Тема 1. цель и задачи курса.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

"Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг"

Направление подготовки: 43.03.03 Гостиничное дело

по профилю «Ресторанная деятельность»

Разработчик: доц., к.и.н. Лебедев А.И.

Дата обновления: 24.06.2016 г.

Введение

В связи с реформированием экономики России, проведением активной внешнеэкономической деятельности, вступлением в ВТО, остро встают вопросы конкурентоспособности всей индустрии туризма и гостеприимства, в том числе и такого важного сегмента, как гостиницы и другие средства размещения. Жизненно необходимым в этой связи становится серьезное повышение качества оказываемых этими предприятиями услуг и в целом совершенствование их деятельности.

Важными инструментами повышения качества оказания гостиничных услуг являются стандартизация, сертификация и классификация.

Особую актуальность курсу «Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг» придают серьезные изменения в сфере технического регулирования:

- введение технических регламентов;

- кардинальное обновление банка данных национальных стандартов;

- введение процедуры добровольной сертификации для всей сферы услуг;

- совершенствование системы классификации гостиниц и других средств размещения и т.д.

Курс «Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг» призван сформировать у студентов знания, которые будут необходимы им в практической работе, в частности при организации контроля качества ресторанных и гостиничных услуг, прохождения добровольной сертификации и классификации гостиниц и других средств размещения, предприятий общественного питания.

Знание международных и национальных стандартов, других требований в сфере технического регулирования является краеугольным камнем обеспечения безопасного и качественного оказания гостиничных и ресторанных услуг. Эти знания являются необходимой составляющей профессиональной подготовки бакалавров.

ТЕМА 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.

ПОНЯТИЕ «ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ И ИХ СТРУКТУРА»

План

1.1. Цели и задачи курса «Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг».

1.2. Основные понятия в сфере гостиничного бизнеса.

1.3. Основные и дополнительные услуги гостиниц.

Основная цель дисциплины - выработка у бакалавров способности к самостоятельному изучению постоянно меняющегося законодательства о техническом регулировании применительно к гостиничной индустрии, умения компетентно и грамотно подходить к решению вопросов повышения качества оказания услуг гостиниц и других средств размещения, а также вспомо-гательных услуг.

Этим и определяются задачи дисциплины:

- изучение правовых основ и основных организационных вопросов введения в России стандартизации и сертификации гостиничных услуг;

- ознакомление с международными, межнациональными и национальными стандартами, стандартами общественных организаций; другими нормативными документами, которые определяют требования к осуществлению указанных услуг;

- изучение конкретных требований и документов по организации и проведению сертификации услуг гостиниц и других средств размещения;

- приобретение практических навыков планирования гостиничных услуг и оформление необходимых документов с учетом требований законодательства о техническом регулировании;

- изучение применения схем сертификации, организации подтверждения соответствия в сфере услуг гостиниц и других средств размещения.

Туристская индустрия представляет собой «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортных лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного , физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Гостиничная индустрия это вид экономической деятельности, который включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, общежитиях, домах для приезжих и т.д.

Гостиничная деятельность – деятельность юридических и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения по непосредственному распоряжению и управлению им, для предоставления услуг размещения и обслуживания граждан, а также иная деятельность по организации и оказанию гостиничных услуг, включая их реализацию.

Гостиница – это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющих единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум – заправку постелей уборка номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.

Гостиницы обладают следующими признаками:

-состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;

- предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номеров и санузлов;

- сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами конкретной страны;

- не входят в категорию специализированных заведений;

- ориентированы на свой сегмент путешественников;

- могут быть независимыми или входить в специализированнее объеди-нения (цепи).

Все средства размещения классифицированы по отдельным группам.

Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» включает гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития.

Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах), а также конгресс-центрах.

Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилища, предназначенного для отдыха, огороженные площадки для палаток автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т.д.

«Аналогичные заведения» включают пансионаты и меблированные комнаты, туристские общежития и другие средства размещения, которые состоят из номеров и предоставляют ограниченный круг гостиничных услуг.

«Специализированные предприятия», помимо предоставления услуг размещения, выполняют еще какую-либо другую специализированную функцию, например, организацию конференций, лечение и т.д. К ним относятся оздоровительные учреждения, лагеря труда и отдыха и т.д.

К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища – квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми.

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите задачи дисциплины.

2. Что представляет собой туристская индустрия?

3. Какими признаками обладают гостиницы?

Наши рекомендации