Краткие сведения из истории методологии ценообразования

В своем развитии методология ценообразования прошла достаточно тернистый путь, так как одним из самых легких способов объяснения причин неудач и провалов в экономике страны было объявление неправильной методологии ценообразования. Государство всегда рассматривало цены как один из основных рычагов управления экономикой, директивность и высокая централизация были неизменными их спутниками. Положительными в этом отношении были два момента: 1) высокая степень научности в разработке методологии; 2) строгий контроль за единством ее применения.

Впервые строго научные основы методологии ценообразования с позиций марксистской экономической науки были использованы в генеральной реформе цен в 1925/26 гг. и установлении цен 1927/28 гг. Именно тогда была выдвинута и обоснована общественно необходимая норма затрат труда (ОНЗТ), которая легла в основу всех концепций ценообразования в дальнейшем. Краеугольным камнем этой концепции было то, что ОНЗТ трактовалась как категория, объединяющая интересы производителей товаров и услуг и государства в целом. В фундаментальной работе М.А. Терентьева им дается следующая формулировка: "Под ОНЗТ следует понимать признаваемые и возмещаемые обществом затраты непосредственных изготовителей продукции для удовлетворения общественных потребностей"[2]. Естественно, что в ценообразовании необходимо было найти адекватную количественную меру ОНЗТ, и различия в подходах выражения ее обусловили использование той или иной концепции.

Наиболее продолжительный период в ценообразовании господствовала концепция усредненной стоимости, одним из авторов которой был Д.Д. Кондрашов. Впервые она была использована в ценах 1927/28 гг. и действовала до 1967 г., т.е. практически 40 лет. В упрощенном виде суть ее сводилась к тому, что в целом по экономике Союза была определена необходимая сумма прибыли, которую государство должно получить со всех хозрасчетных отраслей для содержания бюджетной сферы. Отношение этого объема прибыли к затратам хозрасчетных отраслей и позволило определить общественно необходимый уровень рентабельности:

Rобщ = Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru ,

где Rобщ - общественно необходимый уровень рентабельности;

П - объем прибыли, получаемый с хозрасчетных отраслей для содержания бюджетной сферы;

З - общие затраты хозрасчетных отраслей.

Проведя такие расчеты, была получена цифра в 21%, т.е. для нормального развития государства необходимо на затраты хозрасчетных отраслей "наложить" рентабельность в 21%. Однако при более тщательном анализе поступлений в бюджет оказалось, что около 80% всех платежей производят всего четыре отрасти, уровень чистого дохода в которых был чрезвычайно высок: от 100% до 3000%: винно-водочная, табачная, хлебо-кондитерская и легкая. Тогда первоначальная формула была модифицирована, с нее убрали прибыли и затраты этих 4-х отраслей:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru ,

где Пi и Зi - прибыль и затраты перечисленных выше отраслей.

Скорректированный уровень рентабельности оказался равным примерно 15% - эта цифра и была взята в качестве средней нормы рентабельности, отражающей ОНЗТ. Тогда цена, согласно этой концепции, определялась так:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru ,

где Ц1 - цена товара или услуги по первой концепции,

С/ст - себестоимость товара или услуги.

Усредненный подход к определению рентабельности не означал ее единого уровня, целые отрасли (добывающая, лесная, электроэнергетика и др.) были планово-убыточными, зато другие - высоко прибыльны. Государство в больших масштабах использовало перераспределительную функцию и снимало доходы с одних отраслей и планово дотировало другие. Но 15% - был тот ориентир, которого старались все придерживаться. Если рентабельность продукции или услуг была ниже 15%, то такое производство считалось низкорентабельным. Если же этот предел превышался, то - наоборот. Более того, если по каким-либо видам продукции или услуг рентабельность была выше 21%, то накладывался налог с оборота. Нормальным было положение, когда планово убыточные предприятия платили большой налог с оборота. Например, если из 100 наименований продукции 80 были убыточны и в целом завод был убыточен, но у 20 видов рентабельность превышала 21%, то предприятие именно с этих 20 видов платило в бюджет налог с оборота.

