V. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 50).

— Прочитайте задание. Рассмотрите карту.

— Откройте карту в учебнике на с. 102. Пронумеруйте в рабо­чей тетради страны, которые граничат с Россией.

(После выполнения задания проводится проверка по учеб­нику.)

№2 (с. 51).

— Прочитайте задание. Используя карту в учебнике на с. 102, впишите в таблицу названия столиц. (Ответ. Норвегия — Осло, Финляндия — Хельсинки, Эстония — Таллин, Лат­вия - Рига, Литва - Вильнюс, Польша — Варшава, Бе­лоруссия — Минск, Украина — Киев, Грузия — Тбилиси, Азербайджан - Баку, Казахстан - Астана, Монголия — Улан-Батор, Китай - Пекин, Северная Корея — Пхеньян.)

— В каких странах вы бывали?

— Что интересного вам запомнилось?

— О чем можете сейчас рассказать?

(Учащиеся рассказывают о странах, в которых они бывали.)

№3(с.52).

— Используя текст учебника на с. 100—104 и карту на с. 102, разгадайте кроссворд. (Ответы. 1. Китай. 2. Казахстан. 3. Финляндия. 4. Япония. 5. Азербайджан. 6. Польша. 7. Норвегия.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

№4 (с. 53).

— Прочитайте задание. Здесь «спрятались» названия столиц некоторых наших стран-соседей. Название каждой столицы обозначено заглавной буквой. Найдите эти названия и за­красьте карандашами разного цвета. (Астана, Киев, Минск, Баку, Тбилиси, Варшава, Пекин.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VI. Рефлексия

— Что нового вы узнали?

— Почему так важны уважительные, добрососедские отноше­ния между странами и народами?

— В чем они проявляются? Приведите примеры из современ­ной жизни.

VII. Подведение итогов урока

— В какой стране вам захотелось побывать? Почему?

Итак, Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 100-105, ответить на во­просы раздела «Проверь себя» на с. 104.

2. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 53).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о Х.К. Андерсене, А. Линдгрен, Т. Хейердале. (См. допол­нительный материал к уроку 62.)

Дополнительный материал

Япония

На востоке Азии, в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна ее называют Страной восходящего солнца, а на языке ее жителей это звучит как «Ниппон». Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны — золотая хризантема — тоже символ солнца.

Расположена Япония на 3900 островах и островках. Их берега омы­вают воды Тихого океана, Охотского, Японского и Восточно-Китайского морей. Четыре главных острова Японии самые крупные из всех — Хоккай­до, Хонсю, Сикоку, Кюсю. На самом большом острове Хонсю находится главный город Японии, ее столица Токио.

Острова Японии вытянуты с севера на юг. Поэтому на севере страны зимы очень холодные и снежные. И леса, покрывающие склоны гор на острове Хоккайдо, похожи на те, что растут у нас в Сибири. А на са­мом юге, на маленьких островках в архипелаге Рюкю, очень тепло и влажно. На основной же территории Японии лето обычно жаркое, а зима не слишком холодная. Центральная часть страны напоминает наше Черноморское побережье Кавказа в районе Сочи. Многие ра­стения — хурма, мандарины, азалии, бамбук — завезены туда именно из Японии.

На большей части всех островов высятся крутые горы. Самая высо­кая гора — потухший вулкан Фудзияма. Гора эта считается священной. Местные жители целыми семьями поднимаются к ее вершине, чтобы полюбоваться открывающимися с высоты прекрасными видами. Дейст­вующих вулканов здесь тоже немало. Ведут себя они неспокойно, поэтому к небольшим землетрясениям местные жители привыкли. Но примерно раз в сто лет случаются настоящие бедствия. Эти катастрофы разрушают все, и защиты от них пока нет.

Большая часть Японских островов покрыта пышными лесами и не­проходимыми крутыми горами. В Японии немало горячих целебных ис­точников.

В стародавние времена японские властители боялись вторжения ино­странных государств. Поэтому японцам запрещалось выезжать за грани­цы страны, въезд иностранцев был тоже ограничен. И только в 1853 г. четырем американским кораблям было разрешено причалить к япон­скому берегу. Начали налаживаться связи между Страной восходящего солнца и остальным миром. Японская империя долгое время развивалась в изоляции от остального человечества, прячась на краю света, за морем. Будучи предоставленным самому себе, народ Японских островов создал свою собственную, непохожую на другие культуру.

