Система управления и ее классификация.
Место систем управления в организациях
В условиях рыночных отношений и конкуренции объективно возрастает значение исследований по улучшению системы управления организациями и предприятиями. Элементы любой системы представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая из них, в свою очередь, выступает обычно как отдельный элемент более высокого порядка. Например, в СУ экономикой страны можно определить множество подсистем, которые являются частью целого — всей экономики и образуют свою систему. СУ организацией также представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка (например в систему управления холдингом).
Каждая СУ и мест определенное назначение и соответственно должна содержать целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов. При реализации такой функции в системе организации всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), между которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту — управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту — информация о состоянии объекта) каналам связи (рис. 1.1). Кроме того, должны осуществляться другие внутренние и внешние связи.
Для производственной организации в качестве объекта управления будет выступать его производственная подсистема, которая, как известно, включает основное, вспомогательное и обслуживающее производства. На основе производственных функций и используемой технологии в этих производствах формируется производственная структура, главным звеном которой являются производственные подразделения.
В основном производстве к таким подразделениям относятся, как правило, цехи, изготавливающие основную продукцию. Например, для машиностроении это будут заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи.
1 — управляющие воздействия и информация по прямому каналу связи;
2 — информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи;
3 — ресурсы на входе системы;
4 — выход системы (продукция, услуги, выполненные обязательства);
5 — внешние задающие воздействия;
6 — исходящая информация и документация (решения);
7 — информация о внешней среде.
Рис. 1.1. Простейшая модель системы организации (предприятия)
Во вспомогательном производстве основу производственной структуры также составляют цехи, но изготавливающие вспомогательную продукцию, потребляемую непосредственно при производстве основной продукции предприятия. На машиностроительном предприятии это могут быть инструментальные, штамповочные, модельные и ремонтные цехи.
Обслуживающее производство включает подразделения, предназначенные для обслуживания основного и вспомогательного производств. К ним могут относиться, например, транспортные, складские, энергетические, сантехнические и другие хозяйства.
Состав элементов каждой из подсистем СУ - зависит от конкретного содержания системы организации и может быть весьма разнообразным. Наиболее универсальным представляется подход к определению состава элементов СУ в зависимости от состава элементов производственной системы. При этом целесообразно принимать число элементов субъекта равным числу элементов объекта при их относительно возможном соответствии друг другу.
Для условий рынка в составе как управляемой, так и управляющей подсистем следует (помимо целей и стратегии, а также ресурсов на входе системы, внешних условий и факторов, влияющих на систему) выделить результирующие, ресурсные и функционально-организационные группы элементов (рис. 1.2).
Характеристика элементов системы управления
Элементы производственной системы характеризуются следующими параметрами и показателями:
• предметы труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие и т.п.) — состав, объемы, динамика объемов и состава, обеспеченность, использование, затраты, запасы, периодичность поставок, качество поставок, материалоемкость и др.:
• средства труди (машины, оборудование и т.п.) — состав и структура, обеспеченность, использование, прогрессивность, фондовооруженность, выбытие и обновление основных фондов и др.;
• кадры производства (основные и вспомогательные рабочие) — состав, численность, квалификация, текучесть, обеспеченность, производительность, образовательный уровень и т.п.;
• технология производства (совокупность взаимосвязанных производственных процессов по изготовлению продукции) — прогрессивность техпроцессов; удельный вес основных и вспомогательных техпроцессов; удельный вес ручного труда; обеспеченность техоснасткой; уровень автоматизации техпроцессов, длительность техпроцессов, качество осуществления техпроцессов и др.;
• производственные функции (функции кадров производства, машин и оборудования, осуществляемые в процессе производства продукции) -- состав, содержание, структура; длительность, повторяемость, затраты и др.;
• методы организации производства (совокупность способов организации основного, вспомогательного и обслуживающего производств) — структура типов производств; уровень предметной, технологической и подетальней специализации; уровень концентрации, кооперирования и комбинирования производства; виды движения предметов труда; периодичность запуска партий, способы передачи партий продукции; технический уровень производства, ритмичность производства и др.;
• производственная структура (состав подразделения производственной системы и взаимосвязи между ними в процессе производства продукции) — состав цехов, участков с бригад основного, вспомогательного и обслуживающего производств; территориальное расположение подразделений; внутрипроизводственные связи звеньев и производственной структуре; распределение численности работающих по производственным подразделениям; обеспеченность производства новыми разработками и др.;
• продукция (материальный результат производства) — объем и номенклатура выпускаемой продукции; номенклатура и объемы НИОКР и услуг; качество продукции и услуг, сложность продукции, удельный все новой продукции; объем экспорта; выполнение плана поставок по контрактам; динамика объемов производства; себестоимость, прибыль, рентабельность продукции и др.
Очевидно, что в данной работе предметом рассмотрения должны стать вопросы исследования СУ, то есть управляющих подсистем — субъектов системы организации. Определения основных терминов по исследованию СУ представлены в кратком терминологическом словаре (см. Приложение).
Элементы СУ можно характеризовать рядом следующих параметров и показателей.
• Функции управления — специфический вид деятельности по обоснованию, выработке, принятию и выполнению управленческих решений: состав и количество функций; распределение функций; уровень выполнения функций; уровень специализации, кооперации, децентрализации и централизации выполнения функций; количество уровней управления; уровень дублирования функций: уровень регламентирования функций; затраты на выполнение функций; длительность выполнения функций и др.
• Информация — совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения решений по достижению целей и задач организации: виды, структура и объем информации; уровень информационного обеспечения; периодичность поступления информации: затраты на обработку информации; схема информационных потоков; схема документооборота и др.
• Технические средства управления — совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации кадрами управления; виды и количество технических средств; качество технических средств: стоимость и цена потребления технических средств; удельный вес прогрессивных технических средств: возрастной состав технических средств; обеспеченность техническими средствами; уровень автоматизации решения управленческих задач; уровень организации рабочих мест и др.
• Кадры управления — работники всех уровней управления: численность управленческого персонала, численность по подсистемам (функциям) управления; удельный вес менеджеров и исполнителей; профессиональный и возрастной состав; квалификационный и образовательный уровень; текучесть управленческих кадров; заработная плата кадров управления; уровень трудовой дисциплины; условия труда; оперативность принятия решений; соответствие занимаемым должностям; уровень обеспеченности кадрами управления и др.
• Технология управления — совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов: состав и структура управленческих процессов, процедур и операций; длительность управленческого цикла; удельный вес управленческих операций рутинного и творческого характера; повторяемость и длительность процессов, процедур и операций; уровень типовых технологических процессов управления; уровень регламентации процессов управления; ритмичность выполнения процессов управления; качество выполнения процессов управления; затраты на выполнение процессов, процедур и операций управления и др.
• Методы организации управления — совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации: удельный вес организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления; обеспеченность нормативными, методическими и другими документами; уровень учета и контроля исполнения решений; уровень качества используемых методов управления; уровень мотивации труда; уровень творческой активности членов трудового коллектива; уровень организации делопроизводства и др.
• ОСУ— совокупность специализированных органов (подразделений — отделов, бюро, групп и т.п.) управления, взаимодействующих и взаимосвязанных для достижения целей и задач организации: состав и количество управленческих подразделений па иерархических уровнях управления; состав и соотношение целевого, линейного, функционального и обеспечивающего управления; тип существующей структуры управления; соответствие коэффициента управляемости норме управляемости; уровень качества ОСУ; затраты на управление по подразделениям и др.
• Решения — акты, результат, конечный продукт управленческой деятельности, направленные па достижение целей и задач организации: состав, структура и качество решений; полнота и обоснованность решений; своевременность решений; уровень исполнения решений; уровень регламентации решений; повторяемость решений; количество принимаемых решений: оперативность решений; затраты па принятие и выполнение решения и др.
От выбора для исследования состава элементов СУ, их параметров и показателей во многом зависят его конечные результаты.