Характеристика сферы реализации подпрограммы,. Описание основных проблем в указанной сфере
Описание основных проблем в указанной сфере
И прогноз ее развития
Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми представляют
40054 хозяйствующих субъектов, из них 105 средних предприятий, 14749 ма-
лых предприятий (с учетом микропредприятий) и 25200 индивидуальных пред-
принимателей.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства за период с
2008 года по 2011 год возросло на 16 процентов.
Из общего количества юридических лиц, ведущих свою деятельность на
территории республики, более 71,8 процента составляют малые (в том числе
микропредприятия) и средние предприятия.
Оборот малых и средних предприятий составляет около 19 процентов от
оборота товаров (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов по республике.
Среднесписочная численность работников средних и малых предприятий
(в том числе микропредприятий) по состоянию на 1 января 2012 года составила
более 19 % от общей среднесписочной численности занятых в организациях
республики.
По итогам 2011 года Республика Коми среди субъектов Северо-Западного
Федерального округа Российской Федерации занимает четвертое место по объ-
ему инвестиций в основной капитал малых предприятий и седьмое место по
обороту малых предприятий.
Реализация целевых программ по развитию и поддержке малого и сред-
него предпринимательства позволила сформировать комплексную и преемст-
венную систему финансовой, имущественной, кадровой, информационно-
консультационной и организационной поддержки субъектов предприниматель-
ства в Республике Коми.
В результате реализации мер государственной поддержки субъектов ма-
лого и среднего предпринимательства в Республике Коми созданы и функцио-
нируют ОАО «Гарантийный фонд Республики Коми», ОАО «Микрофинансо-
вая организация Республики Коми», Евро Инфо Корреспондентский центр,
Консультационная приемная для предпринимателей, внедрены новые формы
поддержки, осуществляется софинансирование муниципальных программ раз-
вития малого и среднего предпринимательства.
Однако в республике сохраняется актуальность формирования благопри-
ятной среды для развития малого и среднего предпринимательства, поскольку
малое и среднее предпринимательство как форма занятости населения нужда-
ется в постоянном стимулировании и поддержке со стороны государства.
Создание предпосылок для занятия собственным бизнесом и последую-
щая комплексная и системная поддержка являются необходимыми условиями
для решения следующих основных проблем, препятствующих развитию малого
и среднего предпринимательства:
1. Слабая ресурсная база (техническая, производственная, финансовая)
субъектов малого и среднего предпринимательства, не позволяющая интенсив-
но наращивать объемы конкурентоспособной продукции (работ, услуг).
2. Сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов
3. Низкий уровень деловой культуры и этики ведения бизнеса у значи-
тельной части предпринимательского сообщества, стремление к сокращению
издержек, в том числе за счет снижения размера заработной платы, перевода ее
в «тень», увольнения части персонала, приводящего к росту негативного отно-
шения к предпринимательству со стороны населения.
Антагонизму общества и бизнеса способствует также и недостаток поло-
жительных примеров социально ответственного бизнеса в средствах массовой
информации.
4. Низкая активность органов местного самоуправления по участию в реа-
лизации мер, направленных на развитие малого предпринимательства на терри-
ториях муниципальных образований Республики Коми.
Преобладающее большинство муниципальных программ развития малого
и среднего предпринимательства носит формальный характер, денежные сред-
ства на их реализацию выделяются по остаточному принципу, мероприятия
программ являются бессистемными и не позволяют решать поставленные зада-
чи. Поэтому ресурс малого бизнеса остается неиспользованным и не позволяет
обеспечивать экономический рост депрессивных муниципальных образований
Республики Коми. Как следствие, развитие малого предпринимательства про-
исходит неравномерно в отраслевом и территориальном разрезах. Свыше поло-
вины малых предприятий и индивидуальных предпринимателей предпочитают
заниматься торговлей и оказанием услуг, более 80% субъектов малого и сред-
него предпринимательства сосредоточено в городах.
5. Неоднородность по своей сути сектора малого предпринимательства:
субъекты малого предпринимательства отличаются по срокам функционирова-
ния на рынке, отраслевой принадлежности, географической удаленности от
рынков ресурсов и сбыта, имеющимся ресурсам, размерам бизнеса и другим
параметрам. Различия в условиях хозяйствования обуславливают наличие спе-
цифических проблем, присущих отдельным категориям субъектов малого
предпринимательства. Для их эффективного решения требуется формирование
и реализация дифференцированной государственной политики, учитывающей
неоднородность сектора малого предпринимательства.
6. Отсутствие в муниципальных образованиях развитой инфраструктуры
поддержки народных художественных промыслов и ремесел – центров народных художественных промыслов и ремесел (Визит-центров), объединяющих граждан, занятых производством изделий народных художественных промыслов и ремесел.
Решение указанных проблем в рамках подпрограммы позволит:
проводить единую политику по поддержке субъектов малого и среднего
предпринимательства в Республике Коми;
консолидировать и эффективно управлять бюджетными средствами;
обеспечить высокую бюджетную эффективность расходов на поддержку
и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Коми;
обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти
Республики Коми, органов местного самоуправления, организаций, образую-
щих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринима-
тельства в Республике Коми;
использовать единые принципы управления на всех направлениях и эта-
пах проектирования и реализации подпрограммы;
повысить качество и обоснованность управленческих решений за счет
создания и использования единого научно-методического обеспечения;
обеспечить объективный контроль реализации подпрограммы в соответ-
ствии с четко обозначенными количественными критериями достижения цели и
целевыми индикаторами выполнения подпрограммы;
получить значительный мультипликативный эффект не только в охваты-
ваемых подпрограммой сферах, но и в других секторах экономической дея-
тельности и в экономике в целом, который во многом определяется комплекс-
ностью решаемых проблем и превосходит сумму результатов отдельных меро-
приятий подпрограммы.