Положительными моментами этой концепции была ее простота, четкость, широкие возможности для директивных органов осуществлять контроль за изменением цен. Однако концепция имела существенные недостатки. Во-первых, это уравниловка, т.е. практически одинаковый подход и критерии для всех отраслей. Во-вторых, наличие большого количества планово убыточных отраслей, которые всецело зависели от выделяемых дотаций и не могли сами развиваться. В-третьих, при нормативно утверждаемой рентабельности самым легким способом получения большей суммы прибыли было наращивание затрат, что, к сожалению, предприятия и делали. Лозунги экономии затрат оставались пустыми декларациями, т.к. концепция, сама жизнь толкала на рост затрат. В этом был ее главный недостаток.

С 1 июля 1967 г. в промышленности, строительстве и ряде других отраслей были введены новые цены. Этому предшествовала Генеральная реформа цен в 1965 г. в промышленности и в 1966 г. в других отраслях. Переход на новые цены сопровождался сменой методологии ценообразования, так как была принята концепция цены производства. Согласно ее положениям цена рассчитывалась по формуле:

Ц2 = себестоимость Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru ,

где Rпр - рентабельность производства. Она рассчитывалась по формуле:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru ,

где Фпр - производственные фонды хозяйственных отраслей;

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru - производственные фонды 4-х наиболее доходных отраслей.

В состав производственных фондов входили: 1) промышленно-производственные фонды, непромышленно-производственные фонды, средние остатки нормируемых оборотных средств (запасы товарно-материальных ценностей, незавершенное производство, расходы будущих периодов). Как правило, рентабельность рассчитывалась в разрезе промышленности и ее отдельных отраслей. Концепция была построена на том, что в образовании стоимости в основном участвуют производственные фонды. Преимущества ее состояли в простоте, возможности директивного регулирования, дифференцированном по отдельным отраслям подходе. Однако недостатки первой концепции сохранились, т.к. рентабельность производства по-прежнему накладывалась на себестоимость и стремление увеличить размер прибыли за счет роста затрат сохранилось. Еще одним недостатком стала гонка предприятий за дорогими фондами. Именно с 1967 г. в стране начинается быстрый рост стоимости фондов, неадекватный улучшению их качества и производительности, и снижение фондоотдачи. Эта концепция просуществовала до 1992 г., т.е. 25 лет.

Однако в ее использовании существовал перерыв. С 1977 г. сначала в качестве эксперимента, а с 1979 г. и вся промышленность перешла на новую концепцию - цены труда. Суть ее состояла в следующем:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru ФОТ,

где Rтр - рентабельность труда;

ФОТ - фонд оплаты труда;

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru .

Авторы этого подхода исходили из того, что создателем стоимости может быть только труд, стоимость которого выражается через оплату труда. Переход на новую концепцию сопровождался использованием такого сложного показателя, как нормативно-чистая продукция, который рассчитывался по всей номенклатуре изделий. Концепция не оправдала возлагаемых на нее надежд на заинтересованность предприятий в экономии затрат, но благодаря ее внедрению стало выгодным увеличивать фонд оплаты труда, а самым легким способом для этого было внедрение ручного труда. Именно после 1979 г. в экономике страны стало наблюдаться резкое замедление внедрения достижений научно-технического прогресса, не всегда оправданный рост численности работающих. Другой негативной тенденцией, которая появилась в связи с этой концепцией, стало "вымывание" из оборота дешевого ассортимента, все больший выпуск предприятиями высокоприбыльных изделий. Основной причиной этого было то, что в показателе нормативно-чистая продукция, по которой оценивалась работа предприятий, доля прибыли по отраслям промышленности колебалась от 25% до 55%. Это и породило стремление выпускать высокорентабельные, дорогие виды изделий в ущерб дешевым, в которых больше нуждалось население. Недостатки концепции "цены труда" были столь очевидны, что уже в 1981 г. от нее отказались и вновь перешли на расчеты цены по методологии "цены производства".

Были рассчитаны еще две концепции, которые, однако, не были приняты, а остались только в теоретической разработке. Концепция цен "оптимального плана" была рассчитана на материалах межотраслевого баланса затрат труда 1959 г. специалистами ЦЭМИ во главе с академиком Н.П. Федоренко. На основе МОБ была проведена оптимизация затрат труда по всем отраслям хозяйства СССР, через средние уровни оплаты труда перешли на стоимостные затраты труда, а уже через них на цены. Рост цен оптимального плана позволил сделать два принципиальных вывода: 1) структура цен, сложившаяся в экономике страны, нуждается в коренном пересмотре. Необходимо резко поднять цены на сырьевые, продовольственные товары и снизить - на готовые потребительские изделия, т.е. практически перевернуть ту "пирамиду цен", которая существует; 2) структура цен, которая сложилась в экономике стран с развитыми рыночными отношениями, близка к оптимальной, т.е. за длительный период развития капитализм достиг большей оптимальной структуры цен.

