Глава Актуальность исследования, цель и задачи исследования, анализ и оценка информационных источников

Обеспечение устойчивого развития субъектов Российской Федерации требует новых подходов к формированию и реализации региональных стратегий, разработки и применения новых форм и методов управления региональной бюджетной системой.

Исследование направлений совершенствования механизмов управления устойчивым развитием бюджета на мезоуровне представляется весьма существенной проблемой для экономической науки и управленческой практики. Особую остроту эта проблема приобретает в период глобальной нестабильности, который переживает как мировое сообщество, так и Российская Федерация.

Правительством Российской Федерации на ближайшую перспективу

намечены первоочередные мероприятия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы. Это, в частности, структурные изменения в российской экономике, стабилизация функционирования системообразующих организаций в ключевых видах экономической деятельности, сбалансированность бюджета, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности. В субъектах Российской Федерации с учетом региональной специфики разработаны стратегии социально-экономического развития и планы антикризисных мероприятий. Они содержат перечни первоочередных мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие экономики и социальную стабильность, направленных на активизацию экономического роста, а следовательно сбалансированности бюджетной системы

Управление устойчивым финансовым развитием региона предусматривает решение следующих вопросов:

· совершенствование системы прогнозирования и планирования бюджетной системы;

· устранение финансовых рисков, связанных с диспропорцией доходной и расходной частях бюджета;

· восстановление и обеспечение устойчивой региональной бюджетной системы.

Управление устойчивым финансовым развитием региона характеризуется многообразием управленческих функций, что требует формирования комплекса механизмов управления, соответствующих сложности региональной социально-экономической системы. Данная сложность обуславливает применение комплексного подхода к региональной бюджетной системе, при котором исследуются все блоки-компоненты данной системы, а также деятельность таких элементов данной системы как региональные предприятия, градообразующие предприятия, муниципальные образования и так далее.

Вместе с тем, в результате мониторинга реализации намеченных в

регионах мероприятий установлена недостаточность научного обоснования мер, направленных на обеспечение устойчивости регионального бюджета.

Существующие системы механизмов обеспечения устойчивости развития бюджета региона не вполне отвечают требованиям глобализации в части использования ее возможностей и экономике инноваций, недостаточно способствуют инвестиционной деятельности регионального хозяйственного комплекса.

В современных условиях возрастает необходимость комплексного развития регионов, которую должны обеспечить региональные органы власти, осуществляя пропорциональное развитие производственной и не производственной сфер на подведомственных территориях.Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Регионализация экономических и социальных процессов, наблюдаемая в последнее десятилетие, приводит к переходу функции регулирования этих процессов от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается и сфера их использования расширяется.

Бюджет один из важнейших документов, который регулирует экономическую жизнь общества. Именно через него государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и через бюджет для удовлетворения общегосударственных потребностей организуется перераспределение общественного продукта.

На величину и структуру доходов и расходов бюджета влияют множество факторов: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Актуальность данной работы заключается в необходимости решения современных проблем формирования и исполнения бюджетов, а именно обеспечения устойчивости бюджета в долгосрочной перспективе. Одной из приоритетных задач современной бюджетной политики на всех уровнях системы общественных финансов является увеличение роли бюджетных средств на оказание услуг обществу и повышение эффективности их использования. Органы власти всех уровней несут ответственность за принятые на себя обязательства по формированию бюджетных средств, их использованию обеспечить доказательства того, что израсходованные бюджетные средства принесли экономический эффект.

Актуальность и недостаточная разработанность теоретико-методологической проблемы совершенствования механизма обеспечения устойчивости регионального в условиях дефицита бюджетных ресурсов региона определили выбор темы магистерского исследования, его цель и задачи.

Цель исследования изучение экономического содержания устойчивости бюджета на федеральном и региональном уровнях. Для достижения этой цели проводится анализ устойчивости бюджета РСО-Алании за 2013-2016 годы.

Из вышесказанного, определены задачи данной работы:

− определить факторы, влияющие на устойчивость регионального бюджета;

− изучить структуру доходов и расходов регионального бюджета;

− показать роль бюджета в социально-экономическом развитии региона;

− рассмотреть региональный бюджет и особенности его финансирования;

− определить основные задачи бюджетной политики региона;

− проанализировать устойчивость бюджета РСО-Алании за последние годы;

− рассмотреть межбюджетную политику государства;

− определить пути совершенствования формирования и использования бюджетных средств;

– разработать теоретико-методологическое обоснование механизмов обеспечения устойчивости регионального бюджета в новых условиях воздействия регионального и федерального бюджета;

− сформулировать новую парадигму управления обеспечения устойчивости регионального;

− обосновать методологию управления финансовыми ресурсами региона для обеспечения устойчивости бюджета;

− разработать механизм обеспечения устойчивости бюджета региона, ориентированную на использование потенциала региона в направлениях, обеспечивающих наибольшую отдачу;

− на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта определить состав методического обеспечения устойчивости бюджета .