Население сегодняшней Японии составляет около 130 млн человек. Большая часть живет на узкой полоске равнин, что тянутся вдоль мор­ского побережья. Большая часть населения — почти четыре пятых — про­живает в городах. Японцы живут в современных городах с небоскребами из стекла и бетона высотой 40—60 этажей. Но в горных районах сохрани­лось немало традиционных японских жилищ из дерева, бамбука и бумаги. Японцы всегда стремились почувствовать себя частицей окружающей природы. Вот и дома они строили так, чтобы их можно было легко изме­нить, приспособить ко времени года. Обычная крестьянская хижина -одноэтажное деревянное строение, крытое тростником. Капли дождя или хлопья снега соскальзывают с крутого склона крыши. А карнизы над ве­рандой помогают сохранить вокруг дома тепло или прохладу. Внутреннее пространство дома очень простое. Здесь нет мебели, к которой привыкли мы. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, подстелив специальные матрасы. Прежде чем войти в помещение, где едят и спят, японцы обязательно снимают обувь. А для того чтобы ее очистить от грязи, у входа стоит корыто или кадка с водой.

Жители страны очень любят красоту нетронутой природы и стара­ются сохранить или создать что-то напоминающее ее даже среди высо­ченных небоскребов. Часто сады и маленькие садики устраивают прямо на крышах домов.

На наши сады они совсем непохожи. С помощью камней и деревьев создается подобие дикого уголка. Самые любимые деревья, — цветущая вишня (сакура) и вечнозеленая сосна. Особенно ценятся сосны с изогну­тыми стволами, причудливыми кронами, стелющимися чуть ли не по зем­ле ветвями. Нередко сад украшают небольшой прудик, мостик, каменные фонари. Удивительный сад есть в городе Киото. Здесь нет зелени, в этом саду вообще ничего не растет, повсюду только мелкий белый песок, время от времени его аккуратно выравнивают граблями. Этот сад так и назы­вается — «песчаный».

Токио — город молодой. Центр занимает императорский дворец. Простым жителям вход туда запрещен. А вот раскинувшиеся вокруг сады и парки открыты для всех. Это излюбленное место отдыха горожан.

Старое здесь часто соседствует с новым. В школах дети изучают ино­странные языки и естественные науки, которые пригодятся им в буду­щем. Но не забыто и древнее искусство письма. По окончании школы ученик должен уметь писать 2000 иероглифов.

В магазинах и ресторанах всегда есть привычные для нас продукты я хлеб, масло, сыр, колбаса. Но местные жители предпочитают питаться так же, как их далекие предки. Хлеб с маслом и мясо здесь не в ходу, основная еда - вареный рис, едят его с тушеными и солеными овощами, рыбой и морскими дарами, приправляют острым соевым соусом и запивают зеленым чаем. Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек разной величины и формы, не вилками, а палочками.

Большинство жителей носит европейскую одежду. Но во время праздников все сменяют свои джинсы и футболки на свободные накид­ки, подвязанные широким поясом. Подобный наряд называется кимоно, что означает «вещь для носки».

Япония - одна из самых развитых стран мира. Но древние традиции продолжают играть здесь важную роль. Попав в эту страну, мы сразу же становимся гайдзинами. Так здешние жители называют иностранцев. Соблюдения местных обычаев от нас, конечно, никто не ждет, но с неко­торыми давайте все же познакомимся. Обувь здесь снимают и оставляют в прихожей, пол этого помещения на 10-20 см ниже остальной части дома. Если мы пройдем в обуви по соломенным матам татами, которы­ми застланы комнаты, это очень обидит и огорчит хозяев. Неприятно ведь, что к тебе в гости пришел полный невежа. Если тебе захочется при встрече или на прощание пожать кому-нибудь руку, не торопись: руко­пожатия здесь не приняты, их заменяют поклоны. Надо прижать руки к бокам и немного согнуться в поясе. Запомнить все это нетрудно. Если будешь вести себя так, тебя сочтут вежливым. А вежливых людей здесь очень уважают.

Тема: На севере Европы

Цель:познакомить с северными европейскими государствами.

Планируемые результаты:учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование:распечатки таблицы; физическая и политиче­ская карты Европы; справочная литература; видеопроигрыватель, видеофильмы о северных европейских странах.

Ход урока

I. Организационный момент

Наши рекомендации