Метод и методика анализа финансово-хозяйственной деятельности

Метод - от греческого слова methodos, означающего путь исследования, теорию, учение. Под методом в широком смысле слова понимаются пути, способы, средства познания действительности, совокупность органически взаимосвязанных принципов и приемов исследования процессов, явлений и предметов в природе и обществе.

Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания.

Методы научного познания разделяются на общенаучные и конкретно научные.

К общенаучным методам научного познания относятся: наблюдение, измерение, сравнение, анализ, синтез, индукция; дедукция и т. д.

Метод анализа хозяйственной деятельности, как метод любой науки, определяется содержанием и особенностями изучаемого предмета, теми конкретными целями, требованиями и задачами, которые ставятся перед анализом. Если предмет отвечает на вопрос, что мы изучаем, то метод – как изучаем, какими способами и приемами.

Для того чтобы понять и правильно сформулировать суть метода АХД необходимо рассмотреть его основные черты:

1) при анализе хозяйственной деятельности предприятий возникает необходимость постоянных сравнений, для того чтобы познать тенденции в развитии. Материалистическая диалектика исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии. Поэтому исток одной из характерных черт метода АХД (необходимости постоянных сравнений) как раз и базируется на данном утверждении;

2) материалистическая диалектика учит, что каждый процесс, каждое явление надо рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Отсюда вытекает необходимость изучение внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса;

3) изучение деятельности предприятий с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Например, изучая влияние внедрения новой техники на уровень себестоимости продукции надо учитывать не только непосредственную связь, но и косвенную. Известно, что с внедрением новой техники увеличиваются издержки производства, а значит и себестоимость продукции. Но при этом растет производительность труда, что в свою очередь способствует экономии зарплаты и снижению себестоимости продукции;

4) важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности.

5) разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятий (важная методологическая черта, вытекающая из предыдущей).

Учитывая названные характерные черты анализа можно дать определение методу анализа хозяйственной деятельности.

Метод АХД представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приёмами системы показателей с целью объективной оценки результатов работы предприятия, выявление резервов повышения эффективности производства и обеспечения необходимой информации для принятия управленческих решений.

Использование метода АХД проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Это могут мыть методики исследования отдельных сторон хозяйственной деятельности либо методики комплексного анализа. Надо отметить, что каждому виду анализа соответствует своя методика.

Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Любая методика анализа представляет собой методологические советы по исполнению аналитического исследования и содержит примерно такие моменты:

а) задачи и формулировки целей анализа;

б) объекты анализа;

в) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

д) описание способов исследования изучаемых объектов;

е) источники данных, на основании которых производится анализ;

ж) указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);

з) технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;

к) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;

л) потребители результатов анализа.

Наши рекомендации