Заключение

Бюджет является главным звеном финансовой системы, который должен быть обеспечен финансовым ресурсами в полном объеме.

Состояние бюджета характеризуется многими показателями:

- общим объемом доходов и расходов бюджета,

-размерами его дефицита,

-долей собственных доходов и их динамикой,

-размерами дебиторской и кредиторской задолженности субъекта власти.

Однако на состояние бюджета в динамике во многом влияет способность органа власти обеспечивать в будущем платежеспособность субъекта в условиях изменений внешней среды, а также способность преодолевать внутригодовые кассовые разрывы, что оценить с помощью рассмотренных выше показателей невозможно. Все это обусловило появление понятия устойчивости бюджета.

Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта. Бюджет РСО-Алания на 2017-2019 гг. направлен на повышение уровня жизни населения и выполнения всех обязательств перед гражданами в поддержку всех отраслей, обеспечения безопасности и создания потенциала для устойчивого развития республики.

Стратегическая среднесрочная цель бюджетной политики в Республике Северная Осетия – Алания — восстановление ее бюджетной устойчивости и снижение государственного долга.

Для повышения устойчивости бюджета на всех уровнях бюджетной системы необходимо эффективное и ответственное управления средствами бюджета, успешное управление бюджетными инвестициями и государственным долгом, правильное распределение и перераспределение налогов между уровнями бюджета, улучшение управления доходной базой бюджета, совершенствование межбюджетных отношений, т.е. необходимо проведение эффективной бюджетной политики.

Необходимо проведение эффективной бюджетной и налоговой политики, направленной в 2017 году и в долгосрочной перспективе на осуществление следующих действий по следующим направлениям:

1 . Минимизация бюджетных расходов и рисков.

2. Обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета.

3. Расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств.

4. Повышение эффективности использования ресурсов при закупках товаров и услуг для государственных нужд.

5. Совершенствование государственного и муниципального контроля.

6. Повышение эффективности использования ресурсов в государственном секторе.

7. Совершенствование механизмов оказания государственной помощи организациям.

8. Внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования.

Для обеспечения устойчивости бюджета Правительству РФ необходимо обеспечить снижение инфляции до приемлемого уровня 3–4% в год.

Одним из путей повышения устойчивости бюджетов является грамотно организованная инвестиционная политика, а именно переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений.

Необходимо повысить качество финансового менеджмента в бюджетном секторе. Усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.

Дестабилизирующие факторы, порожденные негативными тенденциями в сфере бюджетного федерализма, могут быть существенно смягчены лишь путем наращивания бюджетного потенциала страны, который должен отражать начавшийся экономический рост в стране. Отсюда и значительные возможности обеспечения устойчивости бюджета и финансовой поддержки регионов.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс РФ.- М.: Омега-Л, 2013 г.

2. Закон Республики Северная Осетия-Алания "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"

3. Закон Республики Северная Осетия-Алания "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

4. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 13 декабря 2013 г. N 48-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

5. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 октября 2013 г. N 371 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"

6. Региональный закон Республики Северная Осетия-Алания 13 декабря 2013 года

N 47-РЗ «О межбюджетных отношениях в РСО-Алания»

7. Ананских А. М. Методологические проблемы оценки эффективности бюджетных расходов/ Бюджет и финансы, 2014 г.

8. Архипов А.И. Финансы. М.: Проспект, 2014 г.

9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.:ЮНИТИ, 2013.

10. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. С-П.: Питер, 2013 г.

11. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2012 г.

12. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. - 2015. - № 9. - С.15-28

13. Гришин В.И. Фактор стабилизации экономического и социального положения в регионах // Финансы. - 2015. - № 8. - С. 3-6.

14. Денисов Е.Ф., Павлов Г.С., Тимошенко О.Ф. Финансовая и денежно-кредитная система. Федеральный и местные бюджеты: Учебное пособие / Под ред. В.А. Гневко, А.Ф. Бучинского – СПб.: ИУЭ, 2013. – 358с.

15. Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе в условиях совершенствования межбюджетных отношений // Финансы. - 2016. - №8. - С.9-12

16. Егоров Ф.А. Правовые аспекты формирования финансовой и экономической основы местного самоуправления в РФ. Финансовое право. 2013 г.

