Типы и формы собственности.

Тип собственности Общественная Частная Смешанная
Форма собственности Государ- ственная Коллективная Индиви- дуально-трудовая С наемным трудом  
Вид собственности     Общегосударственная Муниципальная Кооперативная Акционерная Партнерская Собственность общественных организаций Собственность религиозных и культурных организаций Единоличная Семейная Индивидуальная с применением наемного труда Монополистическая Корпоративная Государственно-коллективная Государственно-частная Частно-коллективная Совместно с применением иностр. капитала Другие.
                                   

В соответствии с характером производственных отношений, присущих конкретному способу производства, различают исторические типы собственности, обладающие совокупностью специфических признаков.Поскольку в рамках того или иного типа собственности на разных ступенях развития общественного разделения труда могут существовать различия способа присвоения, то поэтому выделяют различные формы присвоения или формы собственности. К ним относятся: 1) формы индивидуального присвоения; 2) формы коллективного присвоения; 3) формы общественного присвоения.

В рамках той или иной формы могут быть те или иные виды. Так:

- Индивидуальная собственность делится на: а) личную; б) частную трудовую; в) частную капиталистическую.

- Коллективная собственность делится на: а) товарищества; б) кооперативную; в) акционерную; г) совместное производство.

- Общественная собственность делится на: а) общегосударственную; б) муниципальную.

Хозяйственная практика строится на разграничении сущности типа, форм и видов собственности. При этом отношения собственности лежат в основе тех или иных форм организации хозяйственной деятельности. Между ними существует диалектическая связь. С одной стороны, структура экономики влияет на структуру собственности, опосредует многообразие ее видов. С другой стороны, формы хозяйствования определяются отношениями пользования объектами собственности, а также уровнем технического развития производства. На основе одной формы или вида собственности могут сложиться разные формы хозяйствования, что и является условием конкуренции.

Государственная собственность отличается тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и объединений, а у государственного института политической и экономической власти. Государство являете здесь верховным распорядителем имущества. Управляют производством назначенные государством руководители. Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли, и вэтом смысле государственная собственность унитарна.

Развитие процессов обобществления и нарастание социализации экономики ведут к усилению объективной необходимости государственной собственности. В области экологии и иных, национально значимых сферах он приобретают практический смысл и институциональны механизм реализации экологических, социальных и иных программ.

Государственная собственность реализуется еще в одном направлении. Обладая экономической властью, он директивно присваивает часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их.

Верховным распорядителем имуществамуниципальных предприятий являются органы местной власти (городски районные и т.д.). Управление муниципальными предприятиями осуществляется либо непосредственно муниципальными органами, либо через назначенных и руководителей. Созданный доход может распределяться муниципальными органами, руководителями самостоятельно или с участием трудовых коллективов.

Частная собственность — это отношения собственности при которых экономическое лицо обособленно, независимо от других осуществляет функции распоряжения и присвоения, все правомочия собственника сконцентрированы в руках этого лица.

Частная собственность выступает в двух вида индивидуально-трудовой частной собственности и нетрудовой, т.е. с применением наемного труда.

К первой форме частной собственности могут быть отнесены: крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные торговцы; частнопрактикующие врачи, адвокаты н другие люди. Они в одном лице соединяют и собственника и работника.

Частная собственность нетрудового характера близка по содержанию к индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном лице. Но частная собственность с применением наемного труда как особая форма отличается от индивидуальной тем, что некоторые правомочия здесь могут разделяться. На фирмах с использованием наемного труда трудятся одни лица, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью.

Коллективную форму собственности образует объединение лиц, имеющих права индивидуальных собственников. По размеру имущества участники общей собственности могут отличаться друг от друга. Но они не отличаются по набору существенных правомочий. Коллективная собственность может быть долевая, когда выделены имущественные доли участников, и совместная, когда доли не выделяются.

Наиболее часто встречающейся разновидностью коллективной собственности является кооперативная собственность. Кооператив — это объединение группы физических лиц, как правило, осуществляющих одновременно функции и собственников, и работников, большая часть правомочий собственника осуществляется ими совместно, на равных основаниях.

Для современной экономики характерна тенденция усложнения внутреннего содержания отдельных форм собственности. В результате образуютсясмешанные формы,когда внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности. Например, различные медицинские центры, созданные в государственных медицинских учреждениях, функционируют на частных или кооперативных началах. Аналогичные структуры имеются ив государственных высших учебных заведениях. Или, например, колхозы и совхозы преобразованы в акционерные общества, но продолжают функционировать на кооперативных началах, вновь объединив ранее выделенные работникам паи.

Комбинированные формы образуются путем объединения различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. К ним могут быть отнесены совместные предприятия, холдинги, концерны, финансово- промышленные группы. В финансово-промышленных группах и иных объединениях могут участвовать частные, государственные и другие формы без утраты своего базового качества.

3.3В связи с переходом к рыночной экономике в результате осуществления широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в Казахстане произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности, а именно:

-появление многообразия форм собственности;

-превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в казахстанской экономике;

-преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

-становление новых форм хозяйствования;

-формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности.

Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства.В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация.

Приватизация — это одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

В процессах разгосударствления и приватизации в РК за 10 лет можно выделить четыре этапа, для каждого из которых характерны свои цели и задачи. Начало этих процессов приходится на период становления Казахстана как суверенного государства.