Вторая концепция была разработана Институтом экономики Академии наук СССР. В ней была сделана попытка объединить концепции "цены производства" и "цены труда". В упрощенном виде цена рассчитывалась по формуле:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru ,

где a и b - коэффициенты вклада производственных фондов и труда в образовании стоимости.

Расчеты по этой концепции были произведены по важнейшим отраслям экономики и промышленности. Однако авторы до конца не сумели обосновать, как рассчитывать a и b при формировании цен отдельных изделий и услуг. Как и предыдущая концепция, она осталась "мертворожденным дитем", т.к. без коренных преобразований в обществе, при господстве административного подхода в ценообразовании, любой научный подход в нем оставался невостребованным.

Коренные преобразования, которым подверглось ценообразование после реформ декабря 1991 г., введение свободных цен, рыночные преобразования объективно потребовали изменить и методологию формирования цены. С 1992 г. перешли на вариант первой концепции, т.е. как бы вернулись "на круги своя", но без нормативности и директивности. В насто-ящее время нижний предел цены определяется по формуле:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru себестоимость Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru себестоимость,

где Rф - рентабельность предприятия или фирмы, которая определяется по формуле:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru ,

где Пф - прибыль, доход фирмы;

Зф - затраты фирмы.

Изменение подхода в ценообразовании было связано еще и с изменением практики налогообложения, когда налог на прибыль стал взиматься не с каждого вида продукции или услуг, а с общей суммы прибыли, полученной за какой-либо период, предприятиям стало возможным регулировать общий уровень рентабельности, маневрируя прибыльностью отдельных видов продукции.

Если рассмотреть структуру цены в развитой рыночной экономике, то ее можно выразить в виде следующей схемы:

Конечная цена (выручка от продажи ед. продукции)
Экономические затраты  
Хозяйственные издержки Нормальная прибыль Экономическая
Постоян-ные затраты Перемен-ные затраты Затраты на социально-техни-ческое развитие Доход на капитал Предпри-ниматель-ский доход рента (Пере-менная часть прибыли)
Хозяйственные издержки Хозяйственная прибыль
           

Рис. 6. Структура цены в развитой рыночной экономике

Важнейшей категорией в составе цены являются экономические затраты, отражающие тот уровень цены, который как минимум хочет получить фирма, в нашей интерпретации - это нижний предел цены, т.е. значение, не снижающее общую рентабельность фирмы. Хозяйственные издержки - это затраты, которые необходимы для производства и реализации произведенной продукции, полная себестоимость ее. Они состоят из постоянных затрат, т.е. расходов, не меняющихся от изменения объема выпуска продукции. К постоянным затратам относятся: стоимость аренды помещения, оплата освещения, отопления, саночистки, почтовых, телефонных и телеграфных расходов, частично оплата труда и т.д. В ряде отраслей (торговля, снабжение, хранение и других) они составляют значительную долю. Другой частью хозяйственных издержек являются переменные затраты, которые напрямую зависят от объема произведенной продукции или выполненных услуг. В промышленности, строительстве, транспорте - это затраты сырья, материалов, топлива, оплаты труда основных рабочих и т.д.

