Характеристика сферы реализации подпрограммы,. Описание основных проблем в указанной сфере

Описание основных проблем в указанной сфере

И прогноз ее развития

Развитие конкурентной среды на товарных рынках, как и повышение кон-

курентоспособности в Республике Коми в целом, является одной из основных

задач социально-экономического развития Республики Коми, определенных

Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период

до 2020 года. Конкуренция как одна из фундаментальных составляющих ры-

ночной экономики служит предпосылкой, условием и фактором общественного

прогресса.

Конкурентная среда региона определяется как наличием тех или иных

конкурентоспособных видов экономической деятельности, или их сегментов,

так и способностью органов власти региона создать условия региональным ор-

ганизациям для достижения и удержания конкурентного преимущества в опре-

деленных областях.

Развитая конкурентная среда обеспечивает сочетание конкурентоспособ-

ного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических инте-

ресов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен,

обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наибо-

лее эффективных организаций.

В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов

появляются возможность и стимулы к сознательному, устойчивому и значимо-

му ограничению производства и торговли. В таких случаях появляется необхо-

димость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование),

так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.

К особенностям Республики Коми, сдерживающим развитие конкурен-

ции, оказывающим отрицательное влияние на состояние конкурентной среды

на рынках и на хозяйственное положение продавцов и покупателей, относятся:

географическое положение, обусловленное большой территорией - 416,8

тыс. кв. км (2,4 процента территории Российской Федерации), 74,6 процента

которой составляют леса, 1,5 процента территории находится под водой, 1,0

процента - сельскохозяйственные угодья, 9,8 процента - болота, 12,6 процента -

прочие земли;

низкая плотность населения (большая территория при незначительной

численности населения, число жителей на 1 кв.км - 2,1 человека);

сокращение _______численности населения Республики Коми за счет миграцион-

ного оттока;

недостаточность трудовых ресурсов, территориальные и профессиональ-

ные диспропорции спроса и предложения;

суровые климатические условия (на большей части территории умерен-

но-континентальный с продолжительной зимой и коротким прохладным ле-

том);

ограниченность транспортных коммуникаций, а именно низкая плотность

сети автомобильных дорог;

значительное количество труднодоступных, отдаленных и малонаселен-

ных сельских населенных пунктов.

Уровень развития и состояния конкурентной среды в республике значи-

тельно отличается в зависимости от сектора экономики или рынка, что связано

с различными условиями функционирования, историей и этапом развития, це-

новой ситуацией и ее изменениями и множеством других значимых факторов.

В рамках Программы мер по развитию конкуренции на 2010-2012 годы

был проведен анализ конкурентной среды на ключевых товарных рынках, вы-

явлен ряд тенденций, характерных и для других регионов Российской Федера-

ции и требующих специальных мер регулирования.

Выбор сфер деятельности обусловлен их значимостью для экономики

республики в целом, а также остротой текущих проблем связанных с конку-

рентной средой.

В частности, такими сферами деятельности были определены:

агропродовольственный рынок;

розничная торговля;

розничная реализация нефтепродуктов;

информационно-коммуникационные технологии и связь;

жилищно-коммунальный комплекс;

пассажирские городские и междугородные перевозки;

фармацевтический рынок;

рынок медицинских услуг;

строительный рынок.

Перечень сфер деятельности не является исчерпывающим и будет кор-

ректироваться по мере реализации мер по развитию конкуренции, в том числе

на основе практики применения антимонопольного законодательства и регу-

лярного анализа рынков, проводимого Министерством экономического разви-

тия Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, а также

на основе предложений иных федеральных органов исполнительной власти, ор-

ганов исполнительной власти Республики Коми.

Несмотря на принимаемые Правительством Республики Коми меры, кон-

курентная среда в Республике Коми остается недостаточно развитой, что выра-

жается, в частности, в следующих проблемах, требующих решения:

количество процедур, а также время для их прохождения, по доступу к

ресурсам, необходимым для предпринимательской деятельности, остается

большим;

финансовые затраты на доступ к ресурсам остаются высокими;

стоимость ресурсов является высокой, что сказывается на цене товаров и

услуг и ведет к потере конкурентных преимуществ;

наличие излишних административных барьеров и недостаточная инфор-

мационная открытость органов государственной власти негативно воздейству-

ют на конкурентную среду и снижают конкурентоспособность отдельных про-

изводителей;

недостаточный уровень безопасности ведения предпринимательской дея-

тельности и несовершенство нормативно-правовой базы ослабляют состяза-

тельность хозяйствующих субъектов.

Развитие конкурентной среды, способное активизировать внутренний по-

тенциал бизнеса на различных рынках и комплексное инновационное развитие

экономики Республики Коми, в конечном итоге позволит повысить занятость,

доходы, жизненный уровень и качество жизни населения Республики Коми.

В рамках формирования конкурентной политики в Республике Коми

большое внимание уделяется вопросам государственного регулирования торго-

вой деятельности.

Торговля относится к инфраструктурным видам экономической деятель-

ности, которые присутствуют во всех сферах экономики вне зависимости от

специализации. Фундаментом для развития розничной торговли является пла-

тежеспособный спрос и потребительская активность населения.

В сфере торговли осуществляют свою деятельность порядка 10 тысяч ин-

дивидуальных предпринимателей и 5 тысяч юридических лиц, из которых 4,8

тысячи относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Насчи-

тывается около 6 тысяч объектов торговли, 485 объектов общественного пита-

ния и 520 объектов бытового обслуживания населения.

Структура сети общественного питания показывает, что наиболее рас-

пространенными видами объектов общественного питания являются кафе. Их

доля составляет 36,3 процента от общего числа объектов и 41 процент от обще-

го числа посадочных мест. Широкое распространение получили также закусоч-

ные, удельный вес которых приближается к 21 проценту от общего количества

объектов. Доля ресторанов невелика и составляет 6 процентов всей сети обще-

ственного питания. На каждые 10 тысяч человек населения Республики Коми

приходится около 5 объектов общественного питания.

Розничная торговля в своем развитии имеет свои особенности и факторы

успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью

конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых услуг. Чем больше

сопутствующих услуг готова представить торговая сеть, тем выше её привлека-

тельность у населения и конкурентоспособность на рынке.

Так, например, доля магазинов самообслуживания, имеющих широкий

ассортимент, один или более прилавков свежей продукции и предлагающих

дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, пар-

ковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий), в общем обороте

розничной торговли в наиболее развитых странах превосходит 70 процентов. В

мировой практике к таким форматам относят: гипермаркеты, супермаркеты,

магазины «Кэш & Керри» и дискаунтеры (реализующие товары населению

мелкими партиями по оптовым ценам).

В России доля магазинов современных форматов составляет 34 процента.

Увеличение конкуренции закономерно привело к укрупнению организаций,

осуществляющих розничную торговлю, и их объединению под единым управ-

лением. В Республике Коми торговые сети формируют порядка 25 процентов

оборота розничной торговли торгующих организаций.

Отсутствие дорог, современных _______типов торговых структур, особенно в оп-

товом звене (распределительные и логистические центры и так далее), склад-

ских площадей, отвечающих международным стандартам качества, а также

низкотемпературных холодильников являются определяющими факторами раз-

вития торговой инфраструктуры не только в Республике Коми, но и в целом в

Российской Федерации.

В Республике Коми в структуре продаж доля крупных и средних органи-

заций составляет 34 процента, малых и микропредприятий - 36 процентов, ин-

дивидуальных предпринимателей - 48 процентов.

Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике и занятости в

сфере торговли зарубежных стран. Малые и средние предприятия обычно со-

ставляют около 99 процентов всех компаний, предоставляют около 50 процен-

тов рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.

В Республике Коми среди организаций торговли существенная доля в

формировании оборота розничной торговли также принадлежит субъектам ма-

лого и среднего предпринимательства и составляет порядка 70 процентов.

Увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, ко-

торым достаточно сложно обеспечить получение заемных средств на развитие

торговой деятельности, а, следовательно, перейти на качественно новый уро-

вень организации бизнеса, свидетельствует о достаточно благоприятных эко-

номических условиях для развития торгового бизнеса в Республике Коми.

В розничной торговле возрастает роль продаж через Интернет, но уро-

вень проникновения Интернет-торговли в Республике Коми еще очень низок,

что приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, од-

нообразному ассортименту.

Отсутствие дорог, современных типов торговых структур, особенно в оп-

товом звене (распределительные и логистические центры и так далее), склад-

ских площадей, отвечающих международным стандартам качества, а также

низкотемпературных холодильников являются определяющими факторами раз-

вития торговой инфраструктуры не только в Республике Коми, но и в целом в

Российской Федерации.

Фактическая обеспеченность торговой площадью на 1000 человек в це-

лом по республике, по оперативным данным, составляет 633,7 кв. м, в том чис-

ле в городах - 815 кв. м; в сельских населенных пунктах - 275 кв.м; в поселках

городского типа - 414,9 кв. м. При этом необходимо учитывать, что номиналь-

ный норматив обеспеченности торговыми площадями, рассчитанный по мето-

дике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от

24 сентября 2010 года № 754 «Об утверждении Правил установления нормати-

вов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов»,

для Республики Коми составляет 545 кв. м.

Рыночные отношения внесли существенные изменения в структуру по-

требительского рынка и размещение сети организаций, в результате чего воз-

никла проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. Со-

храняется проблема неразвитой торговой инфраструктуры в отдаленных сель-

ских районах республики.

Если объекты торговли продовольственными товарами распределяются

по населенным пунктам достаточно равномерно, то в отношении торговых объ-

ектов с непродовольственными товарами складывается противоположная си-

туация. Именно на города приходится большинство торговых объектов, зани-

мающихся продажей автомобилей, запчастей, медикаментов, одежды, прочих

непродовольственных товаров.

В городах расположено 64 процента магазинов, павильонов, киосков, ап-

тек и 94 процента торговых центров. В среднем площадь торгового зала мага-

зинов, расположенных в городах, в 2 раза больше, чем площадь торгового зала

магазинов в сельских населенных пунктах.

В некоторых сельских населенных пунктах в Республике Коми открывать

торговые объекты нерентабельно в связи с малочисленностью проживающих

(до 10 человек), территориальной близостью к более крупным населенным

пунктам (до 2 - 5 километров).

В целях содействия улучшению торгового обслуживания населения, про-

живающего в труднодоступных или отдаленных сельских населенных пунктах,

осуществляется финансовая и организационная поддержка хозяйствующих

субъектов по возмещению части транспортных расходов по доставке товаров в

такие населенные пункты в Республике Коми. В 2009 году расширен перечень

хозяйствующих субъектов, потенциальных получателей названной поддержки,

что содействует развитию конкуренции среди торговых организаций, соответ-

ственно, снижению цен на товары для конечного потребителя, находящегося в

сельской местности.

В последние годы просматривается предпочтение потребителей в сторону

цивилизованных форм торговли. Так, оборот розничной торговли на 99 процен-

тов формируется в стационарной торговой сети организаций и индивидуальных

предпринимателей, доля розничных рынков составляет всего 1 процент. В фор-

мировании оборота розничной торговли доля розничных рынков неуклонно

снижалась с 22 процентов в 2000 году.

Таким образом, организации торговли ориентируются на современные

формы и методы торговли, соответствующие растущим требованиям населения

к качеству товаров, услуг и обслуживанию, выполняют важные экономические

и социальные функции, поддерживая необходимый уровень жизни населения.

Наши рекомендации