Тема 14. Государственное управление обороной Российской Федерации. Правовое регулирование защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

В результате изучения темы 14 студент должен:

знатьосновные положения, современное правовое обеспечение по вопросам обороны РФ; механизм и способы обеспечения законности при реализации норм военного законодательства; методы административно-правового регулирования таможенного дела и таможенной службы; административно-правовой статус спецслужб РФ; механизм и способы обеспечения законности при реализации норм военного и таможенного законодательства; о внешней деятельности российского государства, системе загранорганов, способствующих ее осуществлению, их роли и нормативно-правовых актах, являющихся основой такой деятельности;

уметь применять полученные знания в практической деятельности юриста по оказанию квалифицированной помощи гражданам в защите их прав и законных интересов при обращении по вопросам воинской службы и реализации конституционной обязанности по защите РФ; в отношениях с органами государственной исполнительной власти;

Иметь навыки

- самостоятельного изучения административного законодательства в области обороны, защиты и охраны Государственной границы РФ;

- само­стоятельно вырабатывать практические навыки в применения и тол­кования законодательства, особенного связанного с толкованием норм военного законодательства, а также умения ориентироваться в избранной профессиональной специа­лизации.

Тема 14.1.Государственное управление обороной Российской Федерации.

§14. 1.1. Понятие обороны и системы военной организации государства

На основании ст. 1Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011г. №424-ФЗ) "Об обороне»[278] под обороной понимается «система полити­ческих, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная зашита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории». В целях организации обороны устанавливаются во­инская обязанность граждан России и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обо­роне привлекаются войска гражданской обороны, пограничные, железнодорожные и другие, а для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти. Служба внешней разведки Рос­сийской Федерации, органы Федеральной службы безопасности и другие спецслужбы, внутренние войска МВД России.

Основными правовыми актами, закрепляющими основы организации обороны РФ, являются федеральные законы: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. (в ред. от 08.12.2011г. №375-ФЗ) [279], «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012г. №90-ФЗ)[280], «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 фев­раля 1997 г. №31-ФЗ (в ред. от 09.03.2010г. №27-ФЗ)[281], Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237 "Вопросы прохождения военной службы" (в ред. от 16.01.2008 г. N50)[282], и другие.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.02.2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации"[283], которая является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

В настоящей Военной доктрине учитываются основные положения Военной доктрины Российской Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года.

Согласно Военной доктрине 2010г. военная политика Российской Федерации направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

В пп. 8 и 9 Военной доктрины Российской Федерации дается примерный перечень внешних и внут­ренних военных угроз.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обес­печения военной безопасности, другие войска, воинские формиро­вания и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства входит также часть промышлен­ного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспече­ния задач военной безопасности. Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной за­щиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Вооруженные Силы Российской Федерации- государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направлен­ной против Российской Федерации, для вооруженной зашиты целос­тности и неприкосновенности ее территории, а также для выполне­ния задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач сиспользованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из централь­ных органов военного управления, объединений, соединений, во­инских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил, а также войска, не вхо­дящие в виды и рода войск Российской Федерации.

Организация обороны включает в себя: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации; правовое регулирование в области обороны; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения; разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра; планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени; мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны; развитие науки в интересах обороны; координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны; финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; другие мероприятия в области обороны (ст.2 ФЗ «Об обороне»).

§14.1.2. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями

Руководство строительством и подготовкой, применение военной организации государства, обеспечение военной безопасности Рос­сийской Федерации осуществляет Президент РФ, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.Президент РФ определяет основные направления воен­ной политики и утверждает Военную доктрину Российской Федера­ции; осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и орга­нами; в установленных законом случаях объявляет общую или час­тичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий; утверждает федеральные государствен­ные программы вооружения и разлития оборонного промышленного комплекса; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российс­кой Федерации, других войск, воинских формирований до объедине­ния включительно и органов, а также штатную численность военно­служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; издает указы о призыве россий­ских граждан на военную службу и ряд других полномочий (в ст. 4 Закона «Об обороне» перечисляется 20 наименований).

Правительство РФорганизует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и спе-циальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ре­сурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации и интересах обо­роны, а также иные установленные федеральным законодательством функции и полномочия по обеспечению военной безопасности (ст. 6 Закона «Об обороне» включает в себя 27 наименований).

