Примерные темы курсовых работ

Курсовая работа

Тема курсовой работы выбирается студентом по методике, описанной в инструкции по работе с методическими указаниями по таблице 2.1 или разрабатывается и выдается руководителем работы индивидуально.

Курсовая работа может выполняться по одному из следующих направлений:

– разработка;

– совершенствование;

– исследование.

«Разработка» чаще всего предполагает создание макета документа по маркетинговой деятельности, предлагаемого предприятию или организации для последующей его доработки и принятия в качестве действующего. «Разработка» может предполагать работу, связанную с вопросами теории маркетинговой деятельности.

«Совершенствование» предполагает формирование предложений (мероприятий), связанных с улучшением маркетинговой деятельности на конкретном предприятии.

«Исследование» предполагает проведение работ, связанных с получением, систематизацией и анализом информации различного характера по существующим или вновь разработанным методикам. Данное направление может являться результатом участия студента в выполнении научных работ, связанных с научным поиском в области теории маркетинга.

Содержание и оформление курсовой работы.

Курсовая работа в общем случае состоит из пояснительной и демонстрационной частей.

Пояснительная часть представляет собой текстовый и графический (иллюстративный) материал и включает следующие составляющие (в скобках указано рекомендуемое количество страниц в их последовательности:

– титульный лист (1)/Приложение А;

– задание на проектирование (1)/Приложение Б;

– реферат (0,75)/Приложение В;

– содержание (1)/Приложение Г;

– введение (2);

– основную часть (15–25);

– заключение (3);

– список использованных источников (1-2).

– приложения.

Основная часть. Предполагает следующую структуру (в скобках указано рекомендуемое соотношение между объемами структурных составляющих основной части курсовой работы в процентах):

– теоретический раздел (до 15);

– аналитико-исследовательский раздел (до 20);

– проектный и расчетный раздел (не менее 10);

Введение. Это вступительная часть курсовой работы, в которой рассматриваются основные тенденции состояния и развития проблемы, анализируется существующее положение дел, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи работы, дается характеристика исходной экономико-статистической базе. Объем введения не должен превышать 1–2 страниц.

Раздел 1. Теоретический раздел. Целесообразно начать с характеристики предмета исследования. Сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные. Высказать свою точку зрения. Следует осветить изменения по состоянию проблемы с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

Дать обзор литературы по проблеме, сформировать концепцию, обосновывать методику анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме).

В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Раздел 2. Аналитико-исследовательский раздел. В этом разделе на основе выбранной методики анализа исследуется состояние проблемы и объекта исследования.

На основе изучения деятельности объекта исследования необходимо:

– дать краткую характеристику объекта исследования (объект исследования студент выбирает самостоятельно или предлагается преподавателем);

– проанализировать рынок, на котором существует объект;

– выявить основных потребителей, основных конкурентов, особенности предмета исследования.

Все данные по рассматриваемой теме необходимо собирать, используя технологии маркетинговых исследований. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

Характер и объем собранного материала зависят от особенностей принятой методики исследования. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа. Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.

Раздел 3.Проектный и расчетный раздел. Опираясь на выводы по результатам исследования, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач работы.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблем студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации. Предложения и рекомендации, в свою очередь, должны быть конкретными и экономически обоснованными. В конце четвертого раздела необходимо рассчитать укрупненный бюджет на проведение предложенных мероприятий и укрупненный экономический эффект от этих мероприятий.

В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять от 2до 3 с.

Основная часть курсовой работы выполняется на листах формата 210х297 мм (ГОСТ 2.301) с использованием средств компьютерной техники через полтора интервала на одной стороне листа. Допускается использование цветной печати. Рекомендуется использовать шрифт текстовых редакторов Times New Roman, размер шрифта – 14 пунктов. Размеры полей: правое и верхнее – 15 мм, нижнее – 25 мм, левое – 30 мм. Текст форматируется по ширине страницы, абзацный отступ – 15 мм. Шрифт заголовок разделов на порядок больше и интервал между заголовком и текстом.

Иллюстрации (диаграммы – по Р 50-77), входящие в состав основной части контрольной работы, рекомендуется именовать как «рисунки» и помещать на следующем после их первого упоминания листе. Наименование рисунка производится шрифтом основного текста работы. Внутри рисунка допускается использование различных шрифтов и уменьшение их размера. Нумерация рисунков в основном тексте и в приложениях – двойная: номер раздела или буква приложения - номер рисунка, разделенные точкой, например: «Рисунок 2.7 – Механизм управления маркетингом» (седьмой рисунок второго раздела). Слово «рисунок» и его наименование располагают по центру строки, под иллюстрацией. Если наименование рисунка имеет две и более строк, то первая буква последующей строки размещается под первой буквой предыдущей.

