Тема 9. Типы рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции

Рыночная структура. Типы рыночных структур, их характеристика.

Рынок совершенной конкуренции, его характеристика.

Совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде. Общие, средние и предельные доходы. Сопоставление дохода и издержек по валовым и предельным параметрам. Случаи максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытия фирмы. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы. Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.

Совершенно конкурентная фирма и отрасль в долгосрочном периоде.

Рынок совершенной конкуренции и эффективность.

Тестовые задания

1. Для фирмы в модели совершенной конкуренции характерно следующее соотношение цен (Р) и предельного дохода (МR):

1. MR=Р;

2. MR>Р;

3. MR<Р;

4. все ответы верны.

2. На рынке совершенной конкуренции продукция:

1. уникальная;

2. однородная;

3. дифференцированная;

4. разнородная.

3. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

1. в отрасли действует большое число производителей, выпускающих неоднородную продукцию;

2. отсутствуют входные барьеры на рынок;

3. имеется только один покупатель данной продукции;

4. информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена.

4. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

1. выпускаются дифференцированные товары;

2. оперирует множество покупателей и продавцов;

3. рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов;

4. каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт.

5. Из нижеперечисленного не является условием совершенной конкуренции:

1. свобода входа на рынок;

2. свобода выхода с рынка;

3. диверсификация производства;

4. большое число продавцов и покупателей.

6. Что из нижеприведенного является признаком только совершенной конкуренции:

1. фирма не обладает рыночной властью;

2. фирма максимизирует прибыль;

3. фирма получает прибыль в долгосрочном периоде;

4. фирма является на рынке ценодателем.

7. Свобода входа и выхода из рынка характерна только для:

1. монополии;

2. монополистической конкуренции;

3. совершенной конкуренции;

4. верны ответы 2 и 3.

8. Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для:

1. рынка легковых автомобилей;

2. рынка помидоров;

3. рынка холодильников;

4. рынка карандашей.

9. Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции совпадает с:

1. кривыми предельной и средней выручки;

2. кривой общей выручки;

3. кривой общих издержек;

4. кривой предельных издержек.

10. Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной отрасли обеспечивается при:

1. P = MR < MC;

2. P > MC = LRAC;

3. P = LRAC = MC;

4. P = MR = MC.

11. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:

1. фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;

2. кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек а точке, соответствующей минимальному значению АТС;

3. кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон;

4. кривые средних и предельных издержек имеют U-образную форму;

5. кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия.

12. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

1. значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;

2. имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;

3. все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;

4. имеет место свободный вход и выход на этот рынок;

5. все предыдущее верно.

13. Что не относится к условиям существования чистой (совершенной) конкуренции:

1. доля каждой фирмы в общем объеме рыночного производства мала;

2. существует множество фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию;

3. вхождение новых фирм на рынок затруднено;

4. нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, ценах и пр.

14. Что из нижеперечисленного является прямой противоположностью совершенной конкуренции:

1. монополистическая конкуренция;

2. олигополия;

3. монополия;

4. дуополия.

15. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой (совершенной) конкуренции является:

1. абсолютно эластичным;

2. неэластичным;

3. абсолютно неэластичным;

4. единично эластичности.

16. В условиях совершенной конкуренции контроль над ценой:

1. жесткий;

2. значительный;

3. отсутствует;

4. осуществляется государством.

17. Условия вступления в отрасль при совершенной конкуренции:

1. очень легкие, препятствия отсутствуют;

2. существуют значительные препятствия;

3. существуют непреодолимые барьеры;

4. легкие, но не беспрепятственные.

18. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, которое:

1. соответствует точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения;

2. выше точки пересечения кривых рыночного спроса и предложения;

3. ниже точки пересечения кривых рыночного спроса и предложения;

4. верный ответ не введен.

19. Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции наступает, когда:

1. цена и предельный доход равны минимальным средним издержкам;

2. цена и предельный доход меньше минимальных средних издержек;

3. цена и предельный доход больше минимальных средних издержек;

4. цена и предельный доход равны общим издержкам фирмы.

20. Что из нижеперечисленного не является признаком совершенной конкуренции:

1. стандартизированный продукт;

2. отсутствие препятствий вступления в отрасль;

3. большое число фирм на рынке;

4. верный ответ не введен.

Тема 10. Рынок монополии.

Признаки чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль. Естественные монополии. Монопольный спрос.

