Рыночная организация хозяйства

3.2.1. Натуральное и товарное хозяйство.

Истории известны два типа производства: натуральное и товарное. Они являются противоположными друг другу и различаются по следующим признакам:

а) по замкнутости или открытости хозяйства;

б) по степени развития общественного разделения труда;

в) по формам общественного продукта;

г) по видам экономических связей между производителями и потребителями благ и услуг.

Натуральное хозяйство – это хозяйство, удовлетворяющее свои потребности исключительно за счет собственного производства и его продукт не предназначен для реализации на рынке. Общество, опирающееся на натуральное производство, состоит из массы разобщенных и экономически изолированных друг от друга хозяйственных единиц(семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни.

Иногда подобная тенденция охватывает целые государства. Это происходит, когда проводят экономическую политику, известную под названием «автаркия». Под автаркией понимают создание замкнутого самодостаточного хозяйства в масштабах страны, что сопровождается сужением торгового обмена с другими государствами. Для натурального производства характерен, ручной универсальный труд, исключающий его разделение на отдельные операции: каждый человек выполняет все основные работы. Системе натурального хозяйства свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением: созданная продукция проходит звенья экономического воспроизводства («производство – распределение– потребление»)и, минуя обмен, идет в личное и производительное потребление.

В современных условиях натуральное хозяйство в значительной мере сохранилось в развивающихся странах, где оно сосуществует с товарным и капиталистическим производством.

Товарное производство – тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для продажи на рынке. Товарное хозяйство является открытой системой производственных отношений: работники создают продукты не для собственного потребления, а для продажи на рынке.

Производство товаров в таком хозяйстве основано на разделении труда, благодаря развитию которого происходит углубление специализации (обособления) работников на выпуске отдельных продуктов или деталей сложных изделий. Товарное хозяйство открывает широкий простор для действия всеобщего экономического закона разделения труда. В соответствии с действием этого закона экономика прогрессирует вследствие растущей качественной дифференциации трудовой деятельности и появлению новых более узких специальностей. Таким образом, возникают следующие уровни разделения труда: единичное (внутрифирменное), частное (внутриотраслевое), общее (межотраслевое), международное.

Товарному производству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потребление через рынок (по формуле «производство – распределение – обмен – потребление»). Именно через обмен устанавливаются экономические отношения «товаропроизводитель – товар – деньги – покупатель».

Условиями возникновения товарного производства являются общественное распределение труда и хозяйственное обособление людей при изготовлении товара. Хозяйственное обособление производителей тесно связано с формами собственности на средства производства.

3.2.2.Товар и его свойства.

Всякий продукт натурального производства имеет важное свойство – полезность, то есть способность удовлетворять какие-то конкретные потребности человека.

Товар, как и любой продукт труда, обладает полезностью, или потребительной стоимостью. Потребительная стоимость – это свойство товара удовлетворять какую-либо потребность. Возникает вопрос, всякая ли полезная вещь при товарном производстве является товаром? Для этого требуются определенные условия.

Во-первых, товаром признается только такой продукт, на который затрачен человеческий труд (вода, солнечная энергия, дикорастущие фрукты и т.д. – товарами не являются).

Во-вторых, товар – это полезная вещь, созданная для других людей, а не для собственного потребления. Это свойство товара называетсяобщественной полезностью.

В-третьих, товаром является общественно-полезный продукт, передаваемый на рынке путем эквивалентногообмена (т.е. равноценного) на другую вещь. Следовательно, товар – это продукт труда, произведенный для продажи.

Помимо потребительной стоимости у товара есть еще одно важное свойство – меновая стоимость. Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие товары в определенных соотношениях, которая описывается следующим уравнением:

xA=yB=zC,

где А, В, С – различные товары, а x, y, z –количественные пропорции обмена.

3.2.3.Сущность и функции рынка.

В настоящее время рынок понимают как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в товаре труда. Рынок – это всякий институт или механизм, который помогает встретиться покупателям и продавцам товаров и услуг, помогая им соизмерить ценности через механизм цен.

