Корпоративное управление в Российской Федерации
В настоящее время российские корпоративные структуры по террито-риальному признаку можно разделить на следующие группы:
– региональные корпоративные структуры;
– межрегиональные корпоративные структуры;
– транснациональные, или международные, корпоративные структу-ры.
Что касается характера специализации корпоративных образований в России, то здесь очевидно преобладание вертикально интегрированных компа-ний, включающих как поставщиков сырья, материалов, комплектующих изде-лий, так и торговые, транспортные, финансовые фирмы, что уменьшает риск срыва поставок, нарушения контрактов, завышения цен, но одновременно не позволяет в полной мере выбирать на конкурсной основе лучшего партнера (поставщика, транспортировщика и т.п.). Однако в странах с развитым кон-трактным законодательством, независимой судебной системой и деловой эти-кой, слияния и поглощения идут в основном по горизонтали.
Транснационализация российского корпоративного сектора находит-ся в самом начале. Экономическое, политическое, юридическое, фискаль-ное, осмысление этого процесса намного отстает от практических проблем, вы-двигаемых выходом отечественных транснациональных корпораций на зарубежные рынки. Кроме того, отстает наработка законодательной и нало-говой баз для транснациональных корпораций, отсутствует стратегиче-ское прогнозирование этих процессов. Несмотря на определенную позитивную динамику формирования и развития корпораций в России остается ряд нерешенных проблем:
– разрыв между формальными корпоративными образованиями (ко-дифицировано закрепленные организационно-правовые формы хозяйствен-ных обществ – ОАО, ЗАО, ООО, реже ОДО) и реальными, неформальными (холдинги, группы, концерны, консорциумы и пр.);
– наиболее популярная организационно-правовая форма российских корпоративных образований – открытое акционерное общество (ОАО) холдин-гового типа (часто дочерние и зависимые предприятия де-юре являются откры-
тыми, а де-факто закрытыми акционерными обществами), для корпоративных образований с участием иностранного капитала – ЗАО;
– преобладание сырьевой направленности деятельности (основным элементом системы корпоративных отношений являются природные ресурсы);
– традиционная склонность к формированию крупных корпоративных образований, ядро которых представлено совокупностью предприятий, распо-ложенных на разных стадиях одного производственного цикла;
– в состав корпоративного образования постепенно включаются вспо-могательные и обслуживающие производства, обеспечивающие развитие от-раслей специализации;
– управление производством и денежными потоками осуществляется одной, более влиятельной материнской компанией;
– высокая концентрация собственности в руках ограниченного числа стейкхолдеров сопровождается сильной распыленностью оставшейся ее части;
– акценты в управлении корпоративными образованиями смещаются от производственного контроля к финансовому управлению;
– трудности уравновешивания интересов в условиях традиционной шестиполюсной конфигурации системы корпоративной организации в Рос-сии (руководитель, администрация, работники как физические и юридические лица, трудовой коллектив, акционеры как физические и юридические лица, со-брание акционеров) снижают эффективность традиционных методов корпора-тивного управления;
– в руководстве корпоративными образованиями наблюдаются чрез-мерные полномочия высшего руководства при непропорционально низ-кой ответственности и пренебрежении интересами акционеров.[13,c.101]
Сейчас особенно важно найти верный подход во взаимоотношениях российского государства со “своими” и “чужими” ТНК. Основной упор должен быть сделан на отечественные финансово-промышленные группы. У нас дол-жен привиться прагматичный подход к отечественным промышленным груп-пам. Хороши они или плохи, но это и есть современная российская индустрия,
и только взлелеяв их, мы сможем пробиться в клуб передовых стран. Россия, по примеру передовых стран, обязана войти в тесный стратегический альянс с оте-чественными финансовыми группами.
Нужно ясно осознать, что именно сейчас, на рубеже веков, формиру-ется облик нового мира, в котором придется жить нашим потомкам. Нам необ-ходимо во что бы то ни стало принять действенное участие в формировании новых институтов, правил экономической жизни и международных организа-ций. Но для этого мы должны быть экономически сильны, поскольку сильные считаются только с силой. И только тогда, когда торговые марки наших ТНК уверенно зашагают по миру, Россия реально, не на словах, а на деле вернет себе статус великой державы.
Заключение
Корпорация – это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность.
Деятельность корпораций может осуществляться в различных сферах общественной жизни. Конечно, пристальное внимание привлекает к себе сфера производства, сфера, где создаются материальные блага. Именно производственные корпорации задают тон и определяют возможности предприятий, работающих в других сферах: торговли, обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, быта и т. п. Однако авангардом здесь все же являются финансовые корпорации, обеспечивающие «питанием» развитие всех остальных.
К основным видам корпоративных объединений относятся: союзы, концерны, финансово-промышленные группы, консорциумы, тресты, холдинги и т.д.
Основными участниками системы корпоративного управления являются собственники ( акционеры) корпорации и ее управленческий состав( менеджеры). Участники корпоративных отношений по-разному взаимодействуют между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании. Система корпоративного управления формулирует и согласовывает интересы акционеров, оформляет их в виде стратегических целей компании и контролирует процесс достижения этих целей корпоративным менеджментом.
На современном этапе развития корпоративное управление имеет определенные тенденции, к которым можно отнести: слияние корпораций; передача корпорацией, на определённых видов деятельности на обслуживание другой компании; высокий уровень специализации, уменьшение размеров корпораций и т.д.
По завершению исследовательской работы были установлены главные задачи по решению вышеописанных проблем среди российских корпораций.
Таким образом, цели работы были достигнуты, поставленные задачи полностью решены.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 08 августа 2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2009)(принят ГД ФС РФ 13.07.2001) О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2009) (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
2. Федеральный закон "Об акционерных обществах" с изменениями и дополнениями на 2009 г.- М.: Эксмо, 2009. - 144 с.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30.11.1994 N 51-Ф (действующая редакция от 01.10.2013)