Виды, структура и классификация ресурсов. Система управления ресурсами

Состав необходимых ресурсов уникален для каждого конкретного бизнеса. В общем виде виды и структура экономических ресурсов бизнеса представлены на рис. 1.1.

Ресурсы – источник энергии бизнеса, основной фактор деятельности, поэтому жизненно важно управлять ими. Это осуществляется через систему управления ресурсами.

Система управления ресурсами включает в себя:

1. Ресурсную стратегию;

2. Систему реализации ресурсной стратегии.

Система управления ресурсами является составной и неотъемлемой частью общей бизнес-стратегии и системы управления реализацией бизнес-стратегии.

Учитывая особенности и свойства ресурсов, можно сделать вывод, что каждый бизнес – это уникальный набор ресурсов, способов управления ими, привлечения, развития и использования их в деятельности. Поэтому каждая организация должна создавать собственную систему ресурсов под цели, стратегию развития, виды деятельности.

Система должна содержать комплекс и комбинацию необходимых ресурсов, исходя из целей, видов деятельности, стратегии, процессов.

Ресурсы – это система, которая превращает цель в результаты. Результат достигается через синтез целенаправленного воздействия кадровых ресурсов (труда) на овеществленные ресурсы (материальные, финансовые и другие) в ходе бизнес-процессов. В бизнес-процессах происходит преобразование ресурсов в результаты деятельности. Тем самым, затраты ресурсов (количественные, качественные, стоимостные) определяется необходимостью их для результата. Результативность (достижение целей) обеспечивается правильным привлечением, развитием и использованием (применением) ресурсов для производства товара, его продажи потребителям и управления этими процессами.

Виды, структура и классификация ресурсов. Система управления ресурсами - student2.ru Рисунок 1.1 - Виды и структура экономических ресурсов бизнеса

Система служит для взаимосвязи основных бизнес-процессов в обеспечении потребностей в ресурсах, их сбалансированном распределении для использования, развития, накопления ресурсов для расширенного воспроизводства капитала.

Стратегические, ключевые ресурсы, которые обеспечивают развитие, и конкурентные преимущества бизнеса определяются в общей стратегии развития организации, которая подразумевает потребительскую, товарную, рыночную стратегию, подкрепляемых ресурсной стратегией и стратегией роста капитала.

Стратегические ресурсы планируются в ресурсной стратегии на основе потребительской, товарной и рыночной стратегий, исходя из критических факторов успеха и свойств VRIN: ценность ресурсов (Valuable), редкость ресурсов (Rare), неидеальная воспроизводимость (Imperfectly imitable), незаменимость (Non-substitutable).

В ресурсной стратегии устанавливается потребность в ключевых ресурсах, определяющих развитие бизнеса.

Потребность в ресурсах определяется на основании:

1. Характера внешней среды;

2. Целей и стратегии их достижения;

3. Продукта(тов) деятельности – товарного предложения;

4. Отраслевых особенностей;

5. Видов и масштабов деятельности;

6. Позиций на потребительских рынках и рынках ресурсов;

7. Системы организации и управления бизнесом.

Но стратегических ресурсов не достаточно в целом для деятельности и реализации стратегии, которая осуществляется с помощью системы управления реализацией стратегии, что требует ресурсов для обеспечения основных функций реализации стратегий (маркетинг, разработка, производство, сбыт, организация и управление) посредством действий кадровых ресурсов, опирающихся на систему финансирования. То есть применением системы управления стратегией уточняются бизнес-процессы производства, продажи, организации и управления, а также источники финансирования привлечения ресурсов и определяются показатели их результативности и эффективности.

С учетом ресурсов, необходимых для функций управления, уточняются потребности в общих ресурсах для деятельности.

Общие ресурсы бизнеса = Стратегические ресурсы + Ресурсы для управления деятельностью (тактические ресурсы). (1.2)

В ресурсной стратегии также формулируются задачи, принципы и условия привлечения необходимых ресурсов, а также способы их привлечения и финансирования.

Задачи привлечения ресурсов:

1. Результативность – создание продукта, реализация потребителю;

2. Эффективность – генерация доходов от деятельности (признание потребителей, инвесторов, акционеров) превышает стоимость затраченных ресурсов;

3. Ресурсы обладают преимуществами, которые обеспечивают твердые позиции на рынках, а также дополнительный прирост капитала в виде сверхнормальных прибылей и гудвилла.

Принципы привлечения ресурсов:

− альтернативность – возможные варианты решений;

− выбор лучшего варианта на основе критериев оптимальности, которые устанавливаются компанией;

− обоснованная оценка ресурсов с экономической, рыночной, технической, юридической, кадровой, рисковой и других позиций;

− соответствие стратегии целям;

− сравнение с конкурентами;

− прирост рыночных возможностей;

− натуральная, стоимостная измеримость ресурсов;

− производительность ресурсов;

− результативность – продукт, проданный потребителю (количество, качество, преимущества);

− финансовый результат: выручка, прибыль, отдача на вложенный капитал и другие.

Условия привлечения ресурсов для деятельности:

1. Доступность ресурсов – возможность получения необходимых ресурсов для стратегической деятельности.

