Понятие и виды трансакционных издержек.
Начало исследований затрат функционирования рыночного механизма или трансакционных издержек, задающих рынку границы, связано со статьей Р. Коуза «Природа фирмы» (1937).
Трансакционные издержки – это издержки по совершению сделок. Различают трансакционные издержки до и после совершения сделки; до: составление проекта договора, ведение переговоров, обеспечение гарантий соглашения; после: контроль за соблюдением условий сделки, спецификация и защита прав собственности. Трансакционные издержки возникают в результате специфичности активов, ограниченной рациональности экономических агентов и оппортунизма участников сделок.
Когда трансакционные издержки высоки, рынок вытесняется фирмой, но существуют и затраты организации трансакций внутри фирмы, что ограничивает ее рост. Иначе говоря, если издержки функционирования рынка выше издержек внутрифирменной организации, то автономные участники сделки могут заменить его использование взаимодействием на основе властных отношений, т. е. подчинении наемных работников управляющему, который представляет интересы собственников.
Виды трансакционных издержек:
1. Издержки поиска информации. В данном случае имеются в виду прежде всего затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи. Перед заключением сделки экономический субъект, как правило, собирает информацию о контрагенте. Цены на одно и то же благо могут существенно различаться в разных местах, поэтому люди с низкими и средними доходами вначале обойдут несколько магазинов, прежде чем купят товар.
2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта). Для того, чтобы заключить соглашение между контрагентами, требуются затраты времени и денег.
3. Издержки измерения. Блага обладают самыми различными свойствами, приносящими полезность их обладателю. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка (брэнд) известной фирмы, но и в этом случае есть опасность подделки. Издержки измерения связаны и с необходимостью затрат на измерительную аппаратуру.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Спецификация и защита прав собственности связана с издержками на установление объекта и субъекта собственности, функционирование судебной системы, органов охраны правопорядка и т.п.
5. Издержки оппортунистического поведения. Нечестность, обман, сокрытие информации, «просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути», как пояснял эту категорию О. Уильямсон, влекут за собой ощутимые издержки как до (ex ante), так и после (ex post) заключения сделки.
9. Способы минимизации трансакционных издержек.
Минимизация трансакционных издержек ведет к повышению степени конкурентности рыночной структуры и, следовательно, в большинстве случаев к росту эффективности функционирования рыночного механизма. Наличие институциональных барьеров на пути конкуренции хозяйствующих субъектов ведёт к противоположному результату. Поэтому их исследование предполагает чёткую содержательную характеристику категории «конкуренция».
Как показали Д. Норт и Дж. Уоллис, развитие рыночных отношений в переходной экономике обусловливает возникновение и развитие трансакционного сектора. Согласно их трактовке, к трансакционному сектору относятся отрасли, основная функция которых заключается в обеспечении перераспределения ресурсов и продукции с наименьшими средними трансакционными издержками.
В развитых странах наблюдается тенденция снижения удельных трансакционных издержек, что детерминирует увеличение количества сделок, и поэтому объём совокупных издержек в экономике может расти. Однако в России вследствие существования неэффективных институтов, административных барьеров и ограничений средние трансакционные издержки остаются на недопустимо высоком уровне, что ограничивает объём и количество сделок, приводит к увеличению предельных издержек предприятия, подвергающихся их воздействию.
10. Определение понятия «права собственности». «Пучок прав».
Понятие «пучка прав собственности» было предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов (прав):
1) право владения;
2) право пользования;
3) право управления;
4) право на доход;
5) право на «капитальную ценность» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи;
6) право на безопасность;
7) право на передачу вещи по наследству или по завещанию;
8) бессрочность;
9) обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом;
10) ответственность в виде взыскания;
11) остаточный характер.
По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.
· Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье.
· Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе. Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность.
· Государственная собственность бывает общегосударственной, региональной и муниципальной.
По правовым признакам различают частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности.
В разделе II «Права собственности и другие вещные права» первой части ГК РФ излагается содержание права собственности. Здесь конкретизируется конституционное положение о том, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Специально раскрыто содержание права собственности. Отмечено, что собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Он может совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и другим правовым актам. Собственник может, оставаясь собственником, по своему усмотрению передавать другим лицам права владения, пользования, распоряжения на свое имущество, а также распоряжаться иными способами своим имуществом. При этом в Гражданском кодексе содержится характеристика права собственности, ее субъектов, объектов, приводится разграничение права собственности граждан и юридических лиц, раскрывается содержание права государственной и права муниципальной собственности. В Гражданском кодексе специально рассмотрены вещные права лиц, не являющихся собственниками.
Нормы права, во-первых, фиксируют статику имущества физических и юридических лиц, законной принадлежности имущества и гарантируют права собственников. Право регулирует динамику имущества, то есть его оборот, в результате чего происходит смена собственников. Следует отметить, что право оперирует с уже существующим имуществом, и поэтому его возможности по отражению происхождения благ, превращаемых в имущество, ограничены. Право не отвечает и на вопрос о том, как происходит увеличение благ в качестве объектов собственности, как осуществляется их распределение, в результате чего одни становятся сверхсобственниками, а другие, по существу, лишены собственности. То есть юридическая наука не рассматривает реальный экономический процесс присвоения, который приводит к образованию благ, превращаемых в имущество. Законы реального процесса присвоения в производстве и распределении благ являются предметом экономической теории.
11. Спецификация и «размывание» прав собственности. Расщепление прав собственности.
Чем шире набор прав, связанных с данным ресурсом, тем выше его полезность. Так, собственная вещь и вещь, взятая напрокат, имеют разную полезность для потребителя, даже если физически они совершенно идентичны. Экономические агенты не могут передать в обмене больше правомочий, чем они имеют. Поэтому расширение или сужение имеющихся у них прав собственности будет приводить также к изменению условий и масштабов обмена (увеличению или уменьшению числа сделок в экономике).
В качестве исходного пункта анализа западные теоретики обращаются обычно к режиму частной собственности. Право частной собственности понимается ими не просто как арифметическая сумма правомочий, а как сложная структура. Ее отдельные компоненты взаимно обусловливают друг друга. Степень их взаимосвязанности проявляется в том, насколько ограничение какого-либо правомочия (вплоть до полного его устранения) влияет на реализацию собственником остальных правомочий.
Высокая степень исключительности, присущая частной собственности, имеет два поведенческих следствия:
1) исключительность права (usus fructus) предполагает, что на собственника и только на него падают все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он оказывается заинтересован в максимально полном их учете при принятии решений;
2) исключительность права отчуждения означает, что в процессе обмена вещь будет передана тому экономическому агенту, который предложит за нее наивысшую цену, и тем самым будет достигнуто эффективное распределение ресурсов в экономике.
Защита системы частной собственности западными экономистами покоится именно на этих аргументах об эффективности. Точное определение содержания прав собственности они считают важнейшим условием эффективного функционирования экономики.
Исключить других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него.
Спецификация прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность и формируя у индивидуумов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что они могут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами. Специфицировать право собственности значит точно определить не только субъекта собственности, но и ее объект, а также способ наделения ею.
Неполнота спецификации трактуется как размывание(attenuation) прав собственности. Смысл этого явления можно выразить фразой: «никто не станет сеять, если урожай будет доставаться другому».
Размывание прав собственностиможет происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они подпадают под разного рода ограничения, главным образом со стороны государства.
Поскольку любые ограничения перестраивают ожидания экономического агента, снижают для него ценность ресурса, меняют условия обмена, постольку действия государства оказываются у теоретиков прав собственности под априорным подозрением.
Необходимо различать процессы дифференциации (расщепления) и размывания прав собственности. Добровольный и двусторонний характер расщепления правомочий гарантирует в их глазах, что оно будет осуществляться в соответствии с критерием эффективности. Главный выигрыш от рассредоточения правомочий усматривается в том, что экономические агенты получают возможность специализироваться в реализации того ли иного частичного правомочия, что повышает эффективность их использования (например, в праве управления или в праве распоряжения капитальной стоимостью ресурса).
В противоположность этому односторонний и принудительный характер ограничения прав собственности государством не дает никаких гарантий его соответствия критериям эффективности. Действительно, подобные ограничения нередко налагаются в корыстных интересах различных лоббистских групп.
В реальности отделить процессы расщепления от процессов размывания прав собственности очень трудно, поэтому экономический анализ проблемы размывания прав собственности не означает призыва к точному определению всех правомочий на все ресурсы любой ценой.
Спецификация прав собственности, с точки зрения экономической теории, должна идти до того предела, где дальнейший выигрыш от преодоления их размытости уже не будет окупать связанные с этим издержки.
Проблема спецификации прав собственности и влияния на этот процесс трансакционных издержек рассматривается в «Теореме Коуза».
Проблема спецификации/размывания прав собственности заняла так много места в работах западных экономистов (по словам С. Пейовича и Э. Фьюрудота, она является ядром современной теории фирмы[1][9]), потому что именно через неё вскрываются сложные обратные связи между собственностью и экономической организацией производства. Как подчёркивается в теории прав собственности, содержание и распределение этих прав влияют и на аллокацию ресурсов, и на объем и условия обмена, и на распределение и уровень дохода, и на процессы ценообразования. Формальному доказательству этого положения посвящена так называемая «Теорема Коуза».