Министерство обороны Российской Федерации(Минобороны)[284] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы).

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства.

Деятельностью Министерства обороны руководит Президент РФ.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерациияв­ляется центральным органом военного управления и основным ор­ганом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляющим координацию деятельности органов и-войск Федеральной пограничной службы РФ, внутренних войск МВД РФ, железнодорожных войск РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских форми­рований, Службы внешней разведки, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, феде­рального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти но выполнению задач в области обороны. Ге­неральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.

Основными задачами и функциями Генерального штаба явля­ются: стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны; оперативная и мобили­зационная подготовка Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формиро­ваний и органов, а также контроль за состоянием мобилизационной готовности; проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и перевод их на организацию и состав военного времени, организация страте­гического и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; координация де­ятельности по проведению в стране мероприятий по воинскому уче­ту, подготовке граждан России к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы; разведывательная деятельность в целях обороны и безопасности; организация службы войск, осущест­вление контроля за их состоянием; разработка и координация планов строительства и развития Вооруженных Сил, а также мобилизацион­ного и стратегического их развертывания и ряд других функций.

Военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации- основ­ная военно-административная единица - является общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Воо­руженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по под­готовке к вооруженной защите и для вооруженной зашиты Российс­кой Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности, которые устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил. Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1144 "О военно-административном делении Российской Федерации»[285] в России создаются четыре вместо шести военных округов и четыре объединенных стратегических командований (ОСК) по образцу единых боевых командований Вооружённых сил США.

ОСК «Запад» создаётся на базе Московского и Ленинградского военных округов, куда также входят Северный и Балтийские флоты. Штаб располагается в Санкт-Петербурге.

ОСК «Юг» создаётся из Северо-Кавказского военного округа, части Приволжско-Уральского военного округа, с включением Черноморского флота и Каспийской флотилии ВМФ России. Штаб располагается в Ростове-на-Дону.

ОСК «Центр» создаётся из части Приволжско-Уральского военного округа и части Сибирского военного округа (до Байкала), штаб ОСК находится в Екатеринбурге.

ОСК «Восток» создаётся из Дальневосточного военного округа и восточной части Сибирского военного округа, штаб ОСК располагается в Хабаровске.

В мирное время ОСК продолжают именоваться военными округами.

Управление военным округом осуществляет командующий вой­сками военного округа, который назначается на должность и осво­бождается от должности Президентом РФ по представлению Мини­стра обороны РФ. Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состоя­ние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и во­инских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формиро­ваний и органов, дислоцированных на территории военного округа, к выполнению задач в области обороны.

В состав Вооруженных Сил Российской Федерации входят также военные комиссариаты,которые являются территориальными органа­ми Министерства обороны РФ в республиках, краях, областях, горо­дах и районах. Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется Генеральным штабом через командующих войсками соответствующих военных округов. Руководство военным комисса­риатом возлагается на военного комиссара.

К задачам и функциям военных комиссариатов относятся: раз­работка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на основе действующего законодательства; проведение призыва граждан на военную службу; осуществление воинско­го учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу; осуществление контроля и оказание необхо­димой помощи предприятиям и организациям в выполнении фе­дерального законодательства, решений органов исполнительной власти и местного самоуправления по оборонным вопросам и не­которые другие организационные и военно-учетные функции и полномочия.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациии органы местного самоуправленияво взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции осуществля­ют следующие функции: организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны; участвуют в разработке феде­ральной государственной программы оперативного оборудования

территории и обеспечивают еевыполнение в пределах своих тер­риторий; организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации; обеспечивают учет и мобилиза­ционную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны; участвуют в планировании и обеспечивают выпол­нение мероприятий по гражданской и территориальной обороне и ряддругих функций, перечисленных в ст. 7 Федерального закона «Об обороне».

§14.1.3. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения во­енной службы гражданами Российской Федерации

Основу правового регулирования реализации воинской обязан­ности российских граждан и государственной организации прохож­дения ими военной службы составляют Конституция РФ, ряд осно­вополагающих Федеральных законов: от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 4 де­кабря 2007 г.); от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужа­щих» (в редакции от 14 июля 2008 г.); от 26 февраля 1997 г. № 31 -ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Феде­рации» (в редакции от 09.03.2010 г. №27-ФЗ) [286], а также многочисленные президентские и правительственные нормативные правовые акты по различным вопросам обороны и организации военной службы, в частности, многочисленные воинские уставы.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусмат­ривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение воен­ных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в доб­ровольном порядке (по контракту). При этом все граждане, проходя­щие военную службу, являются военнослужащими и имеют установ­ленный федеральным законом статус. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных федеральными законами и иными нормативными актами Россий­ской Федерации.

