Товарное производство как формы общественного хозяйствова; основные черты, типы и особенности товарного хозяйства на разных эк-ких этапах

Товарное производство и его основные черты. Это такая организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными про­изводителями, и каждый специализируется на выработке одного продукта. В силу этого для удовлетворения обще­ственных потребностей необходима купля-продажа про­дуктов, становящихся товарами на рынке.

Характерными чертами и признаками товарного произ­водства являются наличие общественного разделения труда и экономического обособления хозяйствующих субъектов; производство продуктов для продажи, а не собственного потребления; обмен товарами; эквивалентность обмена.

Товарное производство - это специфическая форма отношений между производителями и потребителями, осо­бый способ измерения общественного труда и включения его в совокупный труд общества. Включение в совокупный общественный труд — самая сложная и жизненно важная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае неудачи он не продаст свой товар и понесет потери, а может и разориться. Это заставляет товаропроизводителей чутко реагировать на конъюнктуру рынка, постоянно приспосаб­ливаться к ней.

В товарном производстве по-иному, чем в натуральном хозяйстве, рассматриваются главные проблемы экономической организации, связанные с созданием полезных вещей. Что создавать, как для этого использовать природные ресур­сы ч для кого предназначаются продукты все эти вопросы решаются в соответствии с требованиями рынка.

Основным условием возникновения товарного произ­водства является общественное разделение труда, при ко­тором производители специализируются на выработке оп­ределенных изделий. С развитием общества появляются новые отрасли производства и тем самым углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее в своих нуждах и в то же время удовлетворить ею свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства.

Однако одного общественного разделения труда еще недостаточно для возникновения и существования товар­ного производства. Общественное разделение труда суще­ствовало и в первобытной общине. Одни ее члены изготов­ляли орудия труда, другие — предметы быта, но продукты их труда не поступали в обмен, продажу. Собственником всех продуктов была община. Другое дело, когда речь идет о взаимоотношениях различных общин. Тут встречаются разные самостоятельные собственники, и переход продук­тов из одной общины в собственность другой происходил путем обмена, посредством купли-продажи.

С появлением частной собственности и прибавочного продукта, производимого сверх того, что необходимо для поддержания жизни производителей, их обособление уси­лилось, возможности для развития товарного производства возросли и сфера товарно-денежных отношений расшири­лась. Таким образом, причиной возникновения и сущест­вования товарного производства было экономическое обо­собление производителей, а основной формой подобного обособления — частная собственность. Экономическое обособление применительно к товарному хозяйству пред­полагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юри­дического лица), свободу выбора им вида хозяйственной деятельности, собственность на произведенный продукт. определенные обязательства перед обществом, государст­вом и партнерами. Различными обособленными собствен­никами средств производства и продуктов могут быть и общины, и частные лица, и кооперативы, и государство. Понимание экономического обособления товаропрои­зводителей важно для оценки современных экономических процессов, перехода к рыночным отношениям, осущест­вляемого в странах СНГ, составной частью которых явля­ется укрепление экономической самостоятельности пред­приятий (объединений).

Возникнув в период разложения первобытнообщинно­го строя, товарное производство обслуживало рабовла­дельческий строй, феодализм и всеобщий характер приоб­рело при капитализме. В рабовладельческом обществе удельный вес товарной продукции в общем объеме обще­ственного производства составлял от 5 до 10 %. При феодализме, особенно с переходом к денежной форме ренты, товарное производство повысило удельный вес до 30 "/о. В системе отношений классического капитализма производство товаров в общем объеме производимой про­дукции составляет около 100 %. Товарное производство преобладает в современных развитых странах и пробивает себе дорогу в развивающихся государствах. С переходом к рыночным отношениям широкий размах товарное произ­водство приобретает и в странах СНГ.

Разложение натурального производства, возникнове­ние и укрепление товарного производства знаменует собой серьезное продвижение в экономическом прогрессе. Бла­годаря тому, что капитализм освоил товарно-рыночный механизм, именно здесь производительные силы в своем развитии продвинулись гораздо дальше, чем за всю пред­шествующую историю.

Товарное производство обладает высокой адаптивнос­тью к разным экономическим системам. В каждой из них оно обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

Типы товарного производства. Истории развития че­ловеческого общества известны два типа товарного произ­водства: простое и капиталистическое. Первоначально воз­никло простое товарное производство — хозяйства само­стоятельных мелких товаропроизводителей (крестьян и ремесленников), при которых продукты производятся для обмена. Затем появилось крупное капиталистическое то­варное производство, которое имело общие основы и раз­личия по сравнению с простым товарным производством.

Их общими основами являются наличие частной собст­венности на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, производство продуктов на рынок. Различия между ними состоят в том, что пр1 простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистичес­ком — находятся в собственности предпринимателя; первое основано на личном труде, второе — на наемном; при первом продукт принадлежит производителю, при втором —предпринимателю; при первом рабочая сила не является товаром, а при втором — она товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формой производст­ва, при втором — оно носит всеобщий характер; при простом товарном производстве цель — удовлетворение потребностей производителя, при капиталистическом — получение прибыли; при первом товары - продукты труда, при втором — продукты капитала; простое товарное производство базируется на отсталой технике, капиталис­тическое — на развитой машинной индустрии.

Однотипность и различия простого и капиталистичес­кого товарного производства предопределяют природу мелкого производителя: с одной стороны, он выступает как труженик, а с другой — как собственник. Эта двойствен­ность проявляется в период революционных преобразова­ний общества.

В настоящее время в странах СНГ широкое развитие получило предпринимательство — инициативная, самосто­ятельная хозяйственная деятельность граждан и их объ­единений. Многообразие форм собственности породило разнообразные формы предпринимательства.