I. Этап охватывает период 1991 — 1992 гг. Основным направлением приватизационного процесса на I этапе являлось широкомасштабное реформирование государственной собственности в целях обеспечения условий перехода от централизованно—плановой к рыночной экономике, которое осуществлялось путем передачи предприятий в коллективную или акционерную собственность трудовым коллективам этих предприятий на льготных условиях и продажи объектов торговли и сферы услуг, в том числе за жилищные купоны.

II.Этап охватывает период 1993—1995 гг. Данный этап осуществлялся в соответствии с "Национальной Программой разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на* 1993—1995 годы", утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта 1993 года.

Основной целью второго этапа приватизации являлось создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации прав собственности в процессе возвращения государством населению республики национального имущества путем безвозмездной и возмездной передачи производственных объектов и других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству.

Программа второго этапа приватизации определила основные направления институциональных реформ:

-"малая приватизация", осуществляемая посредством аукционов и конкурсов малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового обслуживания;

-"массовая приватизация" средних предприятий, имеющих численность работающих от 200 до 5000 человек, в том числе за приватизационные инвестиционные купоны (ПИКи);

-приватизация по индивидуальным проектам крупных и уникальных имущественных комплексов (предприятий с численностью работающих 5000 человек);

-приватизация госсельхозпредприятий" (совхозов).

IllЭтап приватизации охватывал период 1996—1998 гг. и осушествлялся в соответствии с "Программой приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 1996 года N 246.

Основной целью Программы III этапа являлось достижение и укрепление преобладания частного сектора в экономике Республики Казахстан путем завершения процесса приватизации. Третий этап включал приватизацию государственной собственности только за денежные средства и предполагал реализацию:

- государственного предприятия как имущественного комплекса;

-производственных и непроизводственных подразделений структурных единиц предприятия как имущественного комплекса, приватизация которого не нарушает замкнутый технологический цикл;

-имущества предприятия, которое производится лишь в случаеликвидации государственного предприятия, исключительно на аукционе;

-акций и долей государства в уставных фондах хозяйственных товариществ, а также передачу в доверительное управление государственных пакетов акций и долей государства в АО и ТОО;

-секторных программ в: электроэнергетическом комплексе; нефтегазовом и нефтехимическом комплексе; металлургическом и горнорудном комплексе; транспортно-коммуникационном комплексе (наземный транспорт, воздушный транспорт, связь); агропромышленном комплексе;социальной сфере (здравоохранение, образование, культура, туризм и спорт).

IV Этап охватывал период 1999—2000 гг. и осуществлялся в соответствии с "Программой приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июня 1999г.N 683.

Главными целями Программы IV этапа являлись совершенствование правовой основы приватизации и управления государственным имуществом; улучшение учет, повышение эффективности управления и обеспечение конкурсной и транспарентной приватизации государственного имущества.

В соответствии с Программой:

- осуществлена передача права владения и пользовании государственными пакетами акций отраслевым министерствам и ведомствам;

-определены 10 ведущих предприятий как "голубые фишки", в которых государство оставило за собой долевое участие;

-проведено разделение государственного имущества на республиканское и коммунальное, что предполагает увеличение доходов местных бюджетов и проведений инвестиционной политики на местах, исходя изпервоочередных задач регионов.

За 1991-2000 годы в целом по республике Комитетом госимущества и приватизации и его областными, подразделениями приватизировано более 34,5 тысяч государственных объектов.

На первом этапе было получено от приватизации — 4144 млн. рублей. За период с 1993 г. по 2000 г. в целом по республике от приватизации получено 215,4 млрд. тенге, и том числе от продажи акций акционерных обществ (АО) - свыше 90%.

Приватизация является только одной из форм преобразования собственности. Другие способы изменения форм собственности — это национализация, денационализация, реприватизация.

Национализация — обратный процесс приватизации, когда субъекты частной собственности переходят в государственную собственность.

Денационализация — это процесс, когда национализированный объект собственности передается бывшему владельцу.

Реприватизация — первоначально приватизированные предприятия, земля, акции и т.п. вновь национализируются.

3.4.Экономические отношения в обществе — сложное понятие. С одной стороны, они показывают отношения людей к природе, взаимодействие человека с природой. Это отношение по поводу рационального использования данных природных ресурсов. Их можно определить как технико-экономические отношения. С другой стороны, экономические отношения — это отношения между самими людьми, которые определяются собственностью на факторы производства (производственные отношения). Это социально- экономические отношения.Технико-экономические и социально-экономические отношения образуют единство двух сторон экономики. Это единство закреплено организационно-экономическими отношениями, т.е.как система организации и управления всей экономикой и отдельными ее частями.

Следовательно, экономическая система — это совокупность и взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться экономические отношения и институты, реализующие экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретическое осмысление экономических явлений и процессов.

Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться ни основе различных критериев. В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В этой связи заслуживает внимания два подхода к изучению современного общества, сложившиеся в экономической литературе: формационный и цивилизационный.

Формационный подход к периодизации социально- экономического развития общества показывает историю жития общества как прерывную, состоящую из качественно различных периодов. При этом каждый период есть новая ступень в качественном и количественном развитии общества.

В основе формационного подхода в его наиболее известной марксистской версии лежит идея соответствия производственных отношений (отношение собственности) уровню и характеру производительных сил. Развитие последнихобуславливает в конечном счете формационные переходы.

Таблица4.1

Наши рекомендации