Нормальная прибыль - это такой уровень дохода в цене продукции, который сложился в данной отрасти или виде бизнеса, считается, что это цена вида бизнеса. Нормальная прибыль - это средний ее уровень, который соответствует условиям спокойной работы отрасли без ажиотажных изменений спроса на ее продукцию. Она состоит из трех частей. Во-первых, в ее состав всегда включается доход на капитал - то есть тот доход, который получают держатели акций данной фирмы. В странах с цивилизованными рыночными отношениями, как правило, организации и фирмы являются акционерными предприятиями и их акции можно свободно продать и купить через дилерские представительства на фондовых рынках. Естественно, доход на акции должен быть таким, чтобы все держатели средств могли получать доход на них, достаточно превышающий прибыль от государственных ценных бумаг. Таким образом, ставка дохода на капитал регулируется их доходностью, включая еще плату за риск. Например, если ставка доходности ценных бумаг федеральной резервной системы США равняется приблизительно 6,25% в год, то естественно, любая фирма закладывает больший доход, чтобы ее акции покупались на рынке. Во-вторых, в состав нормальной прибыли включаются расходы на социально-техническое развитие предприятий, которое, правда, могут позволить себе крупные фирмы, определяющие развитие в отрасли, направление моды, старающиеся чаще обновлять ассортимент выпускаемой продукции или услуг. В-третьих, нормальная прибыль включает в себя во многих фирмах предпринимательский доход. Как правило, ведущие специалисты фирм, директора, члены правлений получают не заработную плату, а доход, заложенный в цену продукции. Более того, в ряде, например, американских предприятий этим людям запрещается покупать акции самих фирм, чтобы не получать с них дохода. Логика здесь достаточно проста - менеджер должен так работать, чтобы продукция фирмы успешно расходилась, и за это он получает доход. Чем большим успехом пользуется продукция фирмы, тем больше идет дохода, так как заложенный твердый процент определяет прямую зависимость между продажами и доходом высших руководителей.

Особое место в цене занимает экономическая рента. Это переменная часть цены, призванная мгновенно реагировать на изменение спроса. При ажиотаже, буме на данный товар экономическая рента может достигать иногда значительных размеров, а при снижении спроса ее может вообще не быть.

Рассмотрение цены по ее отдельным элементам позволяет указать, изменение каких элементов происходит, если наступают особые режимы в работе фирмы. Так, при сезонных распродажах многие фирмы стараются снизить цены настолько, чтобы снижение прибыли компенсировалось увеличением спроса. Поэтому в первую очередь снимают экономическую ренту, снижают долю предпринимательского дохода и затрат на социально-техническое развитие, как правило, сезонные скидки колеблются в пределах 10-20%. Если же цена снижается еще больше, то здесь уже фирма принимает другую тактику, речь о которой пойдет дальше. В ситуации полного отсутствия спроса на товар сначала снимается экономическая рента, затем предпринимательский доход, затраты на развитие, доход на капитал, т.е. вся хозяйственная прибыль. Если же и после этого товар не продается, то цена может снизиться ниже хозяйственных издержек, сначала за счет оплаты труда, а затем и всего остального. Конечной границей снижения является бросовая цена, т.е. "лишь бы продать", она, как правило, состоит из постоянных затрат, куда входят жизненно важные затраты фирмы: освещение, отопление, саночистка и др., без оплаты которых предприятие может просто разориться.

Методы ценообразования

Под методом ценообразования понимается совокупность приемов установления цены нового изделия или изменения уже существующей. На первом этапе - это установление интервала между верхней и нижней границей цены, в котором она может колебаться без ущерба для фирмы. На втором этапе - это определение верхнего предела цены с учетом состояния рынка данного товара или услуги. Установление цены нового изделия - явление довольно редкое, так как в статистике под новым изделием или услугой понимают такое, которое отличается от существующего на важнейшие технико-экономические характеристики: конструкцией, мощностью, производительностью, принципом действия, источником энергии, отсутствием аналога. В потребительских товарах к новым изделиям относятся такие, которые изготовлены из новых материалов, новым способом, удовлетворяют ранее отсутствовавшие потребности.

Наиболее широко в ценообразовании используется параметрический метод, то есть метод количественного выражения связи между ценой и одним или несколькими важнейшими параметрами изделия. Общая формула метода:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru , (1)

где Цнт - цена нового товара;

Цбаз - цена товара, принятого за базу;

П1, П2, П3, ... Пn - важнейшие технико-экономические параметры нового изделия;

а1, а2, а3, ... аn - вклад этих параметров в установление цены нового изделия или изменение уже существующей цены.

Существует множество модификаций этого метода, от простейших - до достаточно сложных.

3.1. Одним из наиболее распространенных методов является использование удельной цены. Он применяется при обосновании изменения цены товара или услуги, где имеется ведущий технико-экономический параметр. Суть метода заключается в том, что цена старого или аналогичного изделия делится на значение ведущего параметра, получается удельная оценка единицы параметра. Затем удельная оценка умножается на значение ведущего параметра в новом изделии. Как правило, этим обосновывается верхний предел цены на стадии выпуска изделия.