Максимизация прибыли монополиста в краткосрочном периоде. Предложение монополиста. Монополия в долгосрочном периоде.

Монопольная власть. Показатели монопольной власти: индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера. Монопольная цена, предельный доход и эластичность спроса по цене. Антимонопольная политика.

Ценовая дискриминация, ее экономический смысл и основные виды.

Регулируемая монополия.

Экономические последствия монополии.

Тестовые задания

1. Разновидностью монополии является:

1. дисконт;

2. конкуренция;

3. картель;

4. кооперация.

2. Присутствие только одной фирмы с характерным товаром на рынке говорит о наличии:

1. олигополии;

2. монополии;

3. совершенной конкуренции;

4. монополистической конкуренции.

3. Какой признак характерен для монополии?

1. множество фирм;

2. барьеры на входе (выходе);

3. дифференциация продукта;

4. несколько фирм.

4. У монополии предельный доход (MR) и цена продукции (Р) соотносится как:

1. MR=Р;

2. MR>Р;

3. MR<Р;

4. все ответы неверны.

5. Что из нижеперечисленного не является разновидностью монополии:

1. трест;

2. концерн;

3. дисконт;

4. картель.

6. Характерной чертой монополии в отличие от конкурентной фирмы является:

1. стремление снижать объем производимой продукции и повышать на нее цену;

2. стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей в данном виде продукции;

3. стремление максимизировать прибыль;

4. стремление увеличивать количество производимой продукции и снижать цену на нее.

7. Когда монополист максимизирует прибыль, он должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

1. предельные издержки равны общим издержкам;

2. предельный доход равен предельным издержкам;

3. предельный доход равен общему доходу;

4. предельный доход равен предельным издержкам.

8. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

1. средние издержки равны цене продукта;

2. предельный доход равен общим издержкам;

3. предельные издержки равны общим издержкам;

4. предельный доход равен предельным издержкам.

9. Монополия – это рыночная структура, где:

1. имеется только одна крупная фирма – производитель;

2. имеется только один покупатель выпускаемой продукции;

3. существует небольшое число конкурирующих фирм;

4. отсутствует контроль над ценами.

10. Продажа монополией одинаковой продукции разным покупателям по разным ценам – это:

1. ценовая дискриминация;

2. неценовая дискриминация;

3. научно-техническое соперничество;

4. верный ответ не введен.

11. Какой из перечисленных продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей:

1. нефть;

2. сахар;

3. пшеница;

4. кофе.

12. Монополия:

1. повышает экономическую эффективность;

2. снижает экономическую эффективность;

3. не влияет на экономическую эффективность;

4. повышает экономическую эффективность в незначительной степени.

13. На степень монопольной власти влияют:

1. количество фирм на рынке;

2. концентрация;

3. конкурентная стратегия;

4. все предыдущее верно.

14. Как влияет эластичность рыночного спроса на монопольную власть на рынке:

1. чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть;

2. чем ниже эластичность, тем меньше монопольная власть;

3. чем выше эластичность, тем больше монопольная власть;

4. влияния нет.

15. В отличие от конкурентной формы, монополист:

1. может назначать любую цену за свой продукт;

2. максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

3. может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

4. при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

5. сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

16. В отличие от конкурентной формы, простая монополия стремится:

1. производить продукции меньше, а цену устанавливать выше;

2. максимизировать прибыль;

3. устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса;

4. выбрать такой объем выпуска, при котором MR = P;

5. производить продукции больше, а цену устанавливать выше.

17. Показатель монопольной власти (L) рассчитывается по формуле:

1. (Р – МС) / Р;

2. (Р + МС)/ Р;

3. Р / (Р – МС);

4. Р / (Р + МС).

18. Индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается для оценки:

1. качества выпускаемой продукции;

2. спроса на продукцию монополий;

3. численности и масштаба продавцов;

4. все предыдущее верно.

19. Совершенная ценовая дискриминация имеет место, когда:

1. каждая единица продукции продается по цене рыночного спроса;

2. каждая единица продукции продается выше цены рыночного спроса;

3. каждая единица продукции продается ниже цены рыночного спроса;

4. верный ответ не введен.

20. Что из нижеперечисленного относится к условиям существования монополии:

1. доля каждой фирмы в общем объеме рыночного производства мала;

2. существует множество фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию;

3. вхождение новых фирм на рынок затруднено;

4. нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, ценах и пр.

Наши рекомендации