Потребности, блага, ресурсы

Объектом исследования экономической науки является изучение потребностей и способов их удовлетворения.

Структура потребностей зависит от уровня доходов населения

Закон Эрнеста Энгеля(1821 — 1896)

С ростом дохода, его доля, направленная на приобретение продуктов первой необходимости падает. В то же время растет доля на покупку других продуктов (прежде всего, на оплату услуг для обеспечения комфортных условий сущетствования).

Классификация потребностей

ñ Биологические,социальные, экономические

ñ Первичные ( удовлетворяющихе жизненно важные потребности человека), производные (все остальные)

ñ Материальные (потребности личности в материальных ресурсах, благах\услугах, в материальной собственности и занятости), духовные ( знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия)

ñ Индивидуальные (одежда, отдых, признание) и коллективные (права человека, стаьбильность, безопасность, правопорядок, мир)

ñ Насыщаемые (еда, сон, признание, уважение) и ненасыщаемые (жажда денег, власти, славы, безопасности)

Средство удовлетворения — блага.

Виды:

- Экономические

- Внеэкономические (даровые)

Даровые блага — блага, созданные природой(воздух, снег, вода). Их создание не требует использования оборудования, человеческого труда.

Экономические блага — блага, которые являются рехультатов хозяйственной деятельности людей

Обладают следующими свойствами:

ñ полезность (способность удовлетворять какую-либо потребность человека);

ñ ресурсоемкость (характеризует затраты, необходимые для создания экономических благ)

Классификация экономических благ

  1. Материальные и нематериальные (критерий — вещественный признак)
  2. Производственные и потребительские ( критерий — особенности потребления)
  3. Внутренние и внешние блага (критерий — место создания)
  4. Частные и общественные (критерий — функциональное назначение в общественном производстве)

Частные блага

- блага, которые предоставляются потребителям с учетом индивидуального спроса по рыночной цене

признаки:

1. Делимость;

2. Реализация по рыночным ценам;

3. Польза (выгода) от их использования принадлежит только потребителю

4. Обладают «принципом исключения» - потребители, которые не могут приобрести блага по рыночной цене, исключаются из числа пользователей

5. Предоставление частного блага одному потребителю уменьшает возможности потребления другого.

Общественные блага

подразделяются на 2 вида:

ñ Чисто общественные блага — блага, которые создаются и реализуются на основе общественных потребностей, независимо от индивуального спроса каждого из членов общества (строительство дорог, мостов, охрана общественного порядка)

Признаки:

1. Их потребление не приводит к уменьшению объема потребления других благ

2. Не обладает «принципом исключения»

3. Поступая группе населения, они не требуют затрат сверх тех, что были бы необходимы для одного потребителя

ñ Частично общественные блага

Признаки:

1. Обладают «принципом исключения»

2. Польза от их использования принадлежит не только отдельным потребителям, но и обществу в целом.

3. Финансируются как государством, так и отдельными потребителями (донорами)

Экономические ресурсы

- Факторы производства, которые используются в процессе создания продуктов

Классификация:

ñ Природные ресурсы — это все ествественные ресурсы (пахотные земли, леса, месторождения минералов, нефти, водные ресурсы)

ñ Трудовые ресурсы — совокупность физических и умственных способностей людей

ñ Капитал — сумма материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в процессе создания экономических благ

Современная экономическая теория под капиталом понимает вещественный фактор производства.

Капитал

- реальный (производительный)(факторы производства)

Основной и оборотный

Основные фонды (капитал) —имущество, используемое более 1 года, больше 50 МРОТ

ñ Произведенные (фонды производственной сферы: промышленность, сельское хозяйства) И

непроизводственные (образование, здравоохранение)

ñ Активные (машины, оборудование) и пассивные (здания, сооружения)

Предпринимательская способность — способность наиболее эффективно использовать имеющиеся экономические ресурсы

НТП — процесс создания новых знаний

Информация — базы данных, архивы, интернет-ресурсы.

Труд «Земля-капитал» Жан-Батист

Доходы от ресурсов

ñ Природные ресурсы — рента

ñ Трудовые ресурсы — заработная плата

ñ Капитал — процент

ñ Предпринимательская способность — прибыль

ñ НТП и информация — доход от интеллектуальной собственности

Основное свойство – ограниченность (редкость) по отношению к размерам потребностей. Несмотря на вовлечение в процесс производства новых ресурсов, проблема редкости не снимается, поскольку она связана не с абсолютной величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и всеми имеющимися потребностями.

В результате редкости ресурсов перед обществом возникает проблема выбора. Конкретизируют проблему выбора три вопроса:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить ?

.

Проблема выбора исследуется в экономике при помощи модели Производственных Возможностей

Модель КПВ предполагает, что экономика государства состоит из двух секторов:

1. Инвестиционные товары (А)

2. Потребительские товары (В)

КПВ – ГМТ, каждая из которых показывает максимальный потенциально возможный объемпроизводства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне. (ситуация полной занятости ресурсов в экономике)

Полная занятость допускает

  • Наличие естественной (добровольной) безработицы на уровне 5-6%
  • Недогрузка производственных мощностей на уровне 10-20%

КПВ дает представление о четырех понятиях:

  • Об ограниченности ( редкости) ресурсов (объем ресурсов не меняется);
  • Об эффективности экономики. Эффективность –понятие, характеризующее соотношение объема произведенных экономических благ (результатов) и количества ресурсов (затрат). Производство данного объема благ с минимальными издержками; производство максимального объема благ при данных ресурсах.
  • Об экономическом выборе;

Экономический выбор –выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизации полезности в результате использование ограниченных ресурсов (точка М на графике).

В традиционной экономике выбор зависит от традиций и обычаев; в командной – от воли правящей элиты; в рыночном хозяйстве – от рыночной конъюнктуры (соотношение между спросом и предложением).

Наши рекомендации