Пример: Цена электродвигателя мощностью 375 кВт равнялась 42 тыс. руб. при рентабельности 18%. На предприятии была проведена модернизация двигателя, в результате которой мощность выросла на 40%, однако себестоимость также выросла на 12%, а рентабельность снизилась на 3 процентных пункта. Определить цену модернизированного двигателя и факторы, которые повлияли на это.

Решение: Себестоимость старого двигателя составила 42 : 1,18 = 35,6 тыс. руб., а нового двигателя - 35,6 тыс. руб. ´ 1,12 = 39,9 тыс. руб. Уровень рентабельности модернизированного двигателя составит: 18 - 3 = 15%. Тогда нижний предел цены нового изделия будет равен 39,9 ´ 1,15 = 45,9 тыс. руб. Удельная цена старого образца будет равна 42 : 375 = 0,112 тыс. руб., тогда предполагаемый верхний предел будет равен 0,112 ´ 375 ´ 1,4 = 58,8 тыс. руб. Общее изменение цены: 58,8 - 42 = 16,8 тыс. руб. Факторами изменения цены будут: а) рост себестоимости 39,9 - 35,6 = 4,3 тыс. руб. б) снижение рентабельности 45,9 - 39,9 ´ 1,18 = -1,2 тыс. руб., в) рост качества 16,8 - (4,3 - 1,2) = 13,7 тыс. руб.

3.2. При наличии нескольких ведущих параметров, а также существовании эргономических свойств, которые нельзя выразить количественно, широко используют метод балльных оценок. Особенно часто он применяется при определении цены дорогих уникальных потребительских товаров: сшитых на заказ модных платьев, обуви и т.д. Суть метода состоит в том, что группа экспертов от производителя и потребителей дают балльные оценки в заранее установленных пределах важнейшим свойствам старого изделия. При этом чем больше берется свойств, тем лучше. Баллы суммируются, а затем цена старого изделия делится на сумму баллов, получается удельная цена одного балла. Затем балльным оценкам подвергаются свойства нового изделия. Последним шагом является умножение удельной цены на сумму баллов нового изделия. Метод похож на предыдущий, но вместо одного ведущего параметра выступает общая сумма баллов изделия.

3.3. В ситуациях, когда есть цены отдельных видов товаров или операций, но нет цены всего сложного вида продукции или комплексной услуги, широко применяется агрегатный метод. Цена складывается или как простая сумма цен отдельных изделий и операций, или она еще корректируется на оригинальность, рост качества нового вида изделия. Например, цена комплексной услуги в парикмахерской складывается из простой суммы тарифов на отдельные операции и зависит от количества и вида операций, которые клиент заказал. При этом НДС накладывается на стоимость всех услуг, так как в прейскуранте тарифы на отдельные операции указаны без НДС. Если же необходимо рассчитать цену, например, автоматической линии, и известны цены отдельных ее элементов, то верхний предел цены необходимо рассчитать с учетом роста качества этой автоматической линии по сравнению с производством этих же товаров без ее использования. Нижний же предел цены будет суммой цен отдельных агрегатов с учетом их монтажа и рентабельности. Агрегатный метод широко применяется, когда имеется изделие с насадками, комплектующими элементами и т.д.

3.4. В ситуациях, когда цена зависит от изменения состава изделия, отдельных технико-экономических свойств, часто применяют метод регрессионного анализа. Через испытание изделия на лабораторном стенде или с помощью собранного достаточно большого эмпирического материала строится уравнение регрессии, показывающее зависимость цены от изменения важнейших технико-экономических свойств. Например, цена сложного сплава строится по уравнению регрессии, основными параметрами которого являются виды и количество добавок, цена автомобильной покрышки строится в зависимости от важнейших ее качеств: технологии изготовления, вида каучука, вида наполнителя, кордовой основы и даже рисунка. Метод регрессионного анализа широко используется для прогнозирования цен новых изделий, когда идет изменение - количественное или качественное - отдельных параметров.

3.5. При массовом выпуске каких-либо изделий, которые отличаются лишь размерами или потребительскими свойствами, чаще всего применяется параметрический ряд коэффициентов, устанавливающих дифференциацию цены от количественного изменения какого-либо ведущего показателя. Так, цены на бензины строятся по параметрическому ряду в зависимости от октанового и гексанового числа. Тарифы на грузовые перевозки строятся по коэффициентам в зависимости от грузоподъемности автомобиля, цены на швейные изделия строятся по параметрическому ряду в зависимости от площади лекал материала и т.д. Метод параметрического ряда коэффициентов прост и удобен, позволяет, определив цену базового или наиболее массового вида товара, рассчитать цены других товаров, отличающихся лишь размерами. Однако этот метод обосновывает лишь нижний предел цены, так как верхний ее предел зависит целиком от условий рынка, и изделие меньшего размера, но наиболее массового спроса может стоить дороже, чем такое же, но неходовое изделие большего размера.

