Основные формы общественного хозяйства. условия, основные черты и роль товарного производства в экономическом развитии общества

К основным формам общественного хозяйства относят:

натуральное хозяйство – форма хозяйствования, в которой производство матер. благ и услуг осуществляется для собственного потребления.

товарное (рыночное) хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

административно-командная, централизованно-плановая экономика: в условиях развитого общ. разделения труда, специализации производителей, многообразия экон. структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики. Товарные связи производства и потребления сохраняются, но они серьезно деформированы чрезмерным вмешательством единого экон. центра, который отдает приказы и поручения, спускает планы, директивы, нормативы, имеющие силу закона, непосредственно исполнителю-хозяйственнику. Матер. основа данной системы – развитое машинное производство и развитая система общественного разделения труда.

Товарное производство — форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена (см. Товар); оно возникает на основе общественного разделения труда и ведётся экономически обособленными производителями.

Товарное хозяйство, в отличие от натурального, предполагает связь производителей и потребителей продуктов через рынок, через куплю-продажу товаров. Каждый собственник преследует свои интересы, поэтому процесс производства, обмена и распределения в обществе, основанном на частной собственности, приобретает стихийный, анархичный характер. Товарное производство — исторически преходящая форма производства. Оно отсутствует на первых стадиях развития человеческого общества, когда безраздельно господствует натуральное хозяйство, зарождается в процессе разложения этого последнего и развивается вместе с ростом общественного разделения труда и обмена, принимая различные формы и играя различную роль на разных стадия общественного развития.

ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА.

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи. Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость.

Товар обладает двумя свойствами. Первое свойство - это потребительная ценность товара, или полезность его. Потребительская ценность это - способность данного товара удовлетворять какую-либо потребность человека, быть нужным для потребителя. Выражением общественной полезности является спрос покупателей на конкретные товары.

Второе свойство - это меновая ценность товара. Любой продукт превращается в товар лишь в процессе возмездного эквивалентного обмена ценностями между различными собственниками. Способность разных продуктов обмениваться в определенных количественных соотношениях (пропорциях) есть меновая ценность. Однако товарный обмен формирует важнейшую проблему экономической науки - что лежит в основе соизмерения различных обмениваемых товаров. Торговля предполагает возмездность и эквивалентность обмена. А что может служить показателями эквивалентности при обмене мяса на бензин, одежды на хлеб и пр.? Для ответа на этот вопрос экономическая наука последовательно сформировала трудовую теорию стоимости и теорию предельной стоимости.

Открывая свое дело, мы хотим получать максимальную прибыль предоставляя людям различные услуги и продавая ценный товар. Также хотим иметь взаимовыгодные партнерские отношения с заинтересованными в этом лицами. Когда между людьми существуют доверительные отношения, можно обойтись договоренностью на словах. Но подобное - крайне редкий случай. Лучше когда все условия прописаны на бумаге и подтверждены участниками деловых отношений. В конце договора, а иногда и на каждой странице ставится печать соответствующей стороны. Так что найдите заранее фирму, которая возьмет на себя изготовление печатей и штампов для вашей оргинизации. Тогда к моменту заключения первого договора вы будете полностью готовы. Кстати, о печатях, они бывают нескольких видов: отличаются по диаметру и форме, материала клеше (чаще всего резина), есть автоматические (когда печать автоматически пропитывается в спокойном положении и раскрывается в момент нанесения фирменной печати). Также существуют печати, в которых можно вручную набирать определенный текст, например, дату и номер офиса.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность для человека.

Способность товара удовлетворять потребности людей возникает благодаря совокупности механических, физических, химических и других свойств, которыми обладает товар. Именно эти свойства определяют натурально-вещественную сторону товара. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства человеческого общества независимо от его общественной формы.

Меновая стоимость - это способность товаров обмениваться друг на друга в определенной пропорции, в определенном количественном отношении.

Наши рекомендации