Выбор темы, формулирование цели и задач исследования выпускной квалификационной работы (КР) и назначение научного руководителя
Тема – краткая формулировка проблемы исследования. Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Тема ВКР (КР) должна быть актуальной. Актуальность – значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, соответствие современному состоянию и перспективам развития науки, техники, общества. Умение сформулировать тему исследования и доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите.
Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследований в процессе подготовки ВКР (КР). Цель формулируется исходя из названия работы. Цель, как правило, имеет практико-ориентированный характер и не ограничивается «исследованием», «анализом», «изучением».
Примеры удачного формулирования цели:
Разработка…;
развитие … методов государственного регулирования;
совершенствование инструментов стратегического и операционного маркетинга для динамичного развития рынка внутреннего туризма;
обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций, направленных на развитие методов и форм управления маркетинговой деятельностью в сфере …..
Задачи исследования формируются исходя из цели, раскрывают и конкретизируют ее. Количество задач не может быть менее трех (по числу основных разделов квалификационной работы), но не более 5–6, т.к. чрезмерная детализация задач усложняет адекватное представление материалов.
Под объектом исследованияпонимается явление (процесс), которое создает изучаемую проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя. Предмет исследования является частью объекта исследования: под ним понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.
Метод исследования– это совокупность приемов, способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах.
Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения[1].
Если в работе нет научной новизны. следует указать на Существенные результаты, полученные в результате исследования.
Практическая значимостьдолжна быть представлена выводами о полезности проведенного исследования и полученных в результате этого исследования данных, а также рекомендациями для их практического использования.
Тематика ВКР разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой в соответствии с ее научным направлением. Студент может предложить свою тему, обосновав целесообразность ее разработки. Квалификационные работы по одной проблеме могут выполняться несколькими студентами, если тема, цели и задачи исследования различны.
Выпускная квалификационная работа должна отражать умение студента самостоятельно собирать, систематизировать материалы преддипломной практики и анализировать ситуацию (тенденции) в данной сфере общественных отношений или деятельности.
При выборе темы работы студенту необходимо обратить внимание на исследование теории проблемы, используя при этом подходы разных авторов, фактический и статистический материал. Выбранная тема ВКР (КР) оформляется заявлением студента на имя заведующего выпускающей кафедрой (Приложение К) не позднее чем за 6 месяцев до начала защиты и оформляется приказом директора ШЭМ ДВФУ.
Тема ВКР утверждается кафедрой до начала преддипломной практики. Одновременно студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты, устанавливаются сроки выполнения.
Руководитель ВКР назначается из числа сотрудников кафедр ШЭМ, имеющих высокую квалификацию, а также ведущих специалистов предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов.
Руководитель составляет Задание на выполнение ВКР (Приложение В) или КР. Тема ВКР и задание на выполнение работы обсуждаются на заседании кафедры.
Задание подписывается студентом и руководителем ВКР, заверяется заведующим кафедрой и к моменту защиты вместе с работой предоставляется в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК).
На основе задания студентом разрабатывается план ВКР, который согласуется с руководителем. Выпускник несет ответственность за теоретическую и практическую разработку темы, качество, содержание и оформление ВКР.
Срыв сроков выполнения ВКР рассматривается как нарушение графика (Приложение Д) и учитывается при итоговой оценке. Руководитель присутствует при защите работы.
Работа с библиографическими источниками и составление плана выпускной квалификационной работы (курсовой работы)
Необходимо ознакомиться с фундаментальными источниками информации по теме (учебники, учебные пособия, монографии, статистические сборники, справочники), периодическими изданиями (журналы, газеты, бюллетени нормативных актов, сборники научных трудов, материалы конференций).
Выбрав наиболее подходящие источники информации, необходимо их изучить, чтобы теоретически владеть проблемой, поставленной в работе, а также грамотно и полно составить план исследования.
При составлении плана необходимо учитывать требования, предъявляемые к структуре и содержанию ВКР (КР), а также проблемы, выявленные в процессе изучения литературы по выбранной теме. Названия разделов не должны повторять название темы, а названия подразделов (параграфов) не повторять названия разделов. Все названия должны отражать основные направления и ожидаемые результаты исследования. В процессе работы план может корректироваться, если это вызвано объективной необходимостью. Корректировка плана ВКР (КР) и контроль соблюдения графика ее подготовки осуществляется руководителем.
Структура и содержание выпускной квалификационной и курсовой работы
2.1 Структурными элементами ВКР и КР, следующими в нижеприведенной последовательности, являются:
– титульный лист – первая страница (Приложение А, Б). Оформление оборотной стороны титульного листа ВКР должно соответствовать Приложению Б;
– задание на выполнение работы – вторая страница (Приложение В);
– оглавление – третья страница (Приложение Г);
– введение – четвертая страница;
– термины, определения и сокращения (при необходимости);
– основная часть (для ВКР – 1, 2, 3 разделы; для КР – 1,2 разделы, как исключение, возможен раздел 3);
– заключение;
– список использованных источников;
– приложение;
– график подготовки ВКР (Приложение Д);
– отзыв (Приложение Е);
– рецензия (Приложение Ж);
– справка на бланке предприятия о внедрении результатов ВКР – если имеется (Приложение И).