Рыночная система характеризуется господством частной собственности, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений. По масштабу и территориальному признаку различают местный (сельский, городской), региональный, национальный (внутренний) и мировой (внешний) рынки.

Рынок выполняет следующие функции: интеграционную, информационную, регулирующую, посредническую, ценообразующую, санирующую. Интеграционная функция состоит в том, что рынок соединяет сферу производства сферу потребления в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Информационная функция через меняющиеся цены, процентные ставки за кредит дает участникам производства необходимые сведения о количестве, ассортименте и качестве товаров, поставляемых на рынок и пользующихся спросом.

Рынок дает ответ на вопросы «что? как? для кого производить?» и является главным контролером конечных результатов производства – это его регулирующая функция.

Посредническая функция рынка проявляется в том, что обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей.

Смысл пятой, ценообразующей функции рынка заключается в том, что в процессе обмена на рынке оплачиваются только общественно-необходимые затраты труда, что заставляет производителей товаров снижать издержки производства и применять более современные технологии.

Санирующая функция рынка состоит в том, что с помощью конкуренции он очищает общественное производство от экономически неустойчивых и убыточных хозяйственных единиц.

Совокупность всех рынков называется системой рынков. Современная система рынков с точки зрения объектов рыночного обмена включает: 1) рынок потребительских продуктов, 2) рынок средств производства, 3) рынок услуг (различные виды сервиса: коммунальное, бытовое обслуживание, финансовые услуги, социальные, культурные и т.д.), 4) рынок труда, 5) рынок научных и опытно-конструкторских разработок, 6) рынок ссудных капиталов (купля и продажа временно свободных денежных средств для инвестирования их в производство), 7) рынок ценных бумаг (акций, облигаций), 8) рынок валют, 9) рынок информационных продуктов и 10) рынок духовных благ (реализация продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников, композиторов).

Экономическим субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы и государство (см. параграф 3.3).

По степени развитости хозяйственных свобод рынки подразделяют на три типа: свободный, нелегальный и регулируемый.

Исторически первым типом является свободный рынок. На таком рынке наибольшую свободу получают субъекты рынка (продавцы и покупатели): их экономический суверенитет проявляется в том, что только они решают, что продавать и по какой цене. Точно таким же суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого экономические отношения на классическом рынке строятся строго по горизонтали. Рынок такого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. У такого рынка есть ряд недостатков, поэтому его иногда называют «диким», «нецивилизованным».

Второй тип рынка – нелегальный (который иногда называют «черным» рынком) – близок по характеру поведения его субъектов к рынку первого типа. От свободного рынка он отличается тем, что включает теневую торговлю, которая ведется с нарушением правовых норм купли-продажи обычных товаров (отсутствие лицензий, неуплата налогов, нарушение авторских прав и т.д.). Оба эти рынка характеризуются стихийностью, непредсказуемостью и неуравновешенностью.

Рынок третьего типа – это рынок регулируемый. Основными причинами перехода в ХХ в. к регулируемому рынку являются следующие: во-первых, при высокой степени концентрации и специализации производства и расширении масштабов экономической деятельности фирмы стремятся сократить свой риск, поэтому стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта и охотно принимают заказы государства. Во-вторых, усложнение рыночных связей и возрастание различных посредников привело к превращению рынка в социальный институт, который необходимо регулировать.

В современной экономике появилось понятие инфраструктуры рынка. Термин инфраструктура (лат. infra – под, structura –строение) означает всю систему обслуживания производства и населения, совокупность организационно-экономических, социальных и юридических условий (включая здания, системы и службы), необходимые для функционирования экономики в целом. Выделяют производственную инфраструктуру (транспорт, связь, оптовая торговля), социальную (транспорт для населения, здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.д.) и инфраструктуру рынка (биржи, аукционы, аудиторские компании, кредитная, эмиссионная системы и др.).

Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их функционирования не имеет материального воплощения, так как проявляется в форме процесса перемещения, хранения и передачи информации.

Наши рекомендации