Значение элементов структуры личности в деятельности психолога 2.1.Направленность личности

Выделяя то общее и данное, что объединяет различные подходы к изучению структуры личности Б.Ф.Ломов замечает: "…не смотря на различие планов анализа в изучении личности, все... подходы выделяют в качестве главной характеристики личности ее направлен­ность. Она, так или иначе выявляется в изучении всей системы пси­хологических свойств (качеств) и состояний личности: потребнос­тей, интересов, способностей, одаренности, волевых, эмоциональ­ных, интеллектуальных свойств, характера и т.д. Направленность личности выступает как системообразующее качество, определяющее ее психологический склад. Именно она выступает в роли" побудительной" силы, определяющей избирательность отношений и активности личности" [8].

В традиционном подходе к изучению личности - это выступает как характер. В психоаналитическом - от того, как структурируется эта система отношений (к себе, к другим, к делу, к вещам, к соци­уму) формируется тот или иной механизм психологической защиты и вынуждает человека «играть» определенную функциональную роль по со­ответствующему сценарию.

Направленность личности многозначительное качество, проявляю­щееся в отношениях "личности к окружающему миру - это ее отноше­ние к природе, обществу, труду, другим людям, самой к себе" [1].

Ряд ученых считают направленность личности совершенно самос­тоятельным свойством личности, как и характер, темперамент; дру­гие относят ее к системе доминирующих мотивов. Вероятно то, что до­минирующие личностные ориентации человека, определяющие всю моти­вационную сферу и составляют направленность. И.Д.Ладанов (1982г.) подчеркивает, что общая направленность личности включает в себя трехуровневую систему побуждений:

1. Желание - как вполне осознанный, согласующийся с собствен­ными взглядами, целями интерес (мотив). Этот интерес порождается доминирующими потребностями. В основе потребностей могут быть различные активизирующие факторы - рефлексы, инстинкты, влечения, общение, принадлежность к какой либо группе и т.п.

2. Необходимость - это мотив, который вполне осознанный, сог­ласующийся с целями государства, общества и т.п., но не с собс­твенными целями, взглядами. Внешнее поведение при этом может про­являться, как поведение по желанию, а не по необходимости.

3. Установка - это неосознаваемое действие, согласно закреп­ленного стереотипа, шаблона, прошлого опыта - привычка, навык, автоматизм. В частности, сюда могут включаться и психологические механизмы защиты. "В конечном счете, - указывает И.Д.Ладанов, - все они могут подпадать под контроль сознания, однако сознание здесь выступает только в качестве регистратора события"..[6].

При изучении направленности, некоторые авторы [17], выделяют такие параметры личности, как - социоцентрическая направленность и эгоцентрическая. Эти два показателя являются по­лярными. Он рассматривает их с позиции социума, общества, т.к. со­циоцентристы, в его трактовке, это люди для которых цели, интере­сы и потребности общества являются их личными целями, интересами и для достижения этих целей применяются социально одобряемые средства. Эгоцентристы - это люди, которые для удовлетворения своих потребностей и интересов используют общественные средства и при этом применяют социально не одобряемые средства для достижения своих целей. Но в любом случае человек действует или по собствен­ному желанию или по необходимости или в силу прошлого опыта, ис­ходя из ориентаций на общество, на деловую активность или на себя.

В практической деятельности психологу при решении конкретных задач пси­хологического плана придется определять соотношение между индивидуальными потребностями какой-либо лич­ности с потребностями общества в целом; анализировать в каких ко­личествах и в каком качестве находится в структуре личности моти­вы, ориентированные на производство и потребление.

Знание направленности личности (на себя, на других, на дело, на общество) поможет психологу или менеджеру правильно строить от­ношения с людьми, которые представляют интерес, а также выбрать методически правильное воздействие; в какой-либо мере определить содержание жизненный целей и особенности воспитательных воздействий по фор­мированию профессиональных свойств.

Наши рекомендации