Выездная налоговая проверка: сущность и оценка эффективности проведения

Гришина И.,

студентка факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Мишакова Н.А.

Ключевые слова: выездная налоговая проверка, налоговый контроль, организация выездной налоговой проверки, концепция планирования, эффективность.

Одним из главных инструментов государственного регулирования является налоговый контроль. Он представляет собой целостность форм и методов государственного регулирования, гарантирующих экономическую безопасность России и соблюдение фискальных интересов страны. Налоговый контроль осуществляется, прежде всего, в целях проведения эффективной финансовой политики государства. [5, c. 61]

Особое место среди основных форм налогового контроля занимают налоговые проверки. Налоговая проверка - это совокупность контрольных действий налогового органа по документальной, а также фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налоговых платежей налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Выездная налоговая проверка представляет собой один из эффективных видов налоговых проверок, поскольку она выявляет наибольшее количество нарушений налогового законодательства и доначисляет в бюджет существенные суммы налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации, как основной закон в области налогообложения, не дает законодательного определения выездной налоговой проверки. Однако под выездной налоговой проверкой принято понимать, что - это проверка, проводимая по решению руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, в процессе которой данные, указанные налогоплательщиками в налоговых декларациях, рассматриваются посредствам анализа бухгалтерской документации организации, а также иной информации о деятельности организации, имеющейся у налоговых органов. [1, c.191 ]

Данная форма налогового контроля подразумевает проверку правильности уплаты налогов и сборов, проводимую непосредственно по месту осуществления основного вида деятельности налогоплательщика.

Процедура проведения выездной налоговой проверки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и юридических лиц, имеет некоторые различия. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика, но в случае с физическим лицом без согласия налогоплательщика и всех проживающих в жилых помещениях проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. Исключением являются индивидуальные предприниматели. В случае, если налогоплательщик препятствует проведению проверки, налоговые органы имеют право определить сумму налога расчетным путем на основании имеющихся о налогоплательщике данных.

Выездная налоговая проверка имеет еще ряд особенностей:

· проверка проводится по одному или нескольким налогам за конкретный период времени;

· срок проверки составляет 2 месяца, может продлеваться (дo 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев) и приостанавливаться;

· период проверки не может превышать трех лет, предшествующих году в котором вынесено решение о проведении проверки;

· в хoде проверки у налогоплательщика могут быть истребованы документы и сведения. [2]

В организации налоговых проверок основной упор сделан на систематический анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, что влечет за собой переход к проверкам, основанных на критериях риска. Это предусматривает отбор объектов для выездных налоговых проверок в соответствии с концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Сущность концепции в том, что планирование выездных налоговых проверок представляет собой открытый процесс для наилучшего понимания законодательства о налогах и сборах самими налогоплательщиками. Ранее считалось, что планирование выездных налоговых проверок является исключительно внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Данная концепция руководствуется следующими целями:

1) сформировать единую систему выездных налоговых проверок;

2) обеспечить увеличение доходов государства за счет добросовестных налогоплательщиков;

3) повысить налоговую компетентность налогоплательщиков;

4) информировать налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок. [6]

Таким образом, основной целью выездной налоговой проверки считается выполнение налоговыми органами фискальной функции. Кроме того, не прекращает быть значимым оценка эффективности выездных налоговых проверок.

Для того, что бы наглядно продемонстрировать показатели оценки эффективности выездных налоговых проверок, рассмотрим таблицы. [3]

Таблица 1. Анализ результативности выездных налоговых проверок, проводимых ИФНС по Рязанской области за 2014-2015 годы

Год Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой из них: выявившие нарушения  
 
Кол-во, единиц Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени),тыс.руб. Кол-во, единиц  
 
 
         

Выездные налоговые проверки в отношении физических лиц в виду специфики данного субъекта проводятся реже, чем в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой. За исключением некоторых положений, на налогоплательщиков - физических лиц распространяются нормы ст.88 и ст.89 НК РФ. Данные результатов проверки приведены в Таблице 2.

Таблица 2. Анализ результативности выездных налоговых проверок физических лиц, проводимых ИФНС по Рязанской области за 2014-2015 годы

Год Выездные проверки физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) из них: выявившие нарушения  
 
Кол-во, единиц Дополнительно начислено платежей, тыс. руб. Кол-во, единиц  
 
 

Эффективность выездных налоговых проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, в 2015 году увеличилась по сравнению с 2014 годом (из 262 проверок 262 выявленных нарушений). По выездным налоговым проверкам физических лиц заметно снижение результативности (из 30 проверок 27 выявленных нарушений). Несмотря на это, данные таблицы говорят об эффективном отборе налогоплательщиков для этого вида налоговых проверок и тщательном сборе налоговыми органами доказательной базы по нарушениям.

Подводя итоги, можно отметить, что налоговая система Российской Федерации нуждается в некоторых доработках. Эффективность выездных налоговых проверок имеет прямую зависимость от налогового законодательства и условий, в которых осуществляется эта проверка. Прежде всего, нужен мониторинг и развернутый анализ налогового законодательства по вопросам организации эффективных налоговых проверок. Необходимо усилить ответственность налогоплательщиков за несвоевременное предоставление требуемых документов и информации налоговым органам. Также все более определяющим обстоятельством эффективности налогового контроля становится обеспечение комфортных условий для проведения выездных налоговых проверок. Явным считается и то обстоятельство, что для проведения качественного налогового контроля необходимо постоянное усовершенствование технической базы, мероприятия по улучшению эффективности информационной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорофеева Н.А. Налоговое администрирование [Текст] : учебник / Н. А. Дорофеева, А. В. Брилон, Н. В. Брилон. - Москва : Дашков и К, 2013. - 296 с. - Рек. уполномоченным учреждением Мин. образования и науки РФ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)/ редакция подготовлена с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ

3. Официальный сайт ФНС РФ [Электронный ресурс], 2005 - 2016.- Режим доступа: http://www.nalog.ru/

4. Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Пайзулаев, И.Р. Организация и методика проведения налоговых проверок [Электронный ресурс] / И. Р. Пайзулаев. - М.: Юнити-Дана , 2015 - 166 с. - 978-5-238-02699-2.

6. Приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок (в ред. Приказов ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)

Наши рекомендации