График подготовки ВКР, отзыв, рецензия, справка о внедрении результатов работы в ВКР не подшиваются, но прилагаются к работе.
2.2 Общий объем ВКР без учета приложений: специалиста – 70-100 страниц печатного текста, бакалавра – 50-60 страниц печатного текста, магистерской диссертации – 100-120 страниц печатного текста. Оптимальный объем курсовой работы – 30-35 страниц компьютерного текста (в случае необходимости объем может быть увеличен).
2.3 Оглавление размещают в верхней части посередине новой страницы, пишут с прописной буквы, выделяя полужирным шрифтом. Межстрочный интервал оглавления – одинарный, шрифт 14 пт. В оглавлении в хронологической последовательности даются все названия структурных элементов ВКР (КР) с указанием номеров страниц, на которых они помещены.
После заголовка и подзаголовка ставят отточие, затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент.
2.4 Введение размещают на следующей странице после страницы, на которой заканчивается элемент «Оглавление». Слово «Введение» помещают в верхней части страницы посередине, начинают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Текст введения не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.д.).
Объем введение не должен превышать пяти страниц, в нем не следует давать определений, таблиц, графического материала. Во введении необходимо отразить:
1 актуальность темы ВКР (КР);
2 формулировку проблемы, требующей решения, и состояние этой проблемы на данный момент времени со ссылкой на работы ведущих специалистов в этой области;
3 постановку цели и задач исследования;
4 обоснование предмета и объекта исследования;
5 указание методов исследования;
6 описание логики исследования;
7 степень разработанности выбранной проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области;
8 структуру работы с указанием количества использованных источников.
2.5 Основная часть может состоять из нескольких разделов (обычно трех). Разделы нумеруются арабскими цифрами, подразделы – арабскими цифрами через точку. Каждый раздел начинается с новой страницы.
Первый раздел, посвященный анализу теоретических положений и практических подходов, должен обеспечивать теоретическую основу для последующего изложения. Студент излагает только тот теоретический материал, который ему потребуется для решения вопросов, определенных целями и задачами ВКР (КР). Отход от этого требования приводит к чрезмерному увеличению объема первого раздела, либо к отрыву от содержания второго и третьего разделов ВКР (КР).
Первый раздел должен представлять собой не изложение материала учебных дисциплин, а являться критическим анализом теории по выбранной теме. О качестве материала этого раздела обычно свидетельствует перечень источников литературы, на которые должны быть ссылки по тексту. В конце каждого раздела должны быть сделаны выводы (резюме).
Во втором разделе анализируется отечественная и зарубежная практика решения рассматриваемой проблемы, как правило, на примере конкретного предприятия. Анализ решения проблемы должен содержать не только положительные, но и отрицательные оценки. Этот раздел предполагает анализ объекта исследования и должен содержать его краткую характеристику, включающую описание, экономический потенциал, степень использования ресурсов, эффективность функционирования, место в общественном разделении труда, рейтинг в системе аналогичных объектов.
Далее следует проанализировать состояние объекта за последние 2-3 года, выявить тенденции развития объекта за ряд лет, дать оценку этим тенденциям. Качественный и особенно количественный анализ экономического процесса (проблемы) в значительной степени зависит от полноты и достоверности используемой информационной базы. Получение доступа к этим базам является одной из задач, решаемых студентом самостоятельно.
По итогам исследования следует сделать выводы, которые должны подчеркнуть позитивные и негативные тенденции в развитии объекта исследования, подтвердить наличие проблемы, выявленной в первой главе, и констатировать необходимость ее решения.
В третьем разделе, представляющем собой проектную часть исследования, приводятся собственные данные о путях и методах улучшения (модернизации) объекта исследования. Предложения студента должны быть теоретически обоснованы, подкреплены соответствующими графиками, таблицами и расчетами. Здесь же следует определить экономический или социальный эффект, который может быть получен при внедрении предложений в практику хозяйствования и управления.
При отсутствии собственного решения проблемы студент должен изучить передовой отечественный и зарубежный опыт по рассматриваемой проблеме, рекомендации ученых и практиков и выбрать из них тот вариант, который можно осуществить в сложившихся условиях с наибольшей пользой. В любом случае необходимо представить стратегию (стратегическое видение) решения исследуемой проблемы на макро-, мезо- и микроуровнях. По результатам исследования, выполненного в третьем разделе, необходимо сделать заключение (резюме).
Заключение объемом до 5 страниц отражает основные результаты работы. В нем формулируются выводы, указывается степень достижения поставленной цели. Если были сформулированы предложения по улучшению деятельности исследуемого объекта, то они помещаются после выводов. Рекомендации должны носить адресный характер, быть экономически обоснованными.
Желательно представить материалы, подтверждающие предполагаемый экономический эффект от внедрения. Если экономический эффект не может быть рассчитан, то указывается социальная, научная, правовая, национальная и другие ценности внесенного предложения.
2.7 Список использованных источников должен содержать источники литературы и сетевые ресурсы и давать представление об уровне теоретической и практической проработки проблемы. В список включается литература, на которую имеются сноски в ВКР (КР). Каждый источник в списке должен быть пронумерован: