Тема 4. Тема, цель и задачи исследования
Как говорилось на прошлой лекции,научная проблема представляет собой совокупность сложных теоретических или практических вопросов, то в процессе научного исследования или определения его параметров проблемы делят на составляющие компоненты – темы.
Тема– часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов исследования. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. Выбор и формулировка темы зависит от объекта и предмета исследования и исследовательской целиработы, которая должна предусматривать разработку новых концепций или направлений развития данной науки, совершенствование существующей методологии или разработку новых методик по отдельным разделам науки.
Темы научных исследований формируются в пределах проблем данной науки, которые подразделяют на:
теоретические, относящиеся к исследованию отдельных концепций теории данной науки, касающиеся ее научных законов, разработки аксиоматических знаний;
методологические, касающиеся методов данной науки, применяемых в процессе изучения ее объектов;
организационные, включающие организацию исследований по данной науке и применение ее результатов в практической деятельности.
Обоснование выбора перечисленных тем исследования определяется следующими критериями: народнохозяйственной эффективностью, соответствием профилю учреждения, обеспечением финансирования и возможностью внедрения результатов исследования.
Для определения социальной (народнохозяйственной) эффективности темы необходимо определить ее актуальность и степень научной новизны для развития определенных знаний, направленных на решение практических вопросов. Поэтому при выборе темы следует по литературным источникам определить степень и уровень разработанности темы предполагаемого исследования, обобщить имеющийся опыт. Важно ознакомиться также с планами научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих аналогичные темы, а по возможности изучить их отчеты по выполненным научно-исследовательским работам или созданные исследования. Для этих целей в качестве источников информации используются реферативные сборники, периодические издания, сайты учреждений и организаций соответствующего профиля.
Начинающему исследователю следует избрать более узкую тему, однако, не теряя связи с общей научной проблемой, в которую она входит. При этом принимается во внимание прошлая деятельность исследователя, его опыт. Чем больше высказывает исследователь критических замечаний и делает предложений по разработке темы, тем увереннее можно судить об успешном выполнении исследования.
Исследователь должен сам избрать тему исследования, сделать ее обоснование в части предполагаемой научной новизны и практической значимости результатов исследования. Но самостоятельное избрание темы вовсе не предполагает игнорирование опыта руководителя. К его советам и консультациям начинающему исследователю следует прислушиваться, но окончательное решение остается за ним. Он должен быть внутренне глубоко убежден в актуальности и необходимости разработки избираемой темы. Только самостоятельное, всестороннее, научно аргументированное решение вопроса выбора темы обеспечивает успешное завершение исследовательской работы.
Определение социальной (народнохозяйственной) эффективности темы, как правило, базируется на решениях правительства по вопросам социального и культурного развития страны. Особенно это касается выбора тематики исследований для научных коллективов, работающих в НИИ или вузах. Одновременно учитывается отраслевая направленность исследований, которая содержится в планах министерств и ведомств, планирующих развитие науки.
При изучении состояния научных разработок по предполагаемой теме исследований необходимо произвести группировку имеющихся знаний следующим образом:
а) знания, получившие всеобщее признание научной общественности и применяемые на практике;
б) дискуссионные вопросы, недостаточно разработанные и требующие научного обоснования;
в) вопросы, возникающие в порядке постановки и содержащиеся в литературных источниках, предложенные практикой или вытекающие из выводов, возникших на стадии выбора темы.
На стадии выбора темы определяется ее наименование – содержательный заголовок: простой, точный, ясный, краткий, оригинальный. В самом заглавии темы исследования должно содержаться динамическое развитие научных знаний, что вытекает из функций и роли науки в обществе.
Руководствуясь литературным наследием классиков, в заглавие темы исследования необходимо вкладывать содержание, динамизм и комплексность, оно должно отражать достижения научно-технического прогресса, например, «О совершенствовании подходов к анализу … с применением … методов». В приведенном заголовке темы содержится динамическое развитие исследования и предположительное направление его развития.
Студентам при выборе темы исследования наряду с изложенными принципами обоснования актуальности, научной новизны и практической значимости следует предусматривать возможность использования результатов исследований при написании курсовых и дипломных работ.
Так, комплексная тема «Анализ эффективности производственной деятельности учебного заведения», «Анализ затрат на производство продукции с применением ЭВМ», избранная студентом для научных исследований, содержит вопросы, связанные с изучением курсов тех или иных курсов. Научные результаты по этой теме можно применять в глубоком, творческом изучении указанных курсов, а также при подготовке докладов и рефератов для выступлений на студенческих научных конференциях, в конкурсах научных работ. При этом студент будет приобретать навыки применения научных методов в решении практических вопросов экономики по избранной специальности.
Соответствие профилю учреждения и диссертационного совета (для диссертаций) – важнейший критерий выбора темы исследования, который включает специализацию научного учреждения, наличие кадров по профилю работы, материально-техническую базу. Этот критерий в основном применяется при выборе темы коллективного исследования, где специализация научного учреждения позволяет применять накопленный опыт выполнения научных работ по определенной тематике. Наличие кадров по профилю темы исследования сокращает срок работы и снижает расходы по НИР. Для апробации результатов исследования и ускорения внедрения их в практику в состав материально-технической базы, которая берется в расчет при выборе темы исследования, необходимо предусматривать новейшие средства ЭВМ, терминальные устройства подготовки сбора и передачи информации из предприятий и объединений на вычислительный центр и затем обратно пользователю данных.
Цель – это идеальное видение результата, которого бы хотелось достичь исследователю. Чаще всего она формулируется со словами: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать.
Гипотеза – «основание, предположение» – научное обоснование предположения о явлении, процессе, деятельности. После формулирования гипотезы окончательно определяются цели и задачи, сформированные в начале деятельности.
Задачи исследования – выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Глаголы, которые необходимо применить для формулировки цели и задач исследования:
Введение | Введение (в научный обиход, оборот) |
Вскрыть | – |
Выдвинуть (гипотезу) | Выдвижение |
Выделить | Выделение |
Выработать | Выработка |
Выявить | Выявление |
Изучить | Изучение |
Использовать | Использование |
Исследовать | Исследование |
Обнаружить | Обнаружение |
Обозначить | Обозначить |
Обосновать | Обоснование |
Объяснить | Объяснение |
Описать | Описание |
Определить | Определение |
Осмыслить | Осмысление |
Очертить (круг проблем) | – |
Охарактеризовать | Характеристика |
Поставить (задачи) | Постановка |
Предложить (пути) | – |
Представить | Представление |
Рассмотреть | Рассмотрение |
Раскрыть | |
Соотнести | Соотнесение |
Сопоставить | Сопоставление |
Установить | Установление – |
Уяснить |