Библиографическое описание. E-MAIL: [email protected]
МУК «ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА
БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА»
АДРЕС: 308511
Белгорордская обл.
Белгородский р-он
С. Стрелецкое
Ул. Королева, д 44
Тел.-факс. 38-83-91
ВРЕМЯ РАБОТЫ: с 9-00 – 19-00
ВЫХОДНОЙ - ПОНЕДЕЛЬНИК
САНИТАРНЫЙ - ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МЕМЯЦА
E-MAIL: [email protected]
САЙТ: http://www.librarys.ru/
МУК «Центральная районная библиотека
Белгородского района»
Библиографическое описание
Методические рекомендации
Белгород
П 49
Уважаемые коллеги, составление списков литературы это неотъемлемая часть в работе библиотекаря, грамотно описать источник информации должен уметь каждый библиотечный работник. Данные методические рекомендации помогут Вам правильно оформлять библиографическое описание в списках литературы.
В пособии на наглядных примерах представлены разные виды библиографических описаний.
Полшкова Н. В. Библиографическое описание: методические рекомендации / Н.В. Полшкова. – Белгород, МУК Центральная районная библиотека Белгородского района, 2016. – 19 с.
© МУК Центральная районная
библиотека Белгородского района
одностороннее издание большого формата, посвященное товару и фирме, его выпускающей.
ü Расширяем границы ваших представлений о мире [Изоматериалы]: [рекламный плакат] / [МУ ЦБС им. Н.В. Гоголя], Информационная справочная служба. – [Новокузнецк, 2007].
· Постер – однолистный или многолистный красочный рекламный плакат большого формата.
ü Ты овладел основами информационной культуры? [Изоматериал]: [постер] / [МУ ЦБС има. Н.В. Гоголя], Информационная справочная служба. – [Новокузнецк, 2007].
· Рекламное издание – издание, содержащее изложенные в привлекающей внимание форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них.
ü Проверь себя! 2007 – год Русского языка [Изоматериал]: [рекламный буклет] / [МУ ЦБС им. Н.В. Гоголя, Рекламно-издательский сектор]. – [Новокузнецк, 2007].
· Флаер – небольшая рекламная листовка, как правило, дающая право на скидку.
ü Нам 5 лет [Изоматериал]: [компьютерному залу «Аквариум» - 5 лет]: [флаер] / [дизайн: Е.А. Веселов]; [МУ ЦБС им. Н.В. гоголя]. – [Новокузнецк, 2008].
· Листовка – издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления объемом от 1 до 4 страниц. Может иметь рекламной, информационной или пропагандистской характер.
ü Уважаемые читатели! Индивидуальные занятия [по поиску необходимой информации] проводятся для всех желающих [Изоматериал]: [листовка] / [МУ ЦБС им. Н.В. Гоголя], Информационная справочная служба. – [Новокузнецк, 2006].
· Наклейка – полиграфическое издание, изготовленное на самоклеющимся материале.
ü GO! Gogolevka.ru [Изоматериал]: [наклейка] / [дизайн: А. Царегородцев]; [МУ ЦБС им. Н.В. Гоголя, Информационный центр отурытого доступа]. – [Новокузнецк, 2006].
· Открытка – карточное издание, отпечатанное с одной или обеих сторон.
ü Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя [Изоматериал]: [открытка] / [дизайн: А. Царегородцев, Н. Позднякова]. – [Новокузнецк, 2006].
· Плакат – листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования.
· Рекламный плакат – разновидность печатной рекламы, несфальцованное, многокрасочное,
Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам, необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.
Виды библиографического описания:
Ø одноуровневое библиографическое описание - описание одного отдельно взятого документа, т.е. одночастного документа (монографии, учебника, справочника, сборника статей и т.д.).
Ø многоуровневое библиографическое описание - описание многочастного документа (многотомного издания, например, энциклопедии или собрания сочинений какого-либо автора, а также сериального или продолжающегося издания).
Ø аналитическое библиографическое описание - описание части документа (например, статьи из журнала, главы из учебника).
Элементы и области библиографического описания приводят в определенной последовательности. Они подразделяются на: обязательные и факультативные (необязательные).
Обязательные элементы составляют минимальный набор сведений, без которых невозможна идентификация издания.
Для разграничения элементов и областей в библиографическом описании применяют специальные условные разделительные знаки.
. – точка и тире // две косые черты
. точка / косая черта
, запятая ( ) круглые скобки
: двоеточие [ ] квадратные скобки
; точка с запятой + знак плюс
= знак равенства
В конце библиографического описания ставят точку.
[Изоматериал]: [гейтфолд] / МУ ЦБС им. Н.В. Гоголя, Информационная справочная служба. – [Новокузнецк, 2007].
• Закладка – листовое издание, полоска бумаги или полимерного материала, как правило, с изображением. Используется также как рекламоноситель.
ü Клуб французского языка [Изоматериал]: [закладка] / [МУ ЦБС им. Н.В. Гоголя, Информационно-языковой центр «Иностранная книга»]. – [Новокузнецк, 2007].
· Каталог – официальное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.
· Рекламный каталог – разновидность печатной рекламы, сброшюрованное справочное издание, содержащее перечень товаров, производимых или продаваемых предприятием или фирмой, с их изображением
ü Пресса – 2007 [Текст]: каталог периодических изданий, поступающих в библиотеку и ее филиалы / МУ ЦБС им. Н.В. Гоголя. – Новокузнецк, 2007. – 96 с.
· Коллаж – изображение, созданное путем наклеивания на основу материалов, отличающихся от нее цветом и фактурой.
ü Издания Центральной библиотечной системы им. Н.В. Гоголя [Изоматериал]: [коллаж] / [МУ ЦБС им. Н.В. Гоголя]. – [Новокузнецк, 2006].
ü Отдел искусств [Изоматериал]: [буклет] / [Муниципальное учреждение Централизованная библиотечная система им. Н.В. Гоголя, Отдел искусств]; [сост. И.Г. Андреева]. – Новокузнецк, 2007.
• Рекламный буклет – разновидность печатной рекламы, престижное специальное цветное издание, отпечатанное на качественной бумаге, представляющее определенный перечень товара с их характеристиками или какую-либо организацию.
ü Давайте жить дружно. Год семьи 2008 [Изоматериал]: [рекламный буклет] / [Муниципальное учреждение Централизованная библиотечная система, Рекламно-издательский сектор]; [сост. Е.В. Кузакова]. – [Новокузнецк, 2008]. – [20] с.
• Рекламный бюллетень (информационный бюллетень) – бюллетень, содержащий изложенные в привлекающей внимание форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них.
ü «Забыть невозможно». Ретро-видео-салон [Изоматериал]: [рекламный бюллетень] / [Муниципальное учреждение Централизованная библиотечная система, Отдлел искусств]; [сост. И.Г.
Андреева; техн. Редакция и дизайн Е.В. Кузаковой]. – Новокузнецк, 2008. – [12] с.
• Гайтфолд – сложенный рекламный вкладыш в журнале.
ü Класс – стиль вашей жизни. Центр подготовки персонала по информационной культуре
Основные источники информации для каждой области описания.
Область заглавия и сведений об ответственности | Титульный лист |
Заголовок | Титульный лист |
Область заглавия | Титульный лист |
Область сведений об ответственности | Титульный лист, другие элементы оформления издания, имеющиеся перед текстом |
Область издания | Титульный лист |
Область выходных данных | Титульный лист, другие элементы оформления издания, имеющиеся перед текстом, выпускные данные |
Область количественной характеристики | Издание в целом |
Область серии | Издание в целом |
Область примечания | Издание в целом. Источники вне издания |
Область ISBN, цены и тиража | Издание в целом |
Библиографическое описание составляют, как правило, на языке текста издания.
При составлении библиографического описания можно применять сокращение слов и словосочетаний согласно ГОСТ 7.12–93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТ 7.11–78 «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании».
Место издания указывается полностью
. – Белгород . – Воронеж
Кроме
. – М (Москва) . – СПб (Санкт-Петербург)
Если в источнике указано два издательства, то они отделяются друг от друга точкой с запятой (;)
: АСТ; Астрель,