Сущность монополии и ее оценка ее эффективности
Введение
Чистая монополия и совершенная конкуренция это два крайних случая рыночной структуры которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существ. продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров(борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка).
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.
Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.
Понимание теории монополистической конкуренции и олигополии особенно актуально в отечественной экономике, так как получив «в наследство» от СССР крайне монополизированный рынок все экономические процессы априори протекают в условиях несовершенной конкуренции и демонополизировать рынок можно только зная её закономерности.
Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы на сегодняшний день.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть поведение предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие монополии;
- изучить сущность монополистической конкуренции;
- рассмотреть поведение фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде,
- рассмотреть модели равновесия фирмы при монополистической конкуренции.
Цель и курсовой работы определили ее структуру.
Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.
Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал и данные периодической печати.
Сущность монополии и ее оценка ее эффективности
1.1. Определение монополии. Источники монопольной власти
Самым крайним случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Например, до начала 80-х годов компания «Объединенные прииски Де Бирс» фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире.
В большинстве крупных городов услуги местной телефонной связи и снабжение электричеством также обеспечиваются монополиями, но цены, устанавливаемые этими продавцами, регулируются государственными организациями.
В реальной жизни монополия — это всегда вопрос меры (власти над рынком). Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы является убывающей, компания «Де Бирс» знает, что, рем больше алмазов она произведет, тем ниже будет цена, которую она получит за каждый экземпляр. Таким образом, сокращая продаваемое ею количество алмазов, она может повышать рыночную цену, «Де Бирс» обладает монопольной властью.
Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может подвышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.
Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами и, скажем, алмазной монополией «Де Бирс» заключается в мере их власти над рынком; «Де Бирс» обладает большим контролем над ценой своей продукции.
1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.
2. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.
3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии.
Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-субститутов. В этой главе мы еще вернемся к тенденции монополистов оттеснить конкурентов, но прежде проанализируем формальную модель рыночной структуры [14 c. 192].
В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей. Так, если рыночная цена пшеницы поднимается выше величины долгосрочных средних издержек ее производства, то фермеры переключаются с других зерновых культур на пшеницу. Этот процесс направлен на устранение различий в размерах экономической прибыли в совершенно конкурентных отраслях. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьерывхождения, которые делают невозможным проникновение па рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.
Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).
Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:
где IL - лернеровский индекс монопольной власти;
Рm - монопольная цена;
МС - предельные издержки;
Е - эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:
Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе - совокупный (валовой) доход:
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
1.2. Монополия и эффективность. Определение величины прибыльности
Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Графически это представлено на рисунке 1. Сравнение предельного дохода и предельных издержек показывает, что максимизирующий прибыль объем производства составляет 5 единиц или количество Qm. Единственная цена, при которой Qm может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска и затем под прямым углом от точки, в которой он достигает кривой спроса, до вертикальной оси. Найденная цена есть Рm. Чтобы назначить цену выше, чем Рm монополист должен сдвинуться вверх по кривой спроса; это означает, что продажи опустятся ниже максимизирующего прибыль уровня Qm. Если монополист назначит цену меньше, чем Pm это вызовет рост объема продаж сверх максимизирующего прибыль уровня [17 c. 193].
На рисунке 1 прибыль на единицу продукции показана отрезком АРm, а совокупные экономические прибыли - белым прямоугольником. Последние вычисляются умножением прибыли на единицу продукции на максимизирующий прибыль объем производства.
Та же максимизирующая прибыль комбинация выпуска и цены может быть определена путем сравнения валового дохода и валовых издержек, имеющих место при каждом возможном уровне производства.
Аналогично построение графика зависимости валового дохода и валовых издержек от выпуска также покажет, что максимальная прибыль достигается при 5 единицах выпуска.
Рис.1. Максимизирующее прибыль положение фирмы в условиях чистой монополии
Производственная эффективность достигается потому, что свободное вступление и массовый выход фирм заставили бы фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства были бы минимальными. Цена продукта была бы на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. Для пояснения: на рисунке 6 конкурирующая фирма продала бы Qc единиц продукции по цене в QcPc. Эффективность распределения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходило бы до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для общества) была бы равна предельным издержкам (мере альтернативной продукции, от которой отказалось общество, производя любой данный товар).
Рисунок 1 показывает, что при тех же самых издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного меньше желательных результатов. Как мы уже обнаружили, чистый монополист будет максимизировать прибыли, производя объем продукции в Qm и назначая цену в Рm. Можно легко увидеть, что монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену. чем сделал бы конкурирующий производитель. Выпуск Qm, не доходит до точки Qc, в которой минимизируются средние валовые издержки.
При единицах продукции ее цена значительно больше, чем предельные издержки. Это означает, что общество оценивает дополнительные единицы этого монополизированного продукта более высоко, чем оно оценивает альтернативную продукцию, которую иначе могли бы произвести ресурсы. Другими словами, максимизирующий прибыль объем производства монополиста имеет своим результатом недораспределение ресурсов; монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, чем является оправданным, с точки зрения общества.
Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора - понижающий и повышающий.
Рис. 2. Определение Х-неэффективности
Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны, действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х.Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность (рис.2).
Согласно X. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность (рис. 2). В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае — до минимума АТС (на рис. 1 она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Q возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qc до Qm, a Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.
Что может быть предложено теперь в качестве суммирующего обобщения по экономической эффективности чистой монополии? Буквально следующее: в статической экономике, где эффект от масштабов производства равно доступен чисто конкурентным и монополистическим фирмам, чистая конкуренция будет лучше чистой монополии тем, что чистая конкуренция заставляет использовать наилучшую из известных технологию и распределяет ресурсы в соответствии с потребностями общества. Однако когда эффект от масштабов производства, доступный монополисту, недостижим для небольших конкурирующих производителей или в динамической ситуации, в которой изменения в уровне технического прогресса должны быть учтены, неэффективность чистой монополии менее очевидна.
Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стал вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным - с 25%-и скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой-нибудь сметливый второкурсник вскоре начнет покупать эти книги для их последующей перепродажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажи книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.
Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены, установленные для разных покупателей, отражают не различия в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию [13 c. 161].
Так, театр, устанавливающий цену на билет в 5 долларов для взрослых и 3 доллара для детей, осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на бензоколонке, где цена одного галлона бензина на 4 цента ниже, если клиент платит наличными, а не с помощью кредитной карточки. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.
Для того, чтобы фирма-монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям. Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен - более низкая.
Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это — не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации. Электростанция, назначающая разные цены для населения и для промышленных предприятии, представляет собой монополию, осуществляющую ценовую дискриминацию. Авиационная компания, берущая с туристов и бизнесменов различную плату за билеты, делает то же самое. Наконец, ресторан, обслуживающий отдельных клиентов по ценам со скидкой, поступает аналогично.
Условия для ценовой дискриминации присутствуют, разумеется, далеко не на всех рынках, но они, между тем, не столь уж и редки. Довольно типичным примером является система платного высшего образования в США, где действует общая система платы за обучение и целая группа разного рода скидок и стипендий для тех, кто не может позволить себе вносить обычную плату. Система учитывает доход семьи абитуриентов и целый ряд прочих относящихся к делу факторов.
На рис. 3 представлена простая модель ценовой дискриминации, осуществляемой фирмой-монополистом. Фирма продает свою продукцию на двух разных рынках. Это могут быть две разные местности, две возрастные группы, обычные потребители и клиенты-коммерсанты и т.д.
У обоих графиков одна общая вертикальная ось, на которой нанесена долларовая цена за единицу продукции. Объем продаж на первом рынке отражается на горизонтальной оси как обычно, слева направо. Продажи на втором рынке отражаются справа налево.
Кривые спроса на обоих рынках обозначены D1 и D2 кривые предельного дохода - соотвественно MR1 и MR2.
Рис. 3. Элементарная модель ценовой дискриминации
Для простоты сделано предположение, что предельные издержки фирмы-монополиста постоянны. Поэтому кривая предельных издержек представляет собой горизонтальную прямую, пересекающую графики обоих рынков. На каждом из рынков монополист добивается прибыли, устанавливая предельные издержки на уровне, равном предельному доходу. В соответствии с этим правилом ежедневная продажа на первом рынке составит 500 единиц продукции, на втором — 373 единиц. Цена, назначаемая на каждом из рынков, задается высотой соответствующей кривой спроса в точке, где выпуск продукции обеспечивает максимум прибыли. На первом рынке, где спрос более эластичен в окрестности равновесного уровня выпуска, ценой, обеспечивающей получение максимума прибыли, будет цена в 1,5 доллара за единицу. На втором рынке, где кривая спроса указывает на значительно меньшую эластичность в окрестности точки равновесия, цена, обеспечивающая получение максимума прибыли, будет выше. Она составляет 2,5 доллара за единицу. Представленная на рис. 6 модель - лишь одна из возможных моделей дискриминации.
В ситуации равновесия фирма-монополист, максимизируя прибыль и проводя стратегию ценовой дискриминации, устанавливает более высокую цену в тех условиях, когда спрос на ее продукцию менее эластичен.
Ценовую дискриминацию часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в самолете, заплатил за билет меньше, чем они.
Закон, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных.
Наиболее известен из них закон Робинсона-Патмэна.
На призере университетских студенческих стипендий можно тем не менее убедиться, что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред, но и пользу. Так, многие студенты из числа тех, кто не может платить за обучение, все-таки, посещают колледж. Ценовая дискриминация позволяет студентам покупать билет на самолет, если эти билеты не были приобретены бизнесменами, не желающими ехать по делам в субботу или воскресенье.
Все эти примеры показывают, что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны, что нередко, и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.