Всемирная туристская организация (ВТО)
Всемирная туристская организация (World Tourism Organization, WTO) была основана в 1975 г. в качестве преемника Международного союза официальных туристских организаций.
Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВТО статус межправительственной организации.
Местонахождение — Мадрид (Испания).
Основными целями ВТО являются:
поддержка туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека независимо от расы, пола, языка или религии;
соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.
Все члены ВТО подразделены на три группы:
действительные члены (суверенные государства);
ассоциированные члены;
присоединившиеся члены.
Ассоциированными членами ВТО могут быть любые государственные территории или группы территорий, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику, а присоединившимися членами ВТО — любые межправительственные или негосударственные организации, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма, а также коммерческие организации и объединения, деятельность которых имеет отношение к задачам или полномочиям ВТО (например, авиакомпании, гостиницы, банки, исследовательские институты, издательские группы и др.).
ВТО имеет следующую структуру:
Генеральная ассамблея;
Исполнительный совет;
секретариат.
Генеральная ассамблея, состоящая из представителей действительных членов, является высшим органом ВТО. Очередные сессии собираются раз в два года, при особых обстоятельствах могут быть созваны и внеочередные сессии. Ассамблея может обсуждать любой вопрос, находящийся в сфере деятельности ВТО.
Государства — члены ВТО распределены по шести региональным комиссиям:
Африка,
Америка,
Восточная Азия и Тихий океан,
Европа,
Ближний и Средний Восток,
Южная Азия.
Исполнительный совет избирается Генеральной ассамблеей с соблюдением равноправного географического представительства таким образом, что на пять действительных членов приходится один член Совета. Испания входит в Совет как страна местонахождения ВТО. Кроме того, в Совет входят по одному представителю от ассоциированных и присоединившихся членов без права решающего голоса.
Исполнительный совет собирается не реже двух раз в год. Совместно с генеральным секретарем он принимает все необходимые меры по осуществлению решений и рекомендаций Ассамблеи и докладывает ей о ходе их выполнения. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов.
Во главе секретариата стоит генеральный секретарь, избираемый Генеральной ассамблеей по рекомендации Исполнительного совета сроком на четыре года с возможностью повторного избрания. Он является законным представителем ВТО и опирается в своей работе на поддержку заместителя и координатора по общим вопросам. Генеральный секретарь ответственен перед Ассамблеей и Советом, выполняет указания обоих органов, представляет Совету доклады о деятельности ВТО, а также проекты программы и бюджета. Генеральный секретарь назначает региональных представителей, которым поручено поддерживать отношения с ассоциированными и присоединившимися членами.
ВТО приняла ряд деклараций по вопросам туризма, среди которых:
Манильская декларация о туризме и мире (1980);
Документ Акапулько (1982);
Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);
Гаагская декларация по туризму (1989).
Генеральная ассамблея каждые два года принимает программу деятельностиВТО.
ВТО издает следующие сборники: Yearbook of Tourism Statistics, Directory of Tourism Education and Training Institutions, Tourism Carrying Capacity и др., а также предлагает информационные банки данных.
Литература
1. Власова И.Б., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 1996.
2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж,1996.
3. Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
4. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 1993.
5. Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 1994 г.)//Туринфо. № 16. 1994.
6. Туристские услуги//Спрос. № 3. 1996.
7. Уваров В.Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. - М.: Междунар. отношения, 1990.
8. Ходорков Л.ф. Мировое гостиничное хозяйство. — М.: ВКШ по иностранному туризму, 1991.
9. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. — М.: Мир деловой книги, 1997.
10. Шреплер Х.-А. Международные организации. — М.: Междунар. отношения, 1995.
