Задания для самостоятельной работы. 1. Охарактеризуйте основные достижения теории глубинной психологии. Ученый Движущие силы развития личности Структуры и/или типология личности

1. Охарактеризуйте основные достижения теории глубинной психологии.

Ученый Движущие силы развития личности Структуры и/или типология личности Основные механизмы развития и защиты
З. Фрейд Врожденные бессознатльные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду Ид, Эго и Супер-Эго Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация
К. Юнг Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интровертности и одной из психических функций  
А Адлер Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству Типология – формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности Компенсация неполноценности – неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая
К. Хорни Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической) «Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия)

2. Прочитайте работы:

· Прангишвили А.С. Понятие установки в системе советской психологии в свете исследований грузинской психологической школы // Вопросы психологии. 1967. №4. С.3-16

· Ходжава З.И. К вопросу о теории установки Д.Н. Узкадзе (ответ на статью А.А. Кутелия) // Вопросы психологии. 1957. №1. С. 125-132.

Из каких понятий происходит концепция установки Д.Н. Узнадзе? Какую позицию занял Д.Н. Узнадзе в дискуссии между интроспективной психологией и психологией бихевиоризма? Что показали результаты исследований грузинских психологов?

3. Разработайте кроссворд по изучаемой теме.

4. Подберите литературу и статьи по проблеме «биоэнергетического потока».

5. По аналогии работы А. Менегетти (Кино. Театр, бессознательное. – М., 2001) осуществите психологический анализ любого художественного фильма.

Практическое задание

Посмотрите художественные фильмы:

· «Фрейд» (реж. М. Армстронг)

· «Убить Фрейда»

· «Прощайте, доктор Фрейд» (реж. М. Мигунова)

· «Цвет ночи» (реж. Р.Рош)

· «Окончательный анализ» (реж. Ф. Джоану).

Сформулируйте свою позицию на проблемы психоаналитической практики.

Вопросы для самопроверки

1. Как формируется индивидуальный стиль жизни, по мнению А.Адлера?

2. В чем роль компенсации в развитии личности?

3. На каких основаниях строится типология А.Адлера?

4. В чем заключаются разногласия А.Адлера и З.Фрейда?

5. Кто из психологии, работающих в русле глубинной психологии, занимался «биоэнергетическим потоком»?

6. Какие основные идеи внес в психоанализ В. Райх?

7. Что такое «защитный панцирь»?

8. Перечислите фазы биологического напряжения и нагрузки?

9. В чем суть психотерапии В. Райха?

10. В чем заключается взгляд В. Райха на причины агрессивных и деструктивных влечений?

11. Кто положил начало течения, получившему название фрейдомарксизм?

12. Перечислите защитные поведенческие реакции у детей по И.М. Никольской и Р.М. Грановской.

13. Назовите основные идеи и принципы концепции К.Хорни.

14. Что такое комплекс маскулинности?

15. Перечислите стратегии защитного поведения.

16. Какие потребности человека, по мнению К. Хорни, являются невротическими?

17. Что такое невроз в понимании К. Хорни?

18. Охарактеризуйте невротический процесс личности.

19. В чем причины развития чувства коренной тревоги, по мнению К. Хорни?

20. Что доминирует в структуре личности, по мнению К. Хорни?

21. Какие основные линии критики К. Хорни теории З. Фрейда?

Рекомендуемая литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995

2. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. – М., 2007

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008

4. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007

5. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т.1. – М., 2001. – С. 13-29 (Образ), С. 31-86 (Бессознательное), С. 135-380 (Синемалогический практикум)

6. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т.2. – М., 2003

7. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М., 1999

8. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., Воронеж, 1997

9. Хант М. История психологии. – М., 2009

10. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию – СПб., 1997

Наши рекомендации