На данном этапе определяется проблема, в рамках которой формулируется тема исследования, ставятся цель и основные задачи, разрабатывается схема исследования.

Выбранная тема исследования должна отвечать следующим требованиям: а) быть актуальной (важной, требующей скорейшего разрешения), б) иметь научную новизну, в) иметь практическую значимость; г) быть экономически эффективной.

На данном этапе необходимо конкретизировать содержание исследования: во-первых, уяснить, какие именно явления, процессы, закономерности изучаемого вопроса оно должно охватить; во-вторых, ограничить выбранную тему от близких к ней тем. Чрезмерное расширение темы ведет к повышению затрат времени и труда и может затруднить ее своевременное окончание.

Устанавливается область использования ожидаемых результатов НИР, возможность их практической реализации в данной отрасли, определяется предполагаемый (потенциальный) экономический эффект, предполагаемые социальные результаты (рост производительности труда, качества продукции, повышение уровня безопасности продукции, обеспечение охраны окружающей среды, улучшение здоровья населения и т.д.).

4.2. Поиск и анализ литературных данных. Значение анализа литературных данных для научного исследования.

Поиск и анализ литературных данных включает несколько стадий:

ü изучение теоретических основ темы и истории вопроса;

ü сбор данных по современному состоянию проблемы по фундаментальной, периодической и патентной литературе;

ü сортировка и анализ собранных литературных данных отечественных и зарубежных ученых;

ü оформление результатов исследования(в виде обзора литературы, реферата, статьи в журнал и т.д.).

Уяснение теоретических основ темы дает возможность осознать ее связь с общими тенденциями развития исследуемого предмета, с общими закономерностями изучающей его науки. Некоторые общие вопросы, ранее изученные студентами в специальных дисциплинах: «Теоретические основы товароведения и экспертизы», «Стандартизация, метрология и сертификация», «Товароведение однородных групп товаров» и др., - необходимо повторить.

К теоретическим основам темы исследования относятся:

а) Определения основных понятий по вопросам темы и система научных терминов. Усвоение определений основных научных категорий и понятий служит важнейшим условием эффективности темы (пример – Тема исследования: «Сертификация продукции как один из этапов обеспечения качества продовольственных товаров в России». Необходимо усвоить следующие понятия: сертификация, виды сертификации, сертификация соответствия, качество и т.д.). Одновременно с уточнением понятий уточняется терминология, используемая в данной области. Студенту полезно завести картотеку применяемых терминов с определением их значений. При наличии нескольких однозначных терминов правильно применять тот, которому отдается предпочтение в энциклопедических и терминологических словарях. При наличии нескольких определений одного термина предпочтение отдается определению, данному в законе или другом официальном документе (пример – определение пищевой ценности – в соответствии с Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья», 2000 г.), или более современному, более простому и понятному варианту.

б) Закономерности развития изучаемого процесса, явления. Каждый процесс имеет свои особенности, тенденции и закономерности развития и т.д. Не зная основных закономерностей развития изучаемого процесса, явления, исследователь не сможет прийти к достоверным выводам и дать правильные рекомендации.

История вопроса изучается обычно вслед за теоретическими основами. Изучение истории вопроса страхует от дублирования ранее выполненных работ и от повторения ошибок других исследователей. Рассмотрение вопроса в динамике дает возможность проследить общие тенденции его развития и перспективу, дать научный прогноз.История вопроса изучается по литературным источникам и архивным материалам.

Организация сбора научной литературы по изучаемой теме рассмотрена в разделе 2.4. При работе над первичными документами необходимо тщательно отбирать те, которые имеют непосредственное отношение к теме исследовательской работы. Предпочтение должно отдаваться современным изданиям.

Сбор данных можно осуществлять в виде конспектов походящих разделов научных изданий, ксерокопий, электронных версий документов и т.д. Наиболее целесообразным является конспектирование, так как в его процессе исследователь анализирует и усваивает материал.

Наши рекомендации