11. Statistical Yearbook, 1990/91. — New York, 1993.
12. Известия. 1996. 31 янв.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................................................................................ 3
Глава 1. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.................................................................................................................................. 3
§ 1. Классические теории международной торговли.................................................................................................................................... 4
1. Теория абсолютных преимуществ............................................................................................................................................................. 4
2. Теория сравнительных преимуществ........................................................................................................................................................ 5
§ 2. Теория Хекшера-Олина................................................................................................................................................................................ 11
1. Динамическая модель.................................................................................................................................................................................. 11
2. Теорема Рыбчинского.................................................................................................................................................................................. 13
3. Парадокс Леонтьева.................................................................................................................................................................................... 13
§ 3. Неотехнологические теории....................................................................................................................................................................... 14
§ 4. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера....................................................................................................................... 15
1. Стратегия конкурентного преимущества.............................................................................................................................................. 15
2. Особенности международной конкуренции......................................................................................................................................... 18
3. Детерминанты конкурентного преимущества...................................................................................................................................... 18
Литература.............................................................................................................................................................................................................. 23
Глава 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО........................................................................................... 23
§ 1. Международное разделение труда.......................................................................................................................................................... 23
1. Открытая экономика.................................................................................................................................................................................... 25
2. Экономическая безопасность.................................................................................................................................................................... 27
3. Конкурентоспособность............................................................................................................................................................................. 28
§ 2. Структура мирового хозяйства.................................................................................................................................................................. 30
1. Развитые страны....................................................................................................................................................................................... 31
2. Развивающиеся страны........................................................................................................................................................................... 34
3. Географическая структура международной торговли.................................................................................................................. 36
Литература.............................................................................................................................................................................................................. 37
Глава 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ........................................................................... 38
§ 1. Товарная структура мирового рынка...................................................................................................................................................... 38
§ 2. Мировые цены................................................................................................................................................................................................. 44
§ 3. Товарные биржи............................................................................................................................................................................................. 46
1. Биржевые товары..................................................................................................................................................................................... 51
2. Организация биржевой торговли......................................................................................................................................................... 52
3. Биржевые операции................................................................................................................................................................................. 53
§ 4. Аукционы.......................................................................................................................................................................................................... 58
§ 5. Торговля промышленными товарами...................................................................................................................................................... 60
1. Поставки Комплектного оборудования............................................................................................................................................. 62
2. Торги............................................................................................................................................................................................................ 63
Литература.............................................................................................................................................................................................................. 65
Глава 4. РЫНКИ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.................................................................................................... 66
§ 1. Рынки продовольствия.................................................................................................................................................................................. 66
§ 2. Рынки сельскохозяйственного сырья........................................................................................................................................................ 72
§ 3. Рынки руд и металлов................................................................................................................................................................................... 75
§ 4. Рынки топлива................................................................................................................................................................................................. 81
Литература.............................................................................................................................................................................................................. 86
Глава 5. ВНЕШНЯЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА............................................................................................. 86
§ 1. Внешнеторговая политика.......................................................................................................................................................................... 86
1. Цели и основные направления.............................................................................................................................................................. 86
2. Таможенные тарифы............................................................................................................................................................................... 88
3. Нетарифные барьеры.............................................................................................................................................................................. 92
§ 2. Международная торговая политика........................................................................................................................................................ 96
1. Зоны свободной торговли и таможенные союзы................................................................................................................................. 96
2. Торгово-экономическое сотрудничество в Америке.......................................................................................................................... 97
3. Торгово-экономическое сотрудничество в Азии, Африке и Тихоокеанском бассейне.......................................................... 103
4. Всемирная торговая организация.......................................................................................................................................................... 105
5. Совет таможенного сотрудничества.................................................................................................................................................... 108
Литература............................................................................................................................................................................................................ 109
Глава 6. ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕ...................................................................................................................................... 109
§ 1. Бенилюкс........................................................................................................................................................................................................ 110
§ 2. Европейский Союз (ЕС).............................................................................................................................................................................. 113
1. Структура и развитие................................................................................................................................................................................ 113
2. Внешнеторговое регулирование............................................................................................................................................................ 117
3. Внешняя торговля стран ЕС.................................................................................................................................................................... 124
