ния брака;

4) предприятие при улучшении качества продукции получа­ет экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализа­ции продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

В конечном итоге это проявляется в получении дополни­тельной прибыли на предприятии, которая может быть опре­делена по формуле

Производственные кооперативы (артели). 7 страница - student2.ru

где D П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;

D Пv — дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продук­ции;

D Пу — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;

Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;

Cбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

Для упрощения расчетов величину Л П можно определить по формуле

Производственные кооперативы (артели). 7 страница - student2.ru

где Цнст — новая и старая продажная цена;

Сст , Сн — себестоимость единицы продукции до и после улучше­ния качества продукции;

Vст, Vн — объем выпуска продукции до и после улучшения каче­ства продукции.

Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:

Производственные кооперативы (артели). 7 страница - student2.ru

где Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К — дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.

Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капи­тальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной вели­чиной (Ен) или с рентабельностью активов предприятия (Rа).

Производственные кооперативы (артели). 7 страница - student2.ru

Если Е > Ен, или Е>Rа, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества про­дукции выгодно, и наоборот.

На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества про­дукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:

• повышение технического уровня производства;

• повышение уровня квалификации персонала;

• совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;

• внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;

• повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продук­ции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;

• повышение технического уровня метрологической служ­бы на предприятии;

• воспитание коллектива в духе гордости за качество выпу­скаемой продукции и марку своего предприятия;

• материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;

• создание службы маркетинга;

• внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;

• снижение издержек на производство и реализацию про­дукции;

• изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;

• проведение действенной рекламы;

• установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комп­лексный подход к решению этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть раз­работана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.

Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить ста­бильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом — позиция дирек­тора предприятия. Если директор понимает значимость проб­лемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

Выводы

В современных условиях проблема повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности для Рос­сии является наиболее актуальной.

Переход на рыночные отношения существенно не отразил­ся на качестве выпускаемой продукции, что связано со следу­ющими причинами:

• в стране не созданы условия для конкуренции;

• отсутствует национальная программа по достижению вы­сокого уровня качества;

• многие руководители предприятий работают по старинке и не адаптировались к рыночным условиям;

• слаба роль государства, ее законодательных и испол­нительных органов в создании условий и предпосылок для предприятий с целью повышения качества продукции и др.

Устранение этих причин является важным условием для прорыва российских предприятий в области повышения каче­ства продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, но недостаточным. Как показывает мировой опыт, данную про­блему можно решить только в том случае, если важность ее решения осознают первые руководители страны и руководи­тели предприятий и сделают все возможное для ее решения.

Таким образом, проблему качества продукции вряд ли можно решить без глубокого осознания и понимания граж­данами страны и руководителями всех рангов важности и значения решения проблемы повышения качества продукции для престижа и экономики страны.

Качество продукции, как экономическая категория тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество про­дукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования.

Значение повышения качества продукции необходимо рас­сматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

Повышение качества продукции (услуг, работ) на макро­уровне дает возможность:

• повысить эффективность общественного производства;

• осуществить на практике ускорение НТП;

• повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата;

• повысить престиж государства.

Достижение высокого и стабильного качества продукции на предприятии позволяет:

• увеличить объем реализации, а следовательно, и прибыли;

• обеспечить конкурентоспособность продукции;

• повысить имидж предприятия;

• снизить риск банкротства и обеспечить устойчивое фи­нансовое положение предприятия.

Качество продукции на предприятии зависит от многих факторов: технического уровня производства; стандартизации и сертификации продукции; уровня квалификации кадров; со­вершенства организации производства и труда и др. Из этого следует, что для решения проблемы повышения качества продукции на предприятии требуется комплексный подход, т.е. учитывающий все факторы, влияющие на качество продукции на всех стадиях ее «жизненного цикла». Такой подход обес­печивают комплексные системы управления качеством продук­ции на предприятии, поэтому их разработка, внедрение и функционирование являются основой для выпуска высококаче­ственной продукции на предприятии.

Контрольные вопросы

1. Какова сущность качества продукции как экономической категории?

2. Какое экономическое и социальное значение имеет повы­шение качества продукции на макро- и микроуровне?

3. Какие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции?

4. Каковы методы определения конкурентоспособности про­дукции и их сущность?

5. Каковы факторы, влияющие на качество продукции, и механизм их влияния?

6. Какая связь между качеством продукции и стандар­тизацией?

7. Каковы сущность и значение систем управления каче­ством продукции на предприятии?

8. Какая связь качества продукции с эффективностью про­изводства? Каков механизм влияния качества продукции на эффективность производства?

9. Какие возможны пути повышения качества продукции на вашем предприятии?

10. Какие необходимы условия и предпосылки для решения проблемы повышения качества продукции на предприятии?

ГЛАВА 8 ИНВЕСТИЦИИ

8.1. СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Инвестиции - относительно новый для нашей экономики тер­мин. В рамках централизованной плановой системы использо­валось понятие «капитальные вложения». Понятие «инвести­ции» шире, чем понятие «капитальные вложения». Инвестиции включают в себя как реальные, так и портфельные инвестиции. Реальные инвестиции - вложения в основной и оборотный ка­питал. Портфельные инвестиции - вложения в ценные бумаги и активы других предприятий.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ даются следующие определения понятиям «инвестиции» и «капитальные вложе­ния»:

«Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпри­нимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного положительного эффекта».

«Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительст­во, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудова­ния, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты».

Если исходить из этого определения, то инвестиции, вложен­ные в оборотные средства, не могут считаться капитальными вложениями. По направлению использования капитальные вло­жения классифицируются на производственные и непроизвод­ственные.Производственные капитальные вложения на­правляются на развитие предприятия,непроизводственные -на развитие социальной сферы.

По формам воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения;

• на новое строительство;

• на реконструкцию и техническое перевооружение дейст­вующих предприятий;

• на расширение действующих предприятий;

• на модернизацию оборудования.

По источникам финансирования различают капитальные вложения централизованные и децентрализованные.

Эффективность использования капитальных вложений в зна­чительной мере зависит от их структуры. Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую, вос­производственную, отраслевую и территориальную.

Подтехнологической структурой капитальных вложенийпонимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости.

В табл. 8.1 приводится условная технологическая структура капитальных вложений при сооружении какого-либо объекта.

Таблица 8.1

Технологическая структура инвестиций в основной капитал*

(в % к итогу)

   
Инвестиции в основной капи­тал - всего
в том числе на:            
строительно-монтажные ра­боты
оборудование, инструмент, инвентарь
прочие капитальные работы и затраты

*Россия в цифрах: Краткий стат. сб./Госкомстат России. - М., 1998.

Технологическая структура капитальных вложений оказыва­ет самое существенное влияние на эффективность их использо­вания. Совершенствование этой структуры заключается в по­вышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение ме­жду активной и пассивной частью основных производственных фондов будущего предприятия. Увеличение доли машин и обо­рудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению про­изводственной мощности предприятия, а следовательно, капи­тальные вложения на единицу продукции снижаются. Экономи­ческая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизации труда и работ.

Воспроизводственная структура капитальных вложении так­же оказывает существенное влияние на эффективность их ис­пользования.

Подвоспроизводственной структурой капитальных вло­жений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных про­изводственных фондов. Рассчитывается, какая доля капиталь­ных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, расширение действующего произ­водства, модернизацию.

Совершенствование воспроизводственной структуры заклю­чается в повышении доли капитальных вложений, направляе­мых на реконструкцию и техническое перевооружение дейст­вующего производства. Теория и практика свидетельствуют о том, что реконструкция и техническое перевооружение произ­водства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам: во-первых, сокращается срок ввода в действие до­полнительных производственных мощностей; во-вторых, в зна­чительной мере уменьшаются удельные капитальные вложения.

Экономическая эффективность капитальных вложений на уровне народного хозяйства существенно зависит и от отрасле­вой, и от территориальной (региональной) структуры капиталь­ных вложений.

Подотраслевой структурой капитальных вложений по­нимаются их распределение и соотношение по отраслям про­мышленности и народного хозяйства в целом. Ее совершенство­вание заключается в обеспечении пропорциональности и в бо­лее быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве.

В табл. 8.2 приведена отраслевая структура капитальных вложений за 1992-1997 гг.

По данным таблицы, наибольшая доля капитальных вложе­нии была направлена на поддержание и развитие отраслей топливно-энергетического комплекса, что не способствовало, по­вышению эффективности производства.

Подтерриториальной структурой капитальных вложе­нии понимаются их распределение и соотношение в общей со­вокупности по отдельным экономическим районам, областям, краям и республикам РФ.

Смысл совершенствования территориальной структуры ка­питальных вложений заключается в том, чтобы она позволяла получить максимум экономического и социального эффекта.

Таблица 8.2

Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики*

(в % к итогу)

   
Инвестиции в основной капитал -всего
в том числе:            
промышленность 41,3 37,0 32,3 34,4 34,8 36,5
из нее:            
электроэнергетика 4,9 5,0 4,7 5,2 6,0 7,7
угольная 2,1 1,8 1,6 1,7 1,7 1,7
нефтяная и газовая 14,7 13,9 11,4 12,7 13,2 14,0
черная металлургия 2,3 2,0 1,7 2,0 1,8 1,7
химическая и нефтехимическая 2,3 1,7 1,5 1,6 1,7 1,7
машиностроение и металлооб­работка 4,9 4,5 3,6 3,1 3,4 2,9
промышленность строительных материалов 1,6 0,9 1,1 1,0 0,8 0,7
легкая 1,0 0,6 0,5 ,0,3 0,3 0,2
пищевая 2,7 3,0 2,6 2,7 2,7 2,8
строительство 2,7 2,4 3,3 2,5 4,0 4,0
сельское хозяйство 10,8 7,9 5,0 3,5 2,9 2,5
транспорт связь 8,2 0,6 10,4 0,6 11,9 0,9 13,2 1,4 13,5 1,78 15,4 2,5
торговля и общественное пита­ние, материально-техническое снабжение и сбыт   1,0   0,9   1,6   2,0   2,0   2,1
жилищное строительство 21,7 23,1 23,7 22,8 26,3 18,7
предприятия прочих отраслей 13,3 17,7 21,3 20,2 20,7 18,3

Наши рекомендации