2. Достаточность ресурсов – возможность привлечения нужного количества ресурсов.

3. Качество ресурсов – соответствие целям, задачам (обеспечение достижимости), бизнес-процессам.

4. Рациональность привлечения и использования (затраты оправданы, окупаются доходами).

5. Владение (и / или контролируемость) ресурсов.

6. Защита преимуществ в ресурсах.

Способы привлечения ресурсов:

- приобретение, покупка, мена;

- аренда, безвозмездное пользование;

- наем, гражданско-правовые отношения с кадрами;

- аутсорсинг;

- инвестиции;

- участие в капитале, слияния и поглощения;

- разработка, создание.

Большинство ресурсов привлекается на внешних рынках, поэтому динамика и состояние внешней среды имеет архиважное значение для ресурсов. Ее влияние можно проанализировать посредством PEST анализа:

− экономической перспективы (макроэкономических изменений, изменений на рынках ресурсов);

− политической перспективы;

− социальной перспективы;

− технологической перспективы.

Ресурсная стратегия осуществляется через систему управления ее реализацией, которая должна содержать механизмы, обеспечивающие привлечение и использование ресурсов через снабжение, распределение между центрами управления. Центры управления проектируются в организационной структуре. Механизмами реализации служат системы организации и управления.

Особенности ресурсной системы:

- система строится на комплексе методов (система сбалансированных показателей (BSC), функционально-стоимостной анализ (ABC), причинно-следственные зависимости (CMOPC), ценностно-ориентированное управление (VBM), стандарты финансовой отчетности и т.д.);

- ресурсы планируются из стратегических целей (результатов) развития на 3 – 5 лет, тактические – на 1 – 2 года;

- ресурсы планируются на процессы исходя из баланса активов и пассивов;

- возможно планирование от цены продукта;

- управление ресурсами в целом по всей деятельности;

- при принятии решений учитываются финансовые и нефинансовые показатели результатов;

- деятельность балансируется в системе результативного управления бизнесом (сбалансированных показателей);

- комплексность – ресурсами должны обеспечиваться все бизнес-процессы;

- системность – производительность и преимущество ресурсов зависит от взаимодействия или сочетания с другими ресурсами.

Функционирование ресурсной системы опирается на организационную систему, которая включает в себя:

- четко и ясно поставленные бизнес-цели;

- стратегию достижения целей;

- структурирование бизнеса;

- порядок и правила принятия и исполнения решений, взаимодействия в рамках организационной структуры – систему корпоративных стандартов;

- бизнес-процессы и технологию их выполнения;

- необходимую инфраструктуру для осуществления бизнес-процессов;

- обеспечение ресурсами бизнес-процессов.

Организационная система является основой для определения потребности в ресурсах, распределения ресурсов между бизнес-процессами, обеспечения ресурсами, а также устанавливает правила и порядок работы с ними.

Для целенаправленной работы с ресурсами необходимо управление ресурсами, которое включает в себя:

- мониторинг внешней среды;

- маркетинг внешних рынков;

- планирование ресурсов;

- формирование информации по ресурсам;

- способы и методы измерения и оценки ресурсов;

- контроль и анализ результативности и эффективности привлечения, использования и развития ресурсов;

- мотивацию за результативное и эффективное формирование и использование ресурсов.

Система управления ресурсами позволяет направлять ресурсы на достижение результативности (целей), координировать действия и использование ресурсов между функциями системы управления, центрами ответственности, обеспечивать ресурсами согласно планам и графикам, измерять и оценивать результативность и эффективность использования ресурсов, собирать и обрабатывать информацию, оперативно принимать решения, стимулировать достижения.

Преимущества системы управления экономическими ресурсами:

1) Инструмент для принятия решений с позиции «смотря вперед», а не «оглядываясь назад».

2) Комплексное и системное формирование ресурсной базы под стратегию и систему управления реализацией стратегии, а не хаотичных запросов подразделений.

3) Ориентация на доходность ресурсов, их ценность для бизнеса, а не только на стоимость ресурсов.

4) Рациональность распределения ресурсов между процессами для сбалансированности стратегического развития.

5) Контроль достаточности необходимых ресурсов для выполнения поставленных стратегических задач.

6) Система управления экономическими ресурсами является составной частью «иммунной системы бизнеса», противодействующей дезорганизации деятельности и негативным изменениям во внешней среде.

Выгоды применения системы управления экономическими ресурсами:

1) Нацеленность привлечения и использования ресурсов на результативность и эффективность деятельности.

2) Оптимизация затрат ресурсов в зависимости от ориентированности на доходность и укрепление рыночных позиций, конкурентной способности.

3) Накопление ресурсов для расширенного воспроизводства капитала, повышения стоимости бизнеса за счет гудвилла.

Вопросы по теме:

1) Что такое ресурсы? Назовите их основные группы.

2) Какова роль ресурсов для бизнеса?

3) Что такое система управления ресурсами и какие элементы она включает?

4) Назовите преимущества системы управления экономическими ресурсами.

Наши рекомендации