В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. большое внимание уделяется развитию предпринимательства, мало­го и среднего бизнеса. В частности предусматривается развитие различных форм свободного предпринимательст­ва и создание материальных и нормативно-правовых основ предпринимательской деятельности. Намечаются такие меры по поддержанию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, как введение упрощенного налогообло­жения для малого и среднего бизнеса в сфере производства и инноваций; расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринима­тельских структур (менеджеры, специалисты по маркетин­гу и т.д.); оказание более широкой государственной под­держки фондам, содействующим развитию предпринима­тельства: разработка и реализация программы государственной поддержки малого предпринимательства и т.д.

35. Теория стоимости: трудовая теория стоимости, теория факторов производства, теория предельной производительности.

Величина стоимости товара. Отдельные товаропрои­зводители на изготовление одного и того же товара расхо­дуют разное количество труда или рабочего времени. Ра­бочее время, которое затрачивается на производство това­ров отдельным товаропроизводителем, называется индиви­дуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара не может определяться этим временем. При таком подходе в выигрыше оказался бы тот, кто затрачивает больше времени на производство данного товара. При продаже его по стоимости он получил бы больше дохода, чем прилежный работник.

Величина стоимости товара определяется не индивиду­альными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной сто­имости при наличии общественно нормальных условий про­изводства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда. В национальной экономике в качест­ве общественно необходимого времени выступает рабочее время той части товаропроизводителей, которая поставляет на рынок основную массу данного вида товаров.

По мнению сторонников теории предельной полезнос­ти, только полезность товара может придать затратам труда так называемый общественно необходимый харак­тер. Затраты труда на производство тех или иных товаров, по их мнению, осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях.

Впервые попытку разграничения индивидуальных и общественно необходимых затрат сделал Д. Рикардо. Од­нако под общественно необходимыми затратами он пони­мал худшие условия производства, причем не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Он также считал, что в основе изменения величины стоимости лежит изменение производительности труда.

Действительно, решающее влияние на величину стои­мости товара оказывает производительность Труда. Произ­водительность труда — это его эффективность, плодо­творность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величи­ной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей про­изводится в единицу времени, тем выше производитель­ность труда, и наоборот.

Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для произ­водства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. Предположим, что продолжительность ра­бочего дня 8 ч. За это время производится 16 единиц товара. Величина стоимости каждой из них равна 30 мин. При повышении производительности труда в 2 раза за те же 8 ч будет изготовлено 32 единицы товара и величина стоимости снизится до 15 мин.

Величина стоимости товара изменяется в зависимости от интенсивности труда. Под интенсивностью труда по­нимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве про­дуктов и создает большую по величине стоимость в едини­цу времени. Допустим, что в нашем примере интенсивность труда возросла в 2 раза. Это означает, что товаропроизво­дитель за те же 8 ч затратит в 2 раза больше труда, который воплотится в 32 единицах, а стоимость единицы товара останется без изменения (30 мин).

Таким образом, при повышении как производительности труда, так и его интенсивности количество изготовленных потребительных стоимостей увеличивается. Однако в первом случае стоимость единицы продукции снижается, величина же стоимости массы производимой продукции остается неиз­менной, а во втором — возрастает величина стоимости массы продукции, а стоимость единицы продукции остается неиз­менной. Другими словами, величина стоимости товара изме­няется прямо пропорционально количеству и обратно про­порционально производительной силе труда.

На величину стоимости товара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба. Труд работ­ника, не требующего специальной подготовки, называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходи­мо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена. При опре­делении величины стоимости товара за основу берется обще­ственно необходимое количество простого труда.

К. Маркс в качестве простого труда рассматривав труд человека, не обладающего специальной подготовкой. Сей­час подобная совершенно неквалифицированная рабочая сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основные формы работ требуют той или иной степени квалификации. Поэтому мы вправе в качестве простого труда выделять труд наименее квалифицированных основ­ных работников, принимающих участие в производстве каждого данного типа продукта. Переход к рыночной экономике, создание системы рынко” (средств производства, труда, потребительских благ, ценных бумаг и т.д.) и рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь создают благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, развития товарного производства со всеми его составляющими: конкуренцией, ориентацией на потребителя, максимальной эффективнос­тью производства и т.д.

Теории стоимости. Существуют различные теории сто­имости. Одна из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. Основы теории трудовой стоимости заложили английские эконо­мисты У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли ма­териального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизво­дителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.

Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Она появилась во второй полови­не XIX в. Ее представителями являются австрийские эко­номисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой тео­рии утверждают, что стоимость — это чисто психологичес­кое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живуще­го в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет опреде­ляться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяю­щего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод-чем больше товаров, тем меньше их полезность для поку­пателя, тем ниже их стоимость.

Суть теории спроса и предложения сводится к тому что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и пред­ложением. Согласно этой теории, если спрос превысит пред­ложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.Б.Сей и английский эконо­мист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спро­са и предложения встречается у Л.Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживались также представители австрий­ской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Англий­ский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спро­са и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П.Саму-эльсон это соединение называл оптимистическим неокласси­ческим синтезом.

Широко известна теория трех факторов производст­ва, возникшая в первой половине XIX в. Она связывает создание стоимости, слагаемой из доходов (процент на капитал, заработная плата и земельная рента), с функци­онированием трех факторов производства — капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим трем факторам соответствуют три вида доходов — прибыль, рента и заработная плата. Названные доходы образуют стоимость продукта и реализуются через цену в процессе продажи продуктов на рынке. Факторный подход нашел применения и при разрешении проблемы стоимости в рамках теории предельной производительности, согласно которой каждый из факторов производства (капитал, земля, труд) не только является производителем стоимос­ти, но и им'еет определенные границы своего производи­тельного эффекта.

Наши рекомендации