На каждый рисунок в основном тексте работы должна даваться ссылка, например, «… на рисунке 3.1».

Листы основной части курсовой работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, включая приложения.

Титульный лист, задание, реферат и содержание включают в общую нумерацию, но на них номер не ставится. На последующих листах номера проставляются в центре нижней части листа без точки.

При оформлении курсовой работы с использованием компьютера применяются следующие способы выделения разделов:

– между наименованием раздела и подраздела устанавливается двойной пробел;

– наименования разделов и подразделов выделяются жирным шрифтом;

– допускается увеличение размера шрифта для наименования раздела до 16 пунктов.

Формулы размещаются в центре строки и нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела: номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы внутри раздела, разделенных точкой и помещенных в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Название итогового показателя и его размерность указываются в тексте, а промежуточных – ниже формулы.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, начинающийся со слова «Т а б л и ц а». Начало заголовка таблицы соответствует левой границы ее сетки.

Если заголовок имеет две и более строк, то первая буква последующей строки размещается под первой буквой предыдущей.

Если таблица не помещается на одном листе, то ее переносят с надписью, например, «Продолжение таблицы 2.1» или «Окончание таблицы 2.1». При этом в месте разрыва нижняя линия сетки таблицы не отображается.

Все таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами, отделенными точкой от номера раздела, например: «Т а б л и ц а 2.1 – Анализ рынка хлебобулочной продукции Краснодарского края» (первая таблица второго раздела). На все таблицы должны быть ссылки в тексте, например, «... в таблице 2.1».

Графу «номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

Ссылки на источник информации даются в виде заключенного в квадратные скобки номера источника и страниц, например, [25, с. 233–235]. В «Списке» источники могут располагаться в порядке их упоминания в тексте (согласно ГОСТ Р 7.0.5).

Рекомендуется при изложении текста давать ссылки на используемые источники литературы (информации) в сносках, приводимых в нижней части страницы. При этом в «Списке» источники располагаются в алфавитном порядке, наименования источников удаленного доступа указываются в конце «Списка».

В тексте курсовой работы допускаются общепринятые сокращения (ГОСТ 7.12, ОК 015):

– употребляемые только с географическим наименованием:

г. – перед названием городов, но не в начале предложения;

– употребляемые только при датах, написанных цифрами:

г. – год, гг. – годы, в. – век, вв. – века;

– употребляемые при ссылках:

с. – страница;

– употребляемые только при указании сумм, написанных цифрами (как экономические единицы): тысяча рублей – 103 руб, миллион рублей – 106 руб, миллиард рублей – 109 руб, руб – рубль, тысяча долларов – 103 доллар, условная единица – усл.ед. В количественных оценках используются следующие сокращения: 20 тыс. шт., 30 млн шт., млрд ед.

При оформлении «Списка использованных источников» необходимо библиографическое описание представлять в следующем виде:

– Для норм и нормативов:

Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу./ Министерство финансов РФ: Утв. 29 апр. 1994 г № 56 // Экономика и жизнь, 1994. – № 20. – С. 13.

– Для законов:

О рекламе. Федеральный закон. Принят Государственной Думой 14 июня 1995 г // Российская газета, 25 июл. 1995. – С. 5.

– Для статей из журналов:

Блинов А.О. Малое предпринимательство в современной модели рыночного хозяйствования России // Проблемы прогнозирования, 1996. – № 1. – С. 66-75.

– Для отдельных изданий:

Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». – М.: Фолиум, 1995. – 100 с.

– Для ресурсов удаленного доступа:

1. Сайт рекламного агентства «Идар». URL: http://indar.by/topmenu/portfolio /fstyle/ (дата обращения 05.05.2012).

2. Ткаченко Н. Креативная стратегия для разработки фирменного стиля торговой марки // Специализированный интернет-портал CreateBrand. URL: http://www.createbrand.ru/biblio/creative/kreativ_strateg.html (дата обращения 28.04.012).

Примерные темы курсовых работ

1. Сбытовая политика на предприятии
2. Товародвижение и сбыт на предприятии
3. Ценовая политика на предприятии
4. Стимулирование сбыта на предприятии
5. Коммуникационная политика на предприятии
6. Программа маркетинговых исследований
7. Изучение и анализ потребности в товаре
8. Планирование маркетинга на предприятии
9. Маркетинговая структура предприятия и ее совершенствование маркетинга
10. Маркетинговая стратегия на предприятии
11. Внутрифирменное планирование маркетинговой деятельности
12. Товарная политика на предприятии
13. Комплекс маркетинга товара
14. Комплекс маркетинга услуги
15. Комплекс маркетинга фирмы
16. Событийный маркетинг на предприятии
17. Информационно-маркетинговые технологии на предприятии
18. Мерчендайзинг в торговой фирме
19. Маркетинговый аутсорсинг
20. Позиционирование фирмы на целевом рынке
21. Сегментирование потребителя
22. Бюджетирование маркетинга
23. Концепция маркетинга
24. Маркетинговая деятельность предприятия на рынке г. Краснодара и Краснодарского края
25. Маркетинговая среда предприятия
26. Конкурентоспособность товара или предприятия
27. Политика продвижения
28. План маркетинга

