Требования к результатам освоения дисциплины. Кафедра «Экономика и финансы»
Ярославский филиал
Кафедра «Экономика и финансы»
Утверждаю
Директор
Ярославского филиала Финуниверситета
______________ Г.А. Родина
«__» сентября 2015 г.
К.Ю. Проскурнова
МАКРОЭКОНОМИКА
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся по направлению
38.03.01 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
(программа подготовки бакалавров)
Ярославль 2015
ББК _____
Проскурнова К.Ю.
Экономическая теория. Программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (программа подготовки бакалавров). — Я.: Ярославский филиал Финуниверситета, 2015.
Дисциплина «Экономическая теория» является обязательной дисциплиной основной образовательной программы для подготовки бакалавров по направлениям «Экономика».
Рабочая программа учебной дисциплины содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу, тематику практических занятий, формы самостоятельной работы, контрольные вопросы и систему оценивания, методические рекомендации, учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Рекомендовано Ученым советом Ярославского филиала Финуниверситета
(Протокол от 19.06.2015 г. № 17)
Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»
(Протокол от 16.06.2015 г. № 12)
ББК _______
© Ярославский филиал
Финуниверситета, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины.. 4
2. Место дисциплины в структуре ООП.. 5
3. Требования к результатам освоения дисциплины.. 5
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 7
5. Содержание дисциплины.. 8
5.1 Содержание разделов дисциплины.. 8
5.2 Новое в профессиональной области. 26
5.3 Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 28
6. Практические занятия и семинарские занятия. 30
7. Самостоятельная работа. 34
8. Контрольные вопросы и система оценивания. 41
8.1 Контрольные вопросы промежуточной аттестации. 41
8.2 Система оценивания. 44
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 46
Цели и задачи дисциплины
Изучение дисциплины «Макроэкономика» способствует формированию системы знаний о субъектах экономики, явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.
Целями изучения студентами дисциплины являются:
· овладение понятийным аппаратом современной экономической науки, позволяющее самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования национальной экономики,
· формирование научного социально-экономического мировоззрения.
Задачи дисциплины:
· теоретическое освоение студентами современных макроэкономических концепций и моделей, а также особенностей ведущих школ и направлений экономической науки;
· приобретение знаний о закономерностях функционирования современной экономики на макроуровне;
· приобретение практических навыков использования различных экономических методов для анализа тенденций развития современного общества в целом, а также российского общества в частности;
· ознакомление с текущими макроэкономическими проблемами России, институциональной структурой российской экономики, основными направлениями экономической политики государства.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Макроэкономика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по направлению 38.03.01 «Экономика» (программа подготовки бакалавров).
Дисциплина «Макроэкономика» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра экономики.
Требования к результатам освоения дисциплины
Дисциплина «Макроэкономика» по программе подготовки бакалавров для направления 38.03.01 «Экономика» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
ОК-1 | способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества | Групповые дискуссии Презентация докладов | |
ОК-3 | способность работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений | Лекционные занятия Групповые дискуссии | |
ОК-4 | способность понимать и анализировать экономические и социально значимые проблемы и процессы, применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | Лекционные занятия Групповые дискуссии Презентация докладов | |
ОК-5 | способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию | Подготовка домашнего задания на семинар | |
ОК-7 | способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы | Групповые дискуссии Презентация докладов | |
ОК-8 | осознание сущности и значением информации в развитии современного общества; владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией | Групповые дискуссии Расчётно-аналитическая работа | |
ПК-1 | способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | Решение ситуационных задач Расчётно-аналитическая работа | |
ПК-4 | способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач | Решение ситуационных задач Домашнее творческое задание | |
ПК-8 | способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | Групповые дискуссии Презентация докладов | |
ПК-9 | способность собрать необходимые данные, используя отечественные и зарубежные источники информации, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет | Решение ситуационных задач Расчётно-аналитическая работа |
В результате освоения содержания дисциплины «Макроэкономика» по программе подготовки бакалавров направления 38.03.01 «Экономика» студент должен:
знать:
· принципы и методы макроэкономического анализа;
· основные макроэкономические категории, методику расчета наиболее важных макроэкономических показателей;
· цели, формы и методы государственного регулирования экономики;
· методы и подходы макроэкономики, используемые в процессе анализа функционирования экономической системы, закономерности и принципы развития экономических процессов на макроуровне;
· основы формирования и механизмы рыночных процессов на макроуровне;
· основные статические и динамические макроэкономические модели;
уметь:
· оценивать современную экономическую политику государства, делать обоснованные предложения;
· анализировать конкретные экономические ситуации, процессы, протекающие в условиях различных социально-экономических систем;
· применять макроэкономические модели для определения состояния национальной и мировой экономики;
· системно освещать и анализировать основные проблемы современной экономической жизни и экономической политики в Российской Федерации;
владеть:
· современным экономическим языком, позволяющим самостоятельно ориентироваться в экономической действительности, понимать закономерности развития экономики России и мира в целом;
· навыками оценки эффективности экономической политики государства на основе анализа основных макроэкономических показателей.