Рыночная организация хозяйства
- Сущность рынка
- Субъекты рынка.
- Объекты рынка.
- Экономический рыночный кругооборот
- Функции рынка
- Структура рынка
- Механизмы рынка
- Инфраструктура рынка
- Достоинства рынка
- Недостатки рынка
- Государство и рынок.
12. Спрос и его закон
13. Функция спроса
14. Факторы, влияющие на спрос
15. Предложение
16. Функция предложения
17. Факторы, влияющие на предложение
18. Взаимодействие спроса и предложения
19. Рыночное равновесие
20. Государственное регулироваание равновесной цены
21. Эластичность
22. Ценовая эластичность спроса
23. Ценовая эластичность предложения
24. Эластичность по доходу
25. Перекрестная эластичность.
Вопросы для обсуждения
1.Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.
2. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.
3. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?
4. Как, и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие?
5. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.
6. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования?
7. Как влияют на спрос и предложение различные сдвиги в экономической ситуации?
Пометьте крестиками в приведенной ниже таблице клетки, соответствующие наличию влияния. Клетки, где влияние отсутствует, оставьте пустыми. В первой строке таблицы в качестве примера нужные клетки уже помечены.
Сдвиг кривой D | Движение вдоль кривой D | Сдвиг кривой S | Движение вдоль кривой S | |
А) изменение цен | х | х | ||
В) изменение цен товаров-заменителей | ||||
С) внедрение новой технологии производства | ||||
Д) изменение моды | ||||
Е) изменение доходов потребителей | ||||
З) изменение цен на сырье | ||||
И) изменение цен дополняющих товаров | ||||
К) появление сильных инфляционных ожиданий |
Задача 1.Сложилась следующая ситуация на рынке видеокассет:
Цена (денежные единицы) | |||||
Величина спроса (млн. штук) | |||||
Величина предложения (млн.шт.) |
Начертите график спроса и предложения на рынке видеокассет. Какая ситуация на рынке возникнет при цене 10 денежных единиц (покажите), и каким будет объем продаж при этой цене. Рассчитайте эластичность спроса по цене на основе «теста на эластичность, возьмите крайние показатели.
Задача 2. Выполните предыдущее задание, изменив каждую величину цены в 1,5 раза, а каждую величину предложения на 30 млн. штук.
Задача З. Задана шкала спроса и шкала предложения на товар С:
Цена (денежные единицы) | |||||
Величина спроса (единицы) | |||||
Величина предложения (единицы) |
Постройте график рыночной ситуации, найдите точку равновесия. Какая ситуация возникнет на рынке, если цена установилась на 100 денежных единицах. Каким будет объем продаж по этой цене. Проверьте ситуацию по «тесту эластичности», возьмите крайние показатели величины спроса по цене.
Задача 4. Выполните условия предыдущей задачи, если величина спроса при каждом значении цены возросла в 2 раза, а величина предложения в каждом случае увеличилась на 40 единиц.
Задача 5. На рынке некоторого товара каждый покупатель имеет возможность купить его так: по цене 18 рублей - 4 человека, по цене 30 рублей - 4 человека, по цене 32 рубля - 5 человек, по цене 40 рублей - 2 человека. Составьте шкалу спроса, постройте график спроса на данный товар и проведите «тест на эластичность», используя крайние показатели шкалы спроса. Если равновесие достигаемо при цене в 38 рублей, то каким может быть объем продаж?
Задача 6. В результате опроса потребителей удалось выяснить, по какой цене они согласны купить телевизор «Электрон» (каждый назвал максимальную для себя цену): по 400 рублей - 10 человек, по 600 рублей - 5 человек, по 900 рублей – 3 человека, по 1100 рублей - 4 человека. Составьте шкалу спроса, постройте кривую спроса на телевизоры. Проведите «тест на эластичность» по крайним показателям шкалы спроса. Каким будет объем продаж, если цена равновесия на рынке телевизоров равна 800 рублям.
Задача 7. Постройте кривую спроса на учебники И. Липсица «Экономика без тайн», предварительно рассчитав шкалу спроса. Три магазина должны продавать данный учебник и могут сделать это в такой ситуации: 1 магазин - 300 экземпляров по цене 5 рублей, 2-ой магазин - 250 экземпляров по цене 6 рублей, а 3-й магазин -350 экземпляров по цене 7 рублей. Каким будет объем продаж при цене 6,5 рубля. Проведите «тест на эластичность» по крайним показателям величины спроса на шкале.
Задача 8. В мире есть 5 богатых коллекционера марок, охотящихся за уникальной маркой, которая есть у Франца в 3-х экземплярах. Спрос на эти марки он оценивает так: Жан и Джон готовы купить марку за 6 тыс. долларов, Иван и фриц - за 4 тысячи долларов, а скряга Артур только за 2 тысячи. Составьте шкалу спроса и постройте кривую спроса на марки. Проведите «тест на эластичность» по крайним показателям шкалы спроса на марки.
Задача 9.На рыбном рынке в окрестностях Талина, где утром можно купить свежую рыбу, два рыбака предлагают 4-х угрей по цене 6 крон за каждого. Ян предлагает сократить предложение и выбросить 1 угря в море. Питер советует сбросить цену, т.к. цена равновесия 6 крон, но объем продаж только 3 угря. Как нужно поступить рыбакам? Постройте график ситуации, помните о выручке.