Список рекомендуемой литературы

1. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – 6-е изд. – Мн.: Выш. Шк., 2009. – 511 с.
2. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга / С.Н. Аникеев. – 2- е изд., доп. – М.: Фолиум, Информ-Студио, 2006. – 128 с.
3. Багиев Г.Л. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 736 с.
4. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л.Е. Басовкий, Е.Н. Басовская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 420 с.
5. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 676 с.
6. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование. Информация. Анализ. Прогноз: учеб. пособие / И.К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 319 с.
7. Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы / В.В. Бурцев. – М.: Экзамен, 2004. – 226 с.
8. Годин А.М. Маркетинг: учебник / А.М. Годин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 651 с.  
9. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. – 3-е изд. – М.: Финпресс, 2008. – 704 с.
10. Данько Т.П. Организация и управление торговым предприятием: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.А. Брагина, д-ра экон. наук, проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 303 с.
11. Дж.О’Шонесси. Конкурентный маркетинг: стратегический подход; пер. с англ; Под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб.: Питер, 2007. – 864 с.
12. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А.П. Дурович. – Мн.: НПЖ Финансы, учет, аудит, 2007. – 464 с.
13. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие / П.С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 496 с.
14. Йеннер Томас. Маркетинговое планирование. – М.: Институт Прикладной Психологии "Гуманитарный Центр", 2010. – 276 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг; перс. с англ. – М.: Вильямс, 2009. –1200 с.
16. Ким. С.А. Маркетинг: учебник / С.А. Ким. – М.: Дашков и К, 2010. – 257 с. 17. Крылова Д.Г., Соколова М.И. Маркетинг. Практикум / Г.Д.Крылова, М.И. Соколова. – М.: Проспект, 2008. – 359 с. 18. Линдон Дени , Леви Жюльен , Ландреви Жак. Библия современного маркетинга. Меркатор: комплект в 2 томах: перевод с фр. – М.: Международный центр финансово-экономического развития (МЦФЭР), 2007. – 512 с.
19. Маркетинг: учебник / Под ред. Алексунина В.А. – М.: Дашков и К, 2010. – 216 с. 20. Маркетинг: учебник / Коллектив авторов; под ред. проф. Н.П. Ващекина. – 3-е изд.,– М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004. – 312 с. 21. Маркетинг: учеб. пособие; под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Бизнес-пресса, 2010. – 512 с. 22. Маркетинг: учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 560 с.
23. Муравьева Н.Н. Маркетинг услуг / Н.Н. Муравьева. – Ростов н/д: Феникс, 2009. – 251 с. 24. Минаев Д.В. Маркетинг: игровой практикум. Деловые игры, упражнения и тесты / Д.В. Минаев. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. –256 с. 25. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг: учебник / Р.Б. Ноздрева – М.: Экономисть, 2005. – 990 с. 26. Основы маркетинга: практикум / Под ред. проф. Д.М. Дайитбегова, проф. И.М. Синяевой. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 365 с. 27. Синяева И.М. Маркетинг: учеб. пособие / И.М. Синяева. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 384 с. 28. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации: учебник / И.М. Синяева, С.В.Земляк, В.В. Синяев. – М.: Дашков и К, 2011. – 323 с. 29. Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 383 с. 30. Строков В.А. Управление маркетингом на предприятии / В.А. Строков. – М.: ПКФ Хорс-2, 2006. – 421 с.
31. Титова В.А. Маркетинг: учеб. пособие / В.А. Титова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 448 с.
32. Томилов В.В. Маркетинг в системе предпринимательства / В.В. Томилов, Е.В. Песоцкая. – СПб.: Геликон Плюс, 2006. – 520 с. 33. Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия. Теория и практика: учеб. пособие для ВУЗов / Т.Н. Черняховская. – М.: Высшее образование, 2008. – 536 с. 34. Хандамова Э.Ф.Управление брендами в системе маркетинга на современном производственном предприятии: монография / Э.Ф. Хандамова, А.С. Шумской. – Краснодар: КубГТУ, 2008. – 189 с. 35. Щепакин М.Б. Экономика рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов / М.Б. Щепакин., Э.Ф. Хандамова. – 3-е изд., изм. – Краснодар: КубГТУ, 2010. – 493 с.

Приложение А

(обязательное)

Наши рекомендации