Сущность и структура рыночного хозяйства. Основные субъекты рынка. Рыночная инфраструктура.

Рынок-это обмен организованный по законам товарного производства и обращения ,совокупность отношений товарного обмена. В современной экономической литературе параллельно исполь­зуются два понятия «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе. здесь нет особого противоречия, поскольку рынок - неотъ­емлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т. е. в данном случае одно предполагает другое. Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили фор­мирование товарного производства, а именно. При рассмотрении состава рынка как системы экономических, отношений логично выделить его объекты и субъектов (экономиче­ских агентов). Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качест-продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (пред-приятия, бизнес), государство (правительство) В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса: что производить; как производить; для кого производить.

В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса. В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений. Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов: закон стоимости; спроса и предложения; закон о денежном обращении. Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство. Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями. Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период. Структура рынкаэто внутреннее строение, расположение, порядок отдельныхэлементов рынка. Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определённая устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов. Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и привати­зации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов ин­теллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Всё это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов. Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные эле-г разнообразных критериев, образует систему рынков. Система предприятий и служб обеспечивающих движение товаров и услуг представляет собой рыночную инфраструктуру. Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:• как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка; Основными элементами инфраструктуры рынка в современ­ных условиях являются: биржи, аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; кредитная система, коммерческие банки, система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой ком­муникации; налоговая система; система страхования различных рис­ков и страховые компании; специальные рекламные агентства, ин­формационные центры и агентства средств массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государст­венные объединения (ассоциации) деловых кругов и т, д. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный харак­тер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями. К основным функциям инфраструктуры рынка относят: • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций; • повышение оперативности и эффективности работы рыноч­ных субъектов на основе специализации отдельных субъектов эконо­мики и видов деятельности; • организационное оформление рыночных отношений.



Наши рекомендации