Воинскийучет осуществляется постоянно и охватывает все кате­гории граждан, подлежащих воинскому учету.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На об­щем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. Граж­дане же, забронированные на этот период в установленном порядке за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями, состоят на специальном воинском учете. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (админист­ративно-территориальных) образований по месту их жительства. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан осуществляется органами местного само­управления. Военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляют плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета.

В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ военные комиссары субъек­тов Российской Федерации, городов (без районного деления), адми­нистративных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают дела об административных правонарушениях, предус­мотренных ст. 19.25, 21.1-21.7 КоАП РФ.

Обязательная подготовка к военной службе осуществляется в по­рядке, определяемом Правительством РФ, и предусмотрена ст. 11 — 15, 17—21 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Призыв на военную службу в основе своей регулируется ст. 22—30 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и более детально - в специальном Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации[287], которое определяет порядок призыва на военную службу российских граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воин­ском учете и не пребывающих в запасе (призывники).

Призыв на военную службу организует глава органа местного са­моуправления совместно с военным комиссаром района, города без районного деления, иного муниципального (административно-тер­риториального) образования. Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны РФ для каждого субъекта Российской Федерации и доводятся до них через штабы соответст­вующих военных округов (флотов), а до главы органа местного само­управления и военного комиссара - через военного комиссара соот­ветствующего субъекта Федерации.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, граждане, кото­рым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

От призыва на военную службу освобождаются граждане: а) при­знанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, в) проходящие или прошедшие альтерна­тивную гражданскую службу, г) прошедшие военную службу в другом государстве.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наук или доктора наук, б) яв­ляющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погиб­ших в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, либо граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязан­ностей военной службы.

Не подлежат призыву на военную службу граждане: а) отбыва­ющие наказание в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; б) имеющие неснятую или непогашен­ную судимость за совершенные преступления, в) в отношении кото­рых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Определенным категориям граждан предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

Прохождение военной службы по призыву и по контракту в осно­ве своей регулируется ст. 31, 36—38, 49—51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также специальным Положением о порядке прохождения военной службы, которое оп­ределяет порядок прохождения российскими гражданами воен­ной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы включает в себя назначение на воин­скую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, уволь­нение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Контракт заключается гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны РФ (федеральным органом исполнитель­ной власти, в котором предусмотрена военная служба) письменно по установленной типовой форме.

Пребывание в запасе военнообязанных граждан регулируется ст. 52, 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной служ­бе». Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан: уволенных с военной службы с зачислением в запас; прошедших обучение по программе подготовки офицеров на воен­ных кафедрах при высших учебных заведениях; не прошедших воен­ную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет; не призванных на военную служ­бу по каким-либо другим причинам; прошедших альтернативную гражданскую службу[288]; женского пола, имеющих военно-учетную спе­циальность. Запас Службы внешней разведки и Федеральной службы безопасности создается в порядке, определяемом иными федераль­ными законами и нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.

Пребывающие в запасе военнообязанные граждане могут призы­ваться на военные сборы, продолжительность которых, место и время их проведения определяются Министерством обороны РФ или феде­ральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военного сбора не мо­жет превышать 2 месяцев, а общая продолжительность военных сбо­ров, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запа­се, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Тема 14.2.Правовое регулирование защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации

§14.2.1. Понятие и содержание защиты и охраны Государственной грани­цы Российской Федерации как объекта государственного управле­ния

В соответствии с Законом РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 25.06.2012г. №93-ФЗ) "О Государственной границе Российской Федерации"[289] Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного сувере­нитета Российской Федерации. Зашита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле­ния, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем при­нятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контр­разведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоох­ранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане. ЗащитаГосударственной границы обеспечивает жизнен­но важные интересы личности, общества и государства на Государс­твенной границе в пределах приграничной территории.

ОхранаГосударственной границы является составной частью за­шиты Государственной границы, осуществляемой органами и войс­ками Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами в воз­душном пространстве и подводной среде и другими силами (органа­ми) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых федеральным законодательством. Охрана Го­сударственной границы осуществляется в целях недопущения проти­воправного изменения прохождения Государственной границы, обес­печения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государс­твенной границы рассматриваются в федеральном законодательстве как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспе­чения безопасности и жизненно важных интересов личности, обще­ства и государства.

Режим Государственной границы включает в себя правила: со­держания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска че­рез Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, то­варов и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промыс­ловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государс­твами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

§14.2.2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция

Осуществляющие защиту и охрану Государственной границы государственные органы интегрированы в Пограничную службу Российской Федерации, основы руководства и управления которой, общий ее состав, основные задачи и полномочия определяются За­коном РФ «О Государственной границе» (ст.ст.28-44). Сейчас в структуре органов Федеральной службы безопасности России созданы и действуют управления (отделы, отря­ды ФСБ России по пограничной службе - пограничные органы).

Пограничная служба Российской Федерации - государственная военная организация, действующая в структуре ФСБ России, со­ставляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ре­сурсов.

Президент РФосуществляет руководство деятельностью органов пограничной службы, действующих в системе ФСБ России, опреде­ляет основы пограничной политики России как целенаправленной деятельности государства по обеспечению и защите национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере.

Правительство РФобеспечивает реализацию российской погра­ничной политики, устанавливает правила и процедуры реализации норм федерального законодательства по вопросам защиты и охраны Государственной границы. Статья 37. Полномочия органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы

Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица обязаны предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы; оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах.

§14.2.3. Меры административного принуждения и административной ответственности, применяемые пограничными органами и вой­сками

Пограничные органы и должностные лица пограничных войск могут применять административное задержание физических лиц, со­вершивших административные правонарушения, рассмотрение дел по которым в соответствии с п. 1 ст. 23.10 КоАП РФ отнесено к ведению пограничных органов. В соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ адми­нистративное задержание не должно превышать трех часов (осущест­вляют должностные лица войск и органов Пограничной службы РФ, указанные в-шт. 1 — 12 ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ, проходящие военную службу по контракту, и другие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях офицеров, прапорщиков (мичма­нов), выявившие административные правонарушения при выполне­нии ими обязанностей в области зашиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации); на срок до сорока восьми часов(осуществляют должностные лица, указанные в пп. 1—4, 6, 7, 9, 10 ч. 2 сг. 23.10 КоАП РФ, проходящие военную службу по контракту, заместители начальни­ков пограничных отрядов, командиров соединений и воинских частей пограничного контроля, командиров морских соединений и частей, комендантов пограничных комендатур, командиров подразделений пограничного контроля, а также начальники отделений пограничного контроля, оперативно-розыскных отделений).

Осуществлять процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7—27.10 КоАП РФ (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, террито­рий и находящихся там вещей; досмотр транспортного средства; изъ­ятие вещей и документов), вправе должностные лица, перечисленные в предыдущем абзаце.

Право составлять протоколы об административных правона­рушениях, предусмотренных ст. ч.1112 ст.7.2,7.11,8.16-8.20, 8.33, 8.35, ч. 2 ст.8.37 , 8.38, 18.1- 18.7, 18.14,, ч.2 ст. 19.4 КоАП РФ, возложено на должностных лиц, указанных в пп. 1 ст.23.10 КоАП РФ, т. е. тех должностных лиц, которые наделены также правом рассматривать дела об административных правонарушениях определенных составов, перечисленных в ч. 1 этой статьи, от имени органов и войск пограничной службы. Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст.8.17-8-20, ч.2 ст.19.4 рассматривают должностные лица, указанные в пп. 1-8 ч.2 ст.23.10 КоАП РФ.

Контрольные вопросы

1.Что такое оборона государства?

2. Что входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации?

3.Из каких основных структур состоит система органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями

4.Что такое военный округ?

5.Какие лица не подлежат призыву на военную службу?

6.Назовите способы поступления на военную службу

7.В чем различие между охраной и защитой Государственной границы РФ?

8. Что такое режим Государственной границы?

9. Перечислите меры административного принуждения, применяемые органами пограничной службы.

Раздел 15. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защит<

Наши рекомендации