§ 3. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)..................................................................................................................... 126
§ 4. Европейское экономическое пространство(ЕЭП).............................................................................................................................. 127
§ 5. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА)........................................................................................ 128
Литература............................................................................................................................................................................................................ 129
Глава 7. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ................................................................................................................................................. 129
§ 1. Структура внешней торговли................................................................................................................................................................... 130
§ 2. Внешнеторговое регулирование............................................................................................................................................................. 133
1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)................................................................................. 134
2. Таможенные режимы................................................................................................................................................................................. 136
3. Таможенный тариф.................................................................................................................................................................................... 143
4. Таможенное оформление......................................................................................................................................................................... 147
5. Экспортный контроль............................................................................................................................................................................... 149
Литература............................................................................................................................................................................................................ 151
Глава 8. Организация внешнеторговых операций................................................................................................................................... 151
§ 1. Виды внешнеторговых операций............................................................................................................................................................ 152
§ 2. Методы торговли......................................................................................................................................................................................... 155
§ 3. Выход на внешний рынок.......................................................................................................................................................................... 156
§ 4. Контракты...................................................................................................................................................................................................... 157
§ 5. Базисные условия поставок...................................................................................................................................................................... 162
§ 6. Цены в международной торговле............................................................................................................................................................ 167
§ 7. Расчеты в международной торговле...................................................................................................................................................... 170
Литература............................................................................................................................................................................................................ 178
Глава 9. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ....................................................................................................................... 178
§ 1. Аренда машин и оборудования............................................................................................................................................................... 181
§ 2. Информационные услуги........................................................................................................................................................................... 183
§ 3. Реклама........................................................................................................................................................................................................... 184
1. Участники рекламного процесса........................................................................................................................................................... 185
2. Организация международных рекламных кампаний...................................................................................................................... 187
3. Международное регулирование рекламной деятельности............................................................................................................ 190
§ 4. Страхование.................................................................................................................................................................................................. 190
1. Морское страхование............................................................................................................................................................................... 192
2. Страхование рисков.................................................................................................................................................................................. 195
Литература................................................................................................................................................................................................................ 197
Глава 10. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН..................................................................................................... 197
§ 1. Лицензионная торговля.............................................................................................................................................................................. 200
1. Объекты лицензий.................................................................................................................................................................................... 201
2. Состояние лицензионной торговли..................................................................................................................................................... 203
3. Организация лицензионной торговли................................................................................................................................................. 204
4. Международное регулирование.......................................................................................................................................................... 209
§ 2. Прочие формы технологического обмена............................................................................................................................................ 213
Литература............................................................................................................................................................................................................ 218
Глава 11. ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ........................................................................................................ 218
§ 1. Морской транспорт..................................................................................................................................................................................... 219
1. Морские перевозки..................................................................................................................................................................................... 219
2. Регулирование международных морских перевозок....................................................................................................................... 222
§ 2. Воздушный транспорт............................................................................................................................................................................... 224
1. Международные авиаперевозки............................................................................................................................................................ 224
2. Авиаперевозчики........................................................................................................................................................................................ 230
3. Обслуживание авиаперевозок................................................................................................................................................................ 231
4. Международное регулирование воздушных перевозок................................................................................................................. 232
§ 3. Прочие виды транспорта........................................................................................................................................................................... 236
Литература................................................................................................................................................................................................................ 237
Глава 12. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ.................................................................................................................................................... 237
§ 1. Развитие международного туризма........................................................................................................................................................ 238
§ 2. Организация международного туристического бизнеса.................................................................................................................. 239
§ 3. Всемирная туристская организация (ВТО).......................................................................................................................................... 245
Литература............................................................................................................................................................................................................ 246
Фомичев Виктор Июльевич
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Учебник
Редактор В. Ю. Елгазина
Корректор М.В. Литвинова
Художественное оформление Е.А. Доний
Компьютерная верстка Л.Д. Афанасьевой
ЛР № 070824 от 21.01.93
Подписано в печать 24.11.99. Формат 60х90/16.
Усл. печ. л. 28,0. Печать офсетная.
Доп. тираж 6000 экз.
Цена договорная. Заказ № 5510.
Издательский Дом «ИНФРА-М»
127214 Москва, Дмитровское шоссе, 107
Тел.: (095) 485-74-00; 485-70-63. Факс: (095) 485-53-18.
Робофакс (095) 485-54-44;
E-mail:books@in fra-m.ru
http://www.infra-m
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ГИПП «Нижполиграф».
603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.