Порядок выполнения курсовой работы
Выполнение курсовой работы целесообразно расчленить на ряд этапов:
• выбор темы;
• подбор и изучение литературы;
• составление плана работы;
• сбор и обработка теоретического, практического и статистического материала;
• написание курсовой работы;
• защита курсовой работы.
Тема курсовой работы студентами очной формы обучения выбирается самостоятельно из числа тех, которые рекомендуются кафедрой (см. прил.); студентами заочной формы обучения – выбирается из того же списка в соответствии с последним числом в номере зачётной книжки (например, 26-2008-01 – тема номер 1; 26-2008-10 – тема номер 10).В отдельных случаях студенту предоставляется право предложить тему, не включенную в список кафедрой. В любом случае тема должна быть согласована с научным руководителем. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы и возможность ее выполнения, но и возможность защиты. Выбор темы из числа рекомендованных кафедрой избавляет студента от расплывчатого, или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнить курсовую работу не по курсу макроэкономики, а по другим родственным ему учебным дисциплинам.
Кафедра составляет тематику с таким расчетом, чтобы темы курсовых работ в основном не совпадали с темами учебной литературы и нацеливали студента на самостоятельную разработку методологии и содержания проблемы.
При самостоятельном выборе тему курсовой работы следует выбирать из тех разделов макроэкономики, которые являются наиболее сложными для понимания или вызывают у студента научный интерес. Написание работы по таким темам поможет студентам более глубоко разобраться в сложных и трудных проблемах курса, ликвидировать пробелы, углубить знания по интересующей их научной проблеме и написать курсовую работу творчески, высказав свое мнение по существу. Целесообразно выбирать тему курсовой работы, которая была бы близкой к профилю будущей специальности.
При выборе следует учитывать, что в одной учебной группе могут писать работу на одну и ту же тему только один (в крайнем случае – два) студента.
После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует с исследования перечня литературы, рекомендованной кафедрой в рабочей программе данного курса. При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за год, в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача студента – из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.
Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена не только глубоким реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что экономическая наука – наука творческая, она, как и любая другая наука, не может стоять на месте, постоянно развивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами, концепциями.
При изучении литературы рекомендуется делать выписки из книг и статей основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т. п. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных листках. Содержание записей на каждом листе должно относиться только к одному вопросу работы, из которой сделаны выписки. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут студенту лучше усвоить содержание проблемы.
После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План – это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. План работы тесно связан с ее структурой.
Составленный план работы представляется для согласования научному руководителю (преподавателю, который консультирует студента).
Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни общества, о закономерностях развития. К сбору фактического материала следует подходить внимательно. Выписывать нужно только те данные, которые имеют прямое отношение к теме, и не все, а наиболее важные, типичные и сопоставимые, помогающие раскрытию вопросов темы. Источниками получения статистических и фактических данных могут быть правительственные постановления и решения, Указы Президента РФ, статистические сборники и справочники, журналы и газеты, приложения к ним (например, «Экономист», «Российский экономический журнал», «ЭКО», «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы экономики», «Финансы и кредит», «Эксперт», «Финансовые известия», «Частная собственность» и др.), различные информационные бюллетени по экономическим вопросам; книги, брошюры, статьи, отчетные данные предприятий и учреждений и др.
После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный цифровой материал, можно приступать к написанию курсовой работы. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения для практики хозяйствования. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивать узловые вопросы на пункты и подпункты.
При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:
• данные следует приводить к абсолютным (млн. руб., т., м., шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых единицах измерения;
• для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее роста в процентах за несколько месяцев, а лучше за несколько последних лет;
• для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т. е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих материалов и содержания того вопроса, которые они выражают.
Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было достаточно, и обязательно новых, типичных, выразительных и убедительных.