17. Елоева Д.Г.Некоторые вопросы и проблемы повышения эффективности расходов федерального бюджета./ Материалы IV Международ..науч-практ.конф.Чебоксары :ЦНС»Интерактив плюс»,2015.-356с.

18. Игудин А.Г. Анализ распределения полномочий по основным видам бюджетных расходов между уровнями власти и региональная ассиметрия в бюджетной сфере Российской Федерации // Финансы. – 2016. - №8. – С.17-23

19. .Комаева Л.Э.Анализ реализации федеральных целевых бюджетных программ в РСО-Алания.Журнал. Фундаментальные исследования 2016. № 7-1 с.131-135.

20. Караева Т.А.Региональные особенности инвестиционной стратегии в РСО-Алании на современном этапе./ Сборник статей научно практической конференции/-Уфа:АЭТЕРНА,2015.-246с.

21. Кондратьев К.А. Бюджетная система субъектов РФ: Учебное пособие / Ростов-н/Д, 2015. – 110с.

22. Климов А.А. Повышение эффективности бюджетных расходов.М.: Дело, 2014г.

23. Клисторин В.И., Новикова Т.С., Суспицын С.А. Совершенствование межбюджетных отношений в регионе / Под ред. д.э.н. Г.А. Унтуры. – Новосибирск: Изд-во ИЭ и ОПП СО РАН, 2015. – 164с.

24. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в субъекте РФ: Монография. – М.: Изд-во Российской экономической академии, 2015. – 152с.

25. Колесов А.С. Межбюджетные отношения и пути совершенствования // Финансы. - 2016. - № 2. - С. 3-7

26. Кушхов О.И. Управление доходами и расходами регионального бюджета – СПб.: Изд-во «Нестор», 2015. – 124с.

27. Лексин В, Швецов А. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. - 2015. - №1. - С.71-87

28. Максимов А.В. Концепция межбюджетных отношений субъекта Федерации России / РГЭУ. – Ростов-н/Д., 2013. – 22с.

29. Мардеян Н.А.,Караева Т.А , Некоторые аспекты бюджетной политики РФ при выходе из кризисных ситуаций./ Современное состояние и перспективы развития мысли: сборник статей Международной научно-практической конференции //Уфа:АЭТЕРНА,2015.-110с.

30. Маркина Е.В.Финансы. Учебное пособие. Финансовая Академия при Правительстве РФ. М.: КноРус, 2012 г.

31. Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2014.

32. Погосов И.А. Финансы. Учебник. М.:Проспект, 2014.

33. Прокофьев С.Е., Мазина Е.Б., Шубина Л.В. Комментарий к бюджетной классификации РФ. М.: КноРус, 2014 г.

34. Прокофьев С.Е., Горбунов В.В. Зарубежный опыт исполнения бюджета и возможность его применения в России // Финансы. - 2013. - №5.

35. 22. Рахметов А.Т. «Региональная политика в современной парадигме» Эксперт 2016.№12

36. Татуев А.А. Модернизация расходов региональных бюджетов//«Финансы и кредит»- 2015-12(493)

37. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление//Журнал российского права //2016г. №2

38. Правовой портал www.garant.ru (дата обращения: 15.01.2017).

39. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерацииwww.info.minfin.ru(дата обращения: 20.01.2017).

40. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерацииwww.ach.gov.ru(дата обращения: 19.01.2017).

41. Портал финансового образованияwww.financeedu.ru(дата обращения: 15.01.2017).

42. Официальный сайт Министерства финансов РСО-Аланияwww.mfrno-a.ru(дата обращения: 15.01.2017).

43. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики

Северная Осетия-Алания www.economyrso.ru(дата обращения: 20.04.2017).

44. Официальный сайт Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания www.rso-a.ru(дата обращения: 14.01.2017).

45. Официальный сайт Межрайонная инспекция ФНС России по г.Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания www.r15.nalog.ru/imns/inspekcia(дата обращения: 16.01.2017).

46. Официальный сайтАМС г. Владикавказаwww.vladikavkaz-osetia.ru(дата обращения: 13.01.2015).

47. Официальный сайт Северная Осетиястатwww. osetstat.gks.ru(дата обращения: 15.01.2015)

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Владикавказский филиал Финуниверситета

ДНЕВНИК

ПРАКТИКИ СТУДЕНТА

Владикавказ 2017

Студент Казанапов М.А.

2курс, по направлению 38.03.01 «Экономика»

направляется на кафедру «Экономика и финансы»

Владикавказского филиала Финуниверситета

Наши рекомендации