Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Требования к уровню освоения содержания

Требования к уровню освоения содержания,

По завершении изучения учебной дисциплины «Латинский язык» студент должен:

Знать:

- основные грамматические категории и законы развития фонетического, морфологического, синтаксического и лексического строя латинского языка; принципы латинского словообразования, парадигмы именного склонения и глагольного спряжения; основные культурные и языковые вехи истории Древнего Рима.

Уметь:

- читать на латыни с правильным произношением, ударением и интонацией, грамматически комментировать явления латинского языка, разбирать и переводить латинские тексты, в том числе и оригинальны.

Владеть

-навыками практической работы с грамматическими справочными материалами и пособиями, умение пользоваться латинскими словарями и необходимыми терминологическими профессиональными справочниками, перевода наиболее частых латинских синтаксических конструкций

Формы контроля подразумевают текущий контроль: контрольные работы, лексические диктанты, письменные домашние задания, промежуточное тестирование по отдельным темам. Итоговым контролем является зачет в комбинированной форме.

2. Тематический план изучения дисциплины «Латинский язык»

Для студентов очной формы обучения

п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятельная работа (формы, часы) Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Всего
1. Введение.    
2. Фонетика.    
3. Лексика.    
4. Морфология.    
5. Синтаксис.    
6. Итого:

Тематический план изучения дисциплины «Латинский язык»

Для студентов заочной формы обучения (полный срок обучения)

п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятельная работа (формы, часы) Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Всего
1. Введение.    
2. Фонетика.    
3. Лексика.    
4. Морфология.    
5. Синтаксис.    
6. Итого:

Тематический план изучения дисциплины «Латинский язык»

Для студентов заочной формы обучения

(на базе среднего специального образования)

п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятельная работа (формы, часы) Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Всего
1. Введение.    
2. Фонетика.    
3. Лексика.    
4. Морфология.    
5. Синтаксис.    
6. Итого:

Тематический план изучения дисциплины «Латинский язык»

Для студентов заочной формы обучения

(на базе высшего образования)

п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятельная работа (формы, часы) Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Всего
1. Введение.    
2. Фонетика.    
3. Лексика.    
4. Морфология.    
5. Синтаксис.    
6. Итого:

Содержание программы учебной дисциплины.

Тема №1. Введение. (4/4 часа).

Цель изучения темы:

-определить место латинского языка в языковой системе.

Задачи изучения темы:

- дать студентам базовые представления о значении латинского языка для европейской культуры и мировой цивилизации

- показать роль латинского языка в дальнейшем языковом развитии народов мира и формировании лексического тезауруса современных языков.

Содержание темы:Территориальные и хронологические границы античной культуры. Место латинского языка в классификации языков мира, в системе индоевропейских языков. Значение латинской культуры для мировой цивилизации. Роль латинского языка в дальнейшем языковом развитии народов, в современной языковой ситуации. Роль латинского в формировании лексического тезауруса современных языков, родственных латинскому. Значение латинского языка для терминологии науки, в частности исторической терминологии.

Методы:лекция

Литература: № 1.

Вопросы для самопроверки:

Расскажите о месте латинского языка в классификации языков мира и в системе индоевропейских языков.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Объясните значение латинского языка для терминологии исторической науки.

Тема №2. Фонетика (4/4 часа).

Цель изучения темы:

-дать студентам базовые сведения о латинской фонетике.

Задачи изучения темы:

- сформировать навыки произношения и чтения по латыни.

Содержание: Латинский алфавит – происхождение и развитие. Сопоставление латинского алфавита с алфавитом русского и европейских языков. Правила чтения, долгота и краткость гласного слога. Правила ударения.

Методы:лекция, письменные и устные домашние задания, консультации преподавателя, самостоятельная работа студентов

Литература:№1, 2, 4.

Вопросы для самопроверки:

Объясните правила чтения и ударения в слове.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Расставьте ударения в конкретном слове.

Объясните правила чтения гласных на конкретных примерах.

Тема №3. Лексика (4/4 часа).

Цель изучения темы:дать студентам базовые представления о лексической системе латинского языка;

Задачи изучения темы:

- показать способы словообразования, которые получили развитие в современных базовых языках;

-выработать навыки словообразовательного анализа и работы со словарями.

Содержание:Элементарные лексические понятия, употребляющиеся при описании лексики латинского и современных языков. Способы словообразования в латинском языке: префиксация, суффиксация, сложение основ. Использование словообразования в развитии лексики современных языков. Основные словообразовательные элементы латинских слов (исконно латинские и заимствованные греческие).

Методы:лабораторные занятия, письменные и устные домашние задания, консультации преподавателя, самостоятельная работа студентов

Литература:1,2,4.

Вопросы для самопроверки:

Приведите производные от данного латинского слова в русском языке.

Приведите общеупотребительные слова, образованные и использованием тех же словообразовательных форматов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Образуйте от данного глагола существительное, обозначающего действующее лицо, и существительное означающее действие.

Определите основные словообразовательные форматы данного латинского слова.

Приведите производные от данного латинского слова в русском языке.

Объясните использование латинских словообразовательных форматов и моделей в этих производных.

Приведите общеупотребительные слова, образованные и использованием тех же словообразовательных форматов.

Тема №4. Морфология (23/37).

Цель изучения темы:

- сформировать представления об основных морфологических формах латинского языка.

Задачи изучения темы:

-научить определять практическую основу слов;

- сформировать представления о системе и типах именного склонения латинского языка;

- научить различать употребление латинских предлогов и предложных конструкций;

- дать характеристику системы латинского глагола.

