Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности
Авто предлагает две линии анализа: виртуальной реальности как новой среды для конструирования личности, так и изучение трансформаций идентификационных процессов в условиях виртуальной среды. Автор отмечает, что 1) анонимность виртуальности соответствует общему кризису рационализма, утверждению иррациональности социального бытия, утрате социальной реальностью своей определенности и устойчивости, а, следовательно, и привычных оснований для социальной самокатегоризации; 2) возможность "игры" с ролями и построением множественного "Я" в Интернете, во многом напоминает реальность постмодерна как принципиально множественной, требующей от человека постоянных переключений на различные социальные ситуации, что увеличивает "удельный вес" возможных Я-концепций в общей структуре самосознания личности; 3) единственная реальность личности в виртуальности суть реальность самопрезентации; 4) виртуальная реальность предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования - в реальности постмодернистское состояние неопределенности вызывает к жизни креативного субъекта: в силу актуальной потери социальных ориентиров возрастает необходимость конструирования социальных отношений и собственной идентичности.
Автор считает, что объективный переход от индустриального общества к информационному субъективно представлен в определенной "разорванности" двух разных миров: реального социального бытия и бытия информационного. Социальный мир традиционно относительно жестко объектен и структурирован, он исходно задает человеку достаточно определенные рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.). Информационный - принципиально безграничен, и, следовательно, необходимым условием существования в нем является решение задачи самоопределения, поиска идентичности. В нем установление "границ Я" возможно двумя путями:
1. через перенос в виртуальное пространство уже известных и наработанных в социальном мире символов (пола, возраста и пр.), то есть через виртуальную реконструкцию социальной идентичности;
2. через осмысление ценностных ориентиров своей деятельности, через формирование себя в виртуальном пространстве как активного субъекта, т.е. через виртуальную реконструкцию персональной идентичности. Решение именно этой двойной задачи и позволяет человеку стать субъектом не только социального, но и информационного мира. Таким образом, распространение культуры виртуальной реальности заставляет современное общество все более и более структурироваться вокруг противостояния сетевых систем (net) и личности (self), что в определенном смысле отражает противостояние процессов самопрезентации и идентичности.
Коловоротный С.В. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством
Автор статьи пишет, что системы виртуальной реальности ни в коем случае не должны интегрироваться с информационной системой интернет, а должны развиваться в замкнутом пространстве. Автор исследует появление термина «виртуальная реальность», отмечает его связь с понятием «киберпространство» и наличием аватар.
Автор рассматривает 2 типа классификаций виртуальной реальности: по характеру взаимодействия человека с виртуальной средой (пассивную, исследовательскую и активную), или второй тип классификации (условные, прожективные и пограничные). Автор выделяет два подхода в изучении виртуальной реальности: физический или физический+нефизический. Выделяет следующие свойства виртуальной системы: 1) считают возможность управления событиями, 2) фактор виртуального пространственно-временного континуума (исследователь находиться одновременно в двух пространствах); 3) мгновенный доступ к любой области пространства.
Говоря о виртуальной реальности, автор замечает, что она задействует работу человеческих органов чувств, а поскольку ее возможности в этой области велики, то это и дало возможность системе называться новой реальностью - искусственной, созданной самим человеком с помощью компьютерных информационных технологий. Автор предостерегает от виртуальной зависимости, когда некоторым людям будут пользоваться ей слишком в ущерб всему остальному. Автор обращает внимание на высокий уровень конвергенции (объединения, слияния) виртуальной реальности и сознания человека.