Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Менеджмент: Учебно-метод
Кафедра менеджмента
Старыгина А.М.
Менеджмент: Учебно-метод. комплекс. – Ростов н/Д: ЮРИ РАНХиГС, 2014.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению, профилю подготовки и учебного плана: 080100 Экономика бакалавр
Предназначен для студентов Южно-Российского института филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающихся по направлению подготовки: 080100 Экономика бакалавр (для всех форм обучения).
Печатается по решению кафедры.
от 23 января 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о курсе………………………………………………………………… | |
Учебно-тематический план курса………………………………………………………. | |
Программа курса…………………..……………………………………………………... | |
Планы семинарских занятий………………………………………………………….…. | |
Контрольный тест………………………………………………………………………… | |
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену ………………………….. | |
Темы курсовых работ…………………………………………………………………….. | |
Рекомендуемая литература………………………………………………………………. | |
Глоссарий………………………………………………………………………………… |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в число базовых теоретических курсов подготовки бакалавров менеджмента. Теория изучения развития и оценки эффективности в менеджменте выступает основой построения эффективной системы знаний о возникновении и динамике развития теоретических знаний науки менеджмента.
Менеджмент, как одна из основных дисциплин подготовки экономических кадров, вооружает студента знаниями в области эффективного управления социально-экономическими процессами в различных сферах народного хозяйства. Данный учебно-методический комплекс разработан с целью подготовки студентов правильно ориентироваться в изучении и решении рaзличныx проблем управленческого характера c использованием наyчных принципов, методов, подходов и функций менеджмента. При этом акцент ставится на росте самостоятельности студента в области принятия управленческих решений, разработке стратегических направлений развития, работе c человеческими ресурсами, выборе эффективных вариантов повышения результативности деятельности организаций и т.д.
В учебной дисциплине «Менеджмент» рассматривается эволюция развития категории «менеджмент», законы, подходы, школы управления, основанные на современных концепциях менеджмента; непроизводственные отношения, то есть отношения, которые устанавливаются в неформальных группах и любо продолжают основные направления поведения в организации, либо противоречат им. В рамках данной дисциплины рассматриваются тенденции и противоречия развития принципов менеджмента, а также оцениваются перспективы дальнейшего развития данной науки.
Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в число базовых теоретических курсов подготовки менеджеров. В основу курса положена необходимость обеспечения качества специальной теоретической подготовки экономистов и управленцев, как работающих в организациях и в учреждениях различных форм собственности и отраслей народного хозяйства, так и служащих в государственных, центральных и местных органах управления.
1. Цели и задачи дисциплины:сформировать научное представление о менеджменте как о науке об управлении, об основных тенденциях и законах менеджмента, о механизмах, методах и инструментах менеджмента в рамках экономической системы.
Задачи учебной дисциплины следующие:
– определение роли и места менеджмента в общей системе деятельности фиpмы в условиях рынка;
– изучение основных концепций формирования и функционирования менеджмента на рaзличных исторических этапах в рaзных странах;
– ознакомление студента с подходами, методами и принципами менеджмента;
– обучение навыкам самостоятельного анализа и оценки управленческих ситуаций (принятие решения, мотивация, контроль, планирование, стиль управления, власть руководителя и т.д.) и разработка наиболее рациональных вариантов решения;
– формулировка тактики и стратегии развития и совершенствования менеджмента в конкpeтных условиях функционирования организации и т.д.
- подготовка специалистов, знающих содержание и тенденции развития и оценки основных законов и направлений менеджмента;
- привить студентам умение самостоятельно разбираться в особенностях и тенденциях развития и оценки управления в рамках развития экономических систем;
- обучить поиску, анализу и обработке аналитических статистических материалов по изучаемой дисциплине.
Предполагается, что по окончанию изучения все это позволит будущим управленцам использовать опыт в решении экономических проблем, в формировании и проведении сбалансированной социально-экономической политики, способствующей экономическому росту и повышению благосостояния российского общества. Изучение дисциплины даст возможность студентам ориентироваться в поиске и анализе экономической литературы по изученным проблемам. Важным результатом освоения курса является использование теоретических знаний в будущей профессиональной деятельности студентов.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способностью находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного управленческого проекта (ПК-11);
- способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
В результате изучения дисциплины «Экономика» бакалавр должен знать:
- формы и методы стратегического и текущего воздействия государства на экономическую систему страны;
- систему и методику применения оценочных показателей при характеристике эффективности функционирования экономической системы;
- инструменты и направления социальной и государственной политики в сферах и отраслях национального хозяйства;
уметь:
- уметь выделять сущностные характеристики и принципы законов менеджмента;
- применять методы расчета и анализа системы показателей, характеризующих динамику эффективности менеджмента;
- выявлять закономерные тенденции развития менеджмента в условиях глобализации и прогнозировать тенденции его дальнейшего развития;
- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся оценки современных условий экономической деятельности, причинам имеющихся проблем в сфере управления и способам их разрешения;
- анализировать основные тенденции развития управленческой науки в экономической системе, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих экономических проблемах;
- рассчитывать показатели экономической и социальной эффективности оценки функционирования экономических систем;
владеть навыками:
- целостного подхода к анализу проблем в сфере экономики и управления;
- поиска, анализа и обобщения научной литературы;
- представления результатов аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, презентации.
- сбора, обобщения и анализа экономической информации, извлечения необходимых сведений из оригинального текста по проблемам управления в функционировании экономической системы;
- навыками самостоятельного получения знаний в сфере исследования управления.
Дисциплина «Менеджмент» связана и базируется на знании студентами таких курсов, как «История экономических учений», «Социология», «Психология», «Микроэкономика», «Макроэкономика».
Упражнения и задания для самостоятельной работы студентов направлены на более глубокую проработку основных вопросов и проблем учебного курса, формирование практических навыков и умений, необходимых менеджеру.
Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для очной формы обучения)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Общая трудоемкость дисциплины | |||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
И(или) другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен |
(для заочной и сокращенной формы обучения)