3.6. Использование в ценообразовании сводных качественных характеристик. Наиболее широко применяется сводный индекс качества по методике Трапезникова:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru , (2)

где Цн - верхний предел цены нового изделия;

Цб - цена изделия, принятого за базу сравнения. В качестве базового может быть использован ранее выпускавшийся аналог, лучший российский образец, подобное импортное изделие, стандартный образец из мировых справочников.

Iк - сводный индекс качества, который рассчитывается по формуле Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru , где iк - индивидуальные индексы качест-ва, j = 1, 2...n - число взятых технико-экономических характеристик, П - знак произведения. При расчете сводного индекса необходимо учитывать, что если рост качества выражается через снижение показателя, а ухудшение какого-либо свойства через повышение, то в индексе Трапезникова берется обратная величина. Параметров можно брать достаточно много, чтобы дать более точную характеристику изменения свойств изделий. Однако методика сводного индекса качества страдает рядом существенных недостатков. Во-первых, она не учитывает значимость параметров для потребителя. Во-вторых, резкое изменение даже незначительного свойства оказывает сильное влияние на этот индекс. Поэтому существуют две модификации этого метода. В одной из них вместо соотношения параметров берется их относительное изменение, как бы вместо темпов роста оперируют с темпами прироста, т.е. цена изделия рассчитывается по формуле:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru   (3)

Если же рост качества выражается через снижение показателя, а его ухудшение через рост, то в относительном изменении меняют знак на противоположный.

В другой модификации учитывают значимость параметров как для производителя, так и потребителя. Экспертным путем по заранее заданной шкале определяют показатели значимости и вводят их в последнюю формулу, которая уже будет выглядеть так:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru ,     (4)

где Lj - коэффициент значимости j-го технико-экономического параметра.

Формула (4) отражает более приближенную к реальности цену и поэтому применяется чаще всего, хотя и сопряжена с дополнительными затратами на экспертизу свойств товара или услуги.

Проиллюстрируем применение этого метода на условном примере.

Пример. Имеются данные по одному изделию:

Технико-экономические свойства Уровень этих свойств Измене-ние iк iк -1 Коэффи-циент значи-
  базового нового     мости Lj
1. Питаемая мощность, Вт 0,5 -0,5
2. Точность сигнала, % ±3 ±7 2,33 1,33
3. Дальность передачи, км 0,7 -0,3
4. Вес, кг 0,33 -0,67
5. Удобство пользования по 10-балль-ной шкале, баллы 7,5 2,5 1,5
Итого:        

Решение: Цена базового образца составляла 2000 руб. Тогда по методу сводного индекса Трапезникова верхний предел цены нового изделия составит:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru руб.

Обратное значение 1-го и 3-го показателей приняты потому, что имеется улучшение свойств изделия, а величины говорят о их снижении. По второму свойству обратная величина взята потому, что снижение качества выразилось в росте величины параметра.

Используя формулу (3), цена нового изделия будет следующей:

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru руб.

По сравнению с первым расчетом цена значительно снизилась, но она более реально отражает интенсивность изменения параметров. Изменение знаков в 1-м, 2-м, 3-м показателях отражает противоположность изменения показателей изменению направления качества.

Из формулы (4) цена нового изделия будет равна (в руб.):

Краткие сведения из истории методологии ценообразования - student2.ru

Последняя цена отражает реальность роста качества для потребителя, поэтому наиболее адекватна значимость параметров его изменения.

Метод, проиллюстрированный на данном примере, успешно можно применять, когда фирма выходит на внешний рынок. Ей часто бывает необходимо сравнить свойства своего изделия с уже имеющимися аналогами и тем самым определить, насколько она может изменить свою цену. Этот метод позволяет определить уровень конкурентоспособности товара, снизить уровни рисков потерь при выходе на рынок, заранее спланировать возможную нишу на рынке. Он помогает в большей степени знать и усилить те свойства изделия или услуги, которые необходимы потребителю.

Наши рекомендации