Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Учебно-методический комплекс
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция
квалификация (степень «Бакалавр»)
Томск
Авторы:
Ермоленкина Л.И., кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия
Савельева Н.В., ст. преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия
Рецензенты:
Костяшина Е.А.,кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия
Дубина Л.В., доцент кафедры теории и истории русского языка филологического факультета Томского государственного педагогического университета, канд. филологических наук
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» квалификация (степень) «Бакалавр».
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 1 от 29 августа 2011 г.).
Утверждён Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 1 от 29 августа 2011 г.).
© Западно-Сибирский филиал РАП, 2011.
© Ермоленкина Л.И., Савельева Н.В., 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Объем дисциплины и виды учебной работы 6
Тематический план 7
Программа курса 7
Планы практических занятий 8
Методические рекомендации по изучению дисциплины и
организации самостоятельной работы студентов 15
Примерная тематика рефератов 36
Пример тестового задания 37
Примеры контрольных заданий 41
Литература 47
Вопросы для подготовки к зачету 49
Приложение № 1. Gaudeamus 51
Приложение № 2. Латинские выражения и крылатые слова 53
Приложение № 3. Лексический минимум 59
Приложение № 4. Латинско-русский словарь 62
Приложение № 5. Справочные таблицы по морфологии 71
Курс лекций 85
Введение
Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы ФГОС ВПО (индекс ГСЭ.В.03). Он содержит организационно-методические рекомендации, программу, тематические планы, примерную тематику рефератов, обучающие задания, вопросы к зачёту, тестовые задания, упражнения, латинские юридические выражения, рекомендуемые студентам для заучивания в качестве основного лексического минимума, краткий латинско-русский словарик, необходимый для перевода текстов, а также список основной и дополнительной учебно-методической литературы.
При составлении учебно-методического комплекса учтены особенности изучения дисциплины студентами-бакалаврами заочной формы обучения.
Курс латинского языка для студентов-бакалавров юридической специальности направлен на формирование общелингвистической культуры (умение работать с текстом, понимание статуса латинского языка, его роли в становлении европейских языков и культуры, в том числе той ее части, которая связана с историей зарождения и формирования права). В рамках курса студенты должны усвоить основные положения грамматики латинского языка и выучить слова и обороты, необходимые для работы с латинскими юридическими источниками.
Латинский язык является дисциплиной, изучение которой расширяет кругозор студентов, содействует выработке у них научного подхода к изучению современных живых языков и одновременно дает некоторые сведения по истории и культуре античного мира. Будучи неотъемлемой частью гуманитарного образования, латинский язык способствует пониманию общих лингвистических закономерностей, успешному овладению современными иностранными языками и углубленному изучению русского языка, лексический состав которого обогатился значительным числом слов латинского происхождения.
Поскольку терминологический арсенал юриспруденции в значительной степени сформирован из латинских слов, в курсе особое место уделяется особенностям функционирования лексики латинского происхождения в судебно-правовой сфере, изучению терминологической юридической лексики, юридических выражений и крылатых слов.
Цель курса – подготовка к восприятию основных юридических дисциплин и юридической терминологии, умение работать с текстами и латинскими выражениями, встречающимися в юридической литературе, изучение латинского языка как явления действительности, как учебного предмета и как сферы профессиональной деятельности; усвоение юридической терминологии, восходящей к латинской лексике и фразеологии.
Данный курс включает сведения об основах латинской фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса, а также фразеологии в том аспекте, который представляет собой интерес для освоения юриспруденции.
Задачи курса:
1) изучение системы латинской грамматики в сопоставлении с грамматикой русского и изучаемых иностранных языков;
2) овладение основным латинским словарным фондом, включающим наиболее употребительные латинские слова, являющиеся в то же время особенно продуктивными для образования лексического состава современных языков, юридической терминологии и интернациональной научной и политической терминологии;
3) выработка культуры анализа латинского текста, включающего в себя умение читать, переводить и комментировать текст;
4) энакомство студентов-бакалавров с основами античной культуры.
Компентностный подход, реализуемый в процессе преподавания латинского языка, предполагает, что студент-бакалавр:
1) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
2) способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
3) обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
4) стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).
Кроме этого бакалавр должен обладать рядом лингвистических компетенций:
1) владение системными основами терминологической грамотности, в частности латинской юридической терминологией;
2) способность в практической и научной деятельности свободно, осознанно пользоваться профессиональной и общекультурной лексикой латинского происхождения;
3) умение соотносить слова латинского происхождения с их источником, видеть в рассамтриваемых языках межкультурные связи;
4) владение навыками создания, перевода и интерпретации текста;
5) способность понимать значение культуры как формы человеческого существования.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
(результаты обучения)
В результате изучения дисциплины студенты должны научиться читать и переводить учебные латинские тексты; усвоить основы латинской грамматики в изучаемом объеме; усвоить необходимый минимум латинской юридической лексики (100 единиц); знать не менее 50 латинских юридических пословиц и афоризмов; знать наизусть международный студенческий гимн “Gaudeāmus”; приобрести навыки грамматического разбора и перевода простого латинского предложения; овладеть навыками этимологического анализа латинской лексики, заимствованной в русский язык, владеть навыками историко-правового комментария юридической лексики латинского происхождения, т.е. уметь формировать целостное знание о предмете, видеть перспективу применения знаний лингвистического характера в дисциплинах историко-правового цикла. Таким образом, курс латинского языка взаимодействует не только с собственно языковыми дисциплинами («Русский язык и культура речи», «Иностранный язык»), но и с дисциплинами теоретико-правовой направленности («Римское право»).
Согласно плану студенты должны выполнить 1 контрольное задание. Формой итогового контроля является зачет. Общая трудоёмкость дисциплины – 2 дидактические единицы.
Виды учебных занятий курса – семинары, что обусловлено спецификой курса: изучение иностранного языка требует отработки практических навыков.
Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по форме обучения |
Заочная | |
Общая трудоемкость дисциплины | 2 з.е. – 72 ч. |
Всего аудиторных занятий | |
Лекции | - |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |
Форма итогового контроля | Зачет |
Тематический план
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | С/р | ||
1. | Введение в латинский язык и античную культуру | - | ||
2. | Фонетика латинского языка | - | ||
3. | Грамматика латинского языка | - | ||
4. | Синтаксис латинского языка | - | ||
5. | Лексика и фразеология латинского языка | - | 2[1] |
Программа курса
Тема 1. Введение в латинский язык и античную культуру.
Латинский язык и античная культура – основа европейской цивилизации. Древняя Греция и Рим – колыбель европейской цивилизации, их влияние в области права, религии, литературы, искусства и языка.
Понятие индоевропейской семьи языков и место латинского языка в ней.
История латинского языка, время его формирования, основные направления современного изучения.
Античная культура и история. Античность как историческая и культурная основа для формирования европейской цивилизации. Античная культура в аспекте ее правового, философского, риторического, политического, медицинского и т.д. наследия. Историко-культурное и лингвистическое значение изучения латинского языка в разные периоды истории. Латинский язык как база создания терминологической лексики в области юриспруденции, науки, культуры, искусства, медицины. Роль латинского языка в подготовке будущих юристов.