Содержание: Понятия аналитического и синтетического грамматического строя языка, сопоставление латинского и различных европейских языков. Части речи, их грамматические категории в латинском и западных языках. Понятие словарных форм, сопоставление словарных форм латинских имен и глагола со словарными формами других языков. Практическая основа и способы ее определения в латинском языке. Система и типы именного склонения в латинском языке. Латинские предлоги, различия употребления, методика перевода предложных конструкций. Степени сравнения имен прилагательных. Понятие супплетивизма, супплетивные степени сравнения. Местоимения, особенности их образования и употребления. Методика перевода. Система латинского глагола: основы, основные формы, грамматические категории, системы времен глагола, образование личных форм, неличные формы глагола.

Методы:лабораторные занятия, письменные и устные домашние задания, консультации преподавателя, самостоятельная работа студентов

Литература:1,2,4.

Вопросы для самопроверки:

Объясните, для чего служит основа.

Объясните состав и способ образования данного слова.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Назовите словарные формы данных слов и определите их практические основы.

Определите его части, значение каждой из частей для выражения данного морфологического значения.

Образуйте от данного существительного имя прилагательное. Объясните, чем различаются их значения.

Тема №5. Синтаксис (16/16).

Цель изучения темы:

-научить студента работать с оригинальными текстами на латинском языке.

Задачи изучения темы:

- сформировать у студентов базовые сведения о латинской грамматике

- выработать навыки анализа латинских грамматических форм и синтаксических конструкций.

Содержание: Методика перевода латинского предложения: от дословного к литературному переводу. Порядок слов в предложении. Согласование имен в роде в латинском языке. Функции существительных, прилагательных, местоимений, глагола. Функции конъюнктива в простом предложении.

Методы:лабораторные занятия, письменные и устные домашние задания, консультации преподавателя, самостоятельная работа студентов

Литература:1,2,4.

Вопросы для самопроверки:

Объясните методику перевода данного латинского предложения.

Объясните порядок слов в данном латинском предложении.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Объясните синтаксическую функцию данного слова, способ выражения данной функции.

Дайте дословный и литературный перевод, объясните их различия.

Сравните функции личных и неличных форм глагола в данном латинском предложении.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература.

Основная литература по дисциплине:

1. Учебник латинского языка: для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов / И. С. Розенталь, В. С. Соколов. - 2-е изд., стер. -М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2010. - 306 с.

Дополнительная литература:

1. Латинскийязык: система частей речи: учеб.-метод. пособие для студ. филол., ист. фак. ин-тов, ун-тов / С. А. Петрова ; рец. М. В. Ягодкина ; ЛГУ им. А.С. Пушкина. - СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. - 53 с.

2. Учебник латинского языка: для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов / И. С. Розенталь, В. С. Соколов. - 2-е изд., стер.- М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2010. - 306 с.

3. Латинскийязык: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. и напр. "Филология" и по напр. "Гуманитарные и социально-экономические науки" / А. И. Солопов, Е. В. Антонец ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филолог. фак-т, каф. классич. филологии. - М. : Юрайт, 2011.

4. Кацман Н.Л. Сборник упражнений по латинскому языку(для студентов институтов и факультетов иностранных языков)/Н.Л. Кацман. – М.,1983.

5. Латинский язык. Грамматические таблицы.- М., 2006.

6. Латинско-русский словарь. - М., 2005.

Литература для самостоятельной работы:

1. Бабичев Н.Т. Словарь латинских крылатых слов/ Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровский. – М., 1999.

2. Бударагин Н.М. Хрестоматия по латинскому языку/Н.М. Бударагин. – СПб., 2003.

3. Воронов А.И. Латинское наследие в русском языке. Словарь справочник. - М., 2002.

4. Крылатые латинские изречения. – М.,2001.

5. Хрестоматия по латинскому языку: Средние века и Возрождение/ Н.А. Федоров. – М.,2003.

4.2. Интернет-ресурсы:

1. http//latinsk.ru;

2. http//www.triliduis.ru;

3. http//www.multikuti.ru/Latin

4. Учебник латинского языка для юристов. / Светилова Е.И. М.: Флинта, 2009г.- 336 с. (Книгофонд)

4.3. Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к зачёту:

1. Объясните правила ударения в данном слове.

2. Просклоняйте латинские словосочетания в единственном и множественном числе.

3. Объясните функции падежей именных частей речи в данном латинском предложении и его русском переводе.

4. Проспрягайте латинский глагол во всех временах активного залога.

5. Проспрягайте латинский глагол во всех временах пассивного залога.

6. Преобразуйте в страдательную конструкцию данное предложение.

7. Определите словообразовательные форматы данного латинского слова.

8. Приведите производные от данного латинского лова в русском языке.

9. Объясните словообразовательную структуру данного латинского слова.

10. Назовите словарные формы данных слов и определите их практические основы.

11. Объясните синтаксическую функцию данного слова, способ выражения данной функции.

12. Объясните методику перевода данного латинского выражения.

13. Объясните порядок слов в данном латинским предложении.

14. Дайте дословный перевод данного латинского предложения.

15. Сделайте морфологический разбор слов.

16. Запишите словарные формы именных частей речи в данном предложении, определите их практические основы.

17. Определите функции личных и неличных форм глагола в данном латинском предложении.

18. Объясните типы и значение придаточных в данном предложении.

19. Определите значение придаточных в выделенном предложении.

20. Объясните употребление индикатива и конъюнктива в данном предложении.

Наши рекомендации