Основные виды рыночных структур. Условия рынка совершенной конкуренции

Под типом рыночной структуры понимается совокупность условий, в которых протекает рыночная конкуренция.
Выделяют 4 основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Для диагностики типа рыночной структуры обычно анализируются четыре фактора, определяющие степень конкуренции на рынке:
- число и размер фирм на рынке;
- характеристика товара (и в первую очередь степень его однородности у различных фирм);
- наличие барьеров на входе в отрасль и выходе из нее;
- степень доступности рыночной информации, необходимой для нормального функционирования фирмы.

В таблице представлены характеристики основных типов рыночных структур, изучаемых в микроэкономике. При этом для диагностики типа рыночной структуры использованы основные факторы, определяющие ее тип.

Условия функционирования рынка совершенной конкуренции приводят к тому, что при заданных предпочтениях потребителей и технологии производства для всех покупателей и продавцов устанавливается единая цена, которая в долгосрочном периоде равна минимальным средним издержкам. При измене-нии спроса или предложения цена в краткосрочном периоде становится выше или ниже минимальных средних издержек, стимулируя, соответственно, рас-ширение или сокращение выпуска за счет межотраслевого перераспределения факторов производства. Из условий функционирования рынка совершенной конкуренции следует также, что в долгосрочном периоде у всех фирм, рабо-тающих в отрасли, средние экономические издержки оказываются одинаковы-ми.
Существуют разные виды монополий, которые можно свести к трем ос-новным: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удов-летворяется одной фирмой. В ее основе — особенности технологий производ-ства и обслуживания потребителей. У естественного монополиста минималь-ный эффективный объем выпуска (MES) соответствует или даже превосходи суммарный рыночный спрос на продукцию отрасли. Здесь конкуренция невоз-можна или нежелательна, так как будет приводить к росту средних издержек и, соответственно, провоцировать повышение цен на производимую продукцию. Примером естественных монополий могут служить энергосети («Белэнерго»), железная дорога («БелЖД»), водопроводные сети («Минскводоканал») и т.д. Как правило, естественные монополисты лишаются государством свободы в ценообразовании, что является своеобразной платой за отсутствие конкурен-ции. В таком случае цены и тарифы на продукцию и услуги естественных мо-нополистов устанавливает само государство.
Административная монополия возникает вследствие действий государ-ственных органов. С одной стороны, это может быть предоставление отдель-ным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода дея-тельности. С другой стороны, это могут быть организационные структуры для государственных предприятий, когда они в рамках одной отрасли объединяют-ся и подчиняются главкам, министерствам, ассоциациям. В таком случае госу-дарственные предприятия выступают на рынке как один хозяйственный субъ-ект и между ними не существует конкуренции.
Экономическая монополия является наиболее распространенной в ры-ночных условиях. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рын-ке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предпри-ятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала, его инновационной направленности. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем, а иногда и при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доми-нировать на рынке.

Наши рекомендации