Понятие и виды трансакционных издержек
Трансакционные издержки – это издержки по совершению сделок. Различают трансакционные издержки до и после совершения сделки; до: составление проекта договора, ведение переговоров, обеспечение гарантий соглашения; после: контроль за соблюдением условий сделки, спецификация и защита прав собственности. Трансакционные издержки возникают в результате специфичности активов, ограниченной рациональности экономических агентов и оппортунизма участников сделок.
Виды трансакционных издержек:
1. Издержки поиска информации. В данном случае имеются в виду прежде всего затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи. Перед заключением сделки экономический субъект, как правило, собирает информацию о контрагенте. Цены на одно и то же благо могут существенно различаться в разных местах, поэтому люди с низкими и средними доходами вначале обойдут несколько магазинов, прежде чем купят товар.
2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта). Для того, чтобы заключить соглашение между контрагентами, требуются затраты времени и денег.
3. Издержки измерения. Блага обладают самыми различными свойствами, приносящими полезность их обладателю. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка (брэнд) известной фирмы, но и в этом случае есть опасность подделки. Издержки измерения связаны и с необходимостью затрат на измерительную аппаратуру.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Спецификация и защита прав собственности связана с издержками на установление объекта и субъекта собственности, функционирование судебной системы, органов охраны правопорядка и т.п.
5. Издержки оппортунистического поведения. Нечестность, обман, сокрытие информации, «просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути», как пояснял эту категорию О. Уильямсон, влекут за собой ощутимые издержки как до (ex ante), так и после (ex post) заключения сделки.
42. Модели поведения человека и их роль в экономическом развитии( как 18 вопрос)
Первое направлениепредставлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Оно рассматривало поведение «экономического человека». Эта модель предполагает, что индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. (REMM). Важно заметить, что «homo economicus» — это рациональный индивидуум. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Выделяют полную, ограниченную и органическую рациональностьэкономического поведения
Второе направлениеприсуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на гипотезе ограниченной рациональности. Стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера - соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др. В рассматриваемой модели затруднено достижение поставленных целей. Причинами - неполнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интеллекта, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Третье направлениепредставлено принципиально новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей современные реалии. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Для нее характерно многообразие и динамизм потребностей. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями.