Таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................................3
1. Таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.5
2. Территориальная организация таможенных органов………………………11
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованных источников………………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, одним из главных факторов, оказывающих влияние на эффективность работы таможенной службы, является рациональное размещение таможенных органов. В нашей стране таможенные органы располагаются в местах пересечения таможенной границы с транспортными магистралями, в морских, речных портах и аэропортах, открытых для международного сообщения, в крупных городах, где высока концентрация участников внешнеэкономической деятельности и потребителей импортируемых товаров, а также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортеров, например, как Московский и Волгоградский нефтеперерабатывающие заводы, Челябинский и Новолипецкий металлургические комбинаты, завод «Электросталь» и другие. ФТС России постоянно ведет поиск оптимального территорального размещения таможенных органов, который не прекращается и по сей день.
На сегодняшний день, научной теории по размещению таможенной службы пока не существует, но это совсем не значит, что таможенные органы Российской Федерации размещены как угодно, то есть без учета каких-либо факторов и принципов. При размещении таможенных органов по территории и на границах, занимающиеся этим люди учитывают целый ряд условий, руководствуются комплексом принципов и факторов и используют различные методы. Но в некоторых случаях создание таможенных органов не всегда является экономически эффективным, то есть отсутствие интенсивных товаро- и пассажиропотоков. А, кроме того, часто и не оцениваются реальные возможности функционирования таможенных учреждений, обеспечения их кадрами и материальными ресурсами.
Также нужно учитывать, что размещение региональных таможенных управлений будет отличаться от размещения, например, таможен, а те, в свою очередь, от таможенных постов. Поэтому для каждой структурной единицы таможенной службы выделяют свои принципы, факторы и методы размещения, но наравне и с особенными существуют также и общие для всех структурных единиц, которых гораздо больше, чем особенных.
В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах.
Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д.
В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка.
Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере.
Поэтому изучение государственного регулирования ВЭД в современных условиях приобретает особую актуальность.
Таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
-таможенно-тарифное регулирование;
-нетарифное регулирование;
-запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
-меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.
Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.
Таможенные пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные.
Адвалорная таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости).
Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.
Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).
По объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.
По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые и компенсационные.
Основные функции таможенных пошлин – это протекционистская, фискальная и балансировочная. Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность отечественных товаров. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Наконец, балансировочная функция относится к экспортируемым товарам и её целью является предотвращение нежелательного экспорта товаров, в частности в том случае, если цены на них на внутреннем рынке ниже мировых.
Другая категория методов регулирования внешнеэкономической деятельности – это нетарифные меры Рассмотрим классификацию, разработанную ГАТТ/ВТО:
А) Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков. Рассмотрим некоторые виды финансовых способов ограничений:
1) Скользящие сборы – это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговый режим предполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;
2) Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы).
3) Дополнительные сборы – сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);
4) Импортные депозиты – это требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов);
Б) Экспортная субсидия или субсидия на производство:
1) Экспортная субсидия – это дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.
2) Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
3) Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.
В) Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта. Рассмотрим эти меры подробнее:
1) Квотирование – это мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая накладывает количественные и стоимостные ограничения на ввоз (вывоз) товара в страну, вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, транспортным средствам, работам, услугам и т. п., к странам либо к группам стран и выступает в качестве нетарифной меры внешнеэкономического регулирования, регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т. д;
2) Контингентирование - государственное регулирование внешней торговли с помощью установления централизованного экспортного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределах конкретных квот в течение определенного периода времени. Цель контингентирования состоит в защите интересов национальной промышленности. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям;
3) Лицензирование импорта – это регулирование компетентными государственными органами вывоза товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц;
4) Добровольное ограничение экспорта - метод государственного регулирования внешнеэкономических связей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объем экспорта определенных товаров;
5) Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке;
Д) Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);
Е) Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции. К этой категории мер относятся следующие:
1) Антидемпинговая пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны;
2) Компенсационная таможенная пошлина - пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии; Компенсационные пошлина взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;
3) Таможенные формальности – законодательно предусмотренные обязательные требования, без выполнения которых транспортные средства, товары и иные предметы не могут быть пропущены через таможенную границу. Таможенные формальности включают досмотр товаров и иных предметов, осмотр транспортных средств, проверку и оформление документов, определение страны происхождения товара, исчисление и взимание таможенных пошлин, налогов и сборов.
Отметим, что первая группа мер носит финансовый характер, а все последующие – административный.