Характеристика сферы реализации подпрограммы,. Описание основных проблем в указанной сфере

Описание основных проблем в указанной сфере

И прогноз ее развития

Обязательным условием повышения инвестиционного потенциала рес-

публики и эффективности использования этого потенциала является проведе-

ние целенаправленной инвестиционной политики, основывающейся на госу-

дарственном регулировании инвестиционной деятельности. Ключевую роль в

этом процессе играет создание максимально благоприятных условий как для

поддержки уже реализуемых проектов, так _______и для привлечения внутренних и

внешних инвестиций в Республику Коми с целью реализации перспективных

проектов, соответствующих приоритетам долгосрочного развития экономики и

социальной сферы региона.

В результате проведенной оценки инвестиционного климата в регионе и

анализа текущей ситуации выявлены следующие основные тенденции в сфере

инвестиционной деятельности Республики Коми.

За период с 2009 года по 2011 годы объем инвестиций в основной капи-

тал, осуществленных в регионе, вырос в 1,6 раза (в сопоставимых ценах) и по

итогам 2011 года составил 192,7 млрд. рублей. По объему инвестиций в расчете

на душу населения республика, по-прежнему, существенно (в 2011 году – более

чем в 2 раза) опережает уровень Северо-Западного федерального округа, зани-

мая 3 место среди регионов Российской Федерации по данному показателю.

В настоящее время в республике отмечается достаточно высокий удель-

ный вес инвестиций по отношению к валовому региональному продукту (по

оценке – 32,5%). Такой уровень соответствует показателям инвестиционной ак-

тивности в странах, демонстрирующих высокие темпы роста экономики. По

России объем инвестиций к валовому внутреннему продукту в среднем не пре-

вышает 20%. В то же время в соответствии с Указом Президента Российской

Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономи-

ческой политике», Правительству Российской Федерации поручено принять

меры, направленные в том числе на увеличение объема инвестиций не менее

чем до 25% от ВВП - к 2015 году и до 27% - к 2018 году. В связи с этим, соот-

ветственно, перед субъектами Российской Федерации ставятся аналогичные за-

дачи в данном направлении.

Благодаря позитивной динамике основных показателей социально-

экономического развития региона международные рейтинговые агентства Fitch

Ratings и Moody’s Investors Service оценивают кредитоспособность Республики

Коми на достаточно высоком уровне, что положительно влияет и на инвести-

ционную привлекательность республики. Прогнозы международных агентств

подтверждают стабильность в экономическом развитии. При этом, согласно

оценкам указанных международных агентств по итогам 2011 года, кредитный

рейтинг Республики Коми по национальной шкале находится на уровне рей-

тинга инвестиционной категории.

В мае 2011 года Республика Коми, по оценке экспертов журнала Форбс

(Forbes), вошла в 30 лучших для ведения бизнеса регионов России, заняв 15-е

место в рейтинге бизнес-привлекательности российских регионов.

В целом в рассматриваемый период ситуация в сфере инвестиций в ос-

новной капитал характеризовалась позитивной тенденцией. На протяжении

2009-2011 годов отмечался стабильный рост инвестиций в основной капитал.

Высокие темпы роста на территории республики за указанный период обеспе-

чивали преимущественно инвестиции в реализацию трех крупных проектов, та-

ких как строительство газопровода «Бованенково - Ухта», реконструкция ОАО

«Монди Сыктывкарский ЛПК» (проект «Степ»), комплекс по подготовке и пе-

реработке нефти и газа в Усинске. Наряду с указанными проектами на позитив-

ную динамику инвестиций оказала влияние реализация проектов по созданию

лесоперерабатывающих производств. По остальным сферам деятельности в це-

лом наблюдался незначительный прирост инвестиций в основной капитал.

Преобладающая часть инвестиций в республике осуществляется ограни-

ченным кругом организаций (в 2011 году - порядка 15 организаций-инвесторов

(1,2% от их общего числа)), на долю которых в среднем приходилось порядка

90% от всех осуществленных в республике инвестиций в основной капитал.

Это, с одной стороны, упрощает администрирование инвестиционными процес-

сами, однако, с другой стороны, такая зависимость от крупнейших инвесторов

в перспективе создает риски спада инвестиционной деятельности в целом по

республике при завершении этими инвесторами реализации масштабных инве-

стиционных проектов. Так, в последние годы значительное влияние на показа-

тели инвестиционной активности в целом по республике оказывали три выше-

перечисленных проекта, два из которых (проект «Степ» и нефтеперерабаты-

вающий комплекс «Енисей») завершены в 2011 году. Таким образом, при пла-

нируемом в 2012 году вводе в эксплуатацию первой нитки магистрального га-

зопровода «Бованенково - Ухта» и отсутствии адекватной замены вышеназван-

ным проектам можно ожидать существенного спада в инвестиционной сфере

республики.

В основном инвестиционные средства направляются организациями на

развитие сырьевых и экспортоориентированных видов деятельности. Подобные

перекосы в отраслевой структуре инвестиций в республике не способствуют

решению задачи диверсификации экономики. Для реальных изменений в струк-

туре производства и валового регионального продукта требуется диверсифика-

ция и самой структуры инвестиций.

Имеющиеся в настоящее время в республике планы по реализации ряда

крупных инвестиционных проектов (прежде всего, в области глубокой перера-

ботки древесины и в горнорудной промышленности) могут создать предпосыл-

ки для сохранения достаточно высокого уровня инвестиционной активности в

регионе, но не решат проблемы диспропорции инвестиций в территориальном

разрезе. В 2009-2011 годах наибольшие объемы инвестиций в основной капитал

приходились на Сыктывкар, Усинск и Ухту, кроме того, в 2011 году в лидеры

выбились Воркута, Печора и Инта. Такая ситуация была обусловлена, главным

образом, реализацией проектов «Степ» (на территории МО ГО «Сыктывкар») и

«Бованенково - Ухта». Неравномерное распределение инвестиций препятствует

развитию большинства муниципальных образований. Для того чтобы эту си-

туацию выправить, необходимо активнее продвигать проекты, реализуемые

субъектами малого и среднего предпринимательства (особенно в муниципаль-

ных районах республики), а также уделять более пристальное внимание реали-

зации проектов по эффективному использованию природно-ресурсного потен-

циала соответствующих территорий (в основном в области освоения лесных ре-

сурсов и ресурсов недр, а также в сфере туризма).

На протяжении 2009 - 2011 годов в структуре инвестиций в основной ка-

питал по источникам финансирования преобладали привлеченные инвестиции

(69% - в 2009 - 2010 годах и 75% - в 2011 году). В то же время отмечается рост

удельного веса средств вышестоящих организаций, что обусловлено реализаци-

ей крупных инвестиционных проектов, осуществляемых холдинговыми струк-

турами.

Дефицит собственных средств, недостаточно устойчивое финансовое по-

ложение значительной части организаций в республике, препятствующее при-

влечению заемных инвестиционных ресурсов, не позволяют привлечь боль-

шинству субъектов инвестиционной деятельности необходимые средства не

только для модернизации, реконструкции и расширения собственных произ-

водств, но и для простого обновления основных фондов. Степень износа основ-

ных фондов в среднем по Республике Коми довольно высока (на начало 2011

года – 60,3%) и продолжает расти. Амортизационный фонд используется орга-

низациями недостаточно активно.

Незначительной в общем объеме инвестиций в основной капитал остает-

ся доля бюджетных ассигнований, направляемых на инвестиционные цели.

Удельный вес бюджетных ассигнований в 2011 году в общем объеме финанси-

рования инвестиций в основной капитал составил 2,4%. Главным источником

бюджетных инвестиций на территории республики остаются средства респуб-

ликанского бюджета Республики Коми: в общем объеме инвестиций в основной

капитал за счет бюджетных средств их доля составляет свыше 60% (свыше 3

млрд. рублей по итогам 2011 года), в то время как доля средств федерального

бюджета – около 19% (0,9 млрд. рублей, соответственно).

Помимо этого за счет средств республиканского бюджета Республики

Коми осуществляется государственная поддержка субъектов инвестиционной

деятельности различных организационно-правовых форм и видов деятельности

(субъектов малого предпринимательства, организаций агропромышленного

комплекса, коммунального хозяйства, добывающих и обрабатывающих произ-

водств). Так, суммарный _______объем государственной поддержки субъектов инве-

стиционной деятельности по всем формам (субсидии, налоговые льготы, инве-

стиционный налоговый кредит, государственные гарантии) в 2011 году соста-

вил чуть более 1,6 млрд. рублей. В сфере иностранных инвестиций в 2009 -

2011 годах отмечалось снижение темпов роста. Если в 2008 году был отмечен

наивысший - показатель за последние годы (почти 2,4 раза к уровню 2007 года),

связанный с существенным увеличением притока прямых инвестиций в целлю-

лозно-бумажное производство, то в 2009 году под влиянием финансового кри-

зиса впервые за последние пять лет произошло сокращение вложений от ино-

странных инвесторов. Вместе с тем по сравнению со среднероссийскими пока-

зателями объем иностранных инвестиций в республике удалось сохранить на

достаточно высоком уровне, достигнутом в предыдущие годы. В 2010 - 2011

годах снижение темпов роста иностранных инвестиций было связано также с

завершением реализации двух крупных проектов с привлечением иностранного

капитала («Степ» и «Строительство комплекса по подготовке и переработке

нефти и газа в Усинске»).

Распределение иностранных инвестиций по видам экономической дея-

тельности в 2009 - 2011 годах также неоднозначно. Сфера финансовых интере-

сов иностранных инвесторов довольно ограничена и наблюдается дальнейшее

её сужение. Основные вложения практически равномерно были распределены

между тремя видами деятельности (целлюлозно-бумажное производство, добы-

ча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, консультирование по вопросам

коммерческой деятельности и управления).

Страновая структура зарубежных инвестиций за последние годы не пре-

терпела значительных изменений: по-прежнему, главными инвесторами оста-

ются Великобритания, Австрия, Германия, Финляндия, Кипр, Швеция и Ита-

лия. В целях повышения устойчивости инвестиционной сферы республики в

части, формируемой за счет иностранных инвестиций, требуется расширение

круга стран-инвесторов.

В целом оценка инвестиционного потенциала Республики Коми и ситуа-

ции в этой сфере за последние годы отражает наличие возможностей для даль-

нейшего социально-экономического развития региона. А ряд проблем, выяв-

ленных в ходе такой оценки, требует решения в рамках реализации инвестици-

онной политики